Пермские дайверы обнаружили на дне реки Сылвы уникальную находку. На глубине 18 метров они нашли 70-метровый колесный пароход, построенный еще в 1904 году.
Как рассказал 59.RU пермский дайвер Артем Казин, год назад он погружался в горное озеро Казеной-Ам в Чечне, туда же приехали другие дайверы из Перми. Земляки подружились и решили организовать совместные погружения в Прикамье. Ранее старожилы села Троица рассказывали им, что на дне Сылвы находится настоящий колесный пароход, один из последних таких кораблей, ходивший по Каме и затонувший в 1966 году. Дайверы решили проверить легенду.
Погружаться пришлось на глубину 18 метров. Прозрачность воды в этом месте всего 2,5 метра. Поиски были долгими.
— Температура воды была всего +3 градуса, — рассказал 59.RU дайвер. — Уже в темноте нашли вот такого колесного красавца. Пароход до половины погружен в ил. Он стоит практически на киле (продольной балке на дне корабля, — прим. ред.), но немного завален на левый борт. Определили, как называлось судно, спасибо краеведу Владимиру Гладышеву.
Оказалось, что изначально колесный пароход построили под названием «Екатерина» в 1904 году в Муроме на заводе Валенкова. Судно перевозило 500 пассажиров, имело 182 каюты, на нем можно было путешествовать первым, вторым и третьим классом. Численность экипажа составляла 35 человек. Затем пароход приобрело пароходство Кашиной и переименовало его в «Харитина». Судно работало на ежедневной беспересадочной линии между Рыбинском, Нижним Новгородом, Казанью и Пермью. В 1928 году пароход был переименован в «Вера Фигнер». Есть версия, что на этом колесном пароходе могли перевозить пассажиров из блокадного Ленинграда.
Списали колесный пароход в 1960 году из Камского речного пароходства. Затонула «Вера Фигнер» весной 1966 года во время зимней стоянки на Сылве — людей на нем тогда не было.
— Скорее всего, его затерло льдами. Видно, что у судна пробит нос, — рассказал Артем Казин. — В последние годы его использовали как баржу.
По словам дайвера, длина судна — 70 метров, ширина — 16 метров, высота без трубы — 9 метров, у судна хорошо сохранилось колесо.
— Что с этим со всем делать? Будем нырять дальше, как встанет лед, хотя бы сантиметров 15. Это будет примерно через пару недель. У нас появилась идея — развивать в этом месте технический дайвинг, — рассказал Артем Казин. — Дайверам здесь будет интересно так же, как в Ординской пещере или на Лазурном озере под Тагилом. Поднять судно не представляется возможным. Его надо до конца обследовать. Судно в иле, стенки могу обрушиться. Необходимо провести «ходовики» (веревка на катушке. — Прим. авт.), осмотреть судно изнутри, изучить, как оно лежит.
В планах у дайверов поставить на лед армейскую палатку с печкой и организовать там временный лагерь для погружений. Об исследовании корабля и новых находках дайверы будут рассказывать на своем канале в интернете (его пока не открыли).
Ранее мы провели один день с дайверами и погрузились в Голубые озера в Александровском районе.