Экология проблема

Упадок «Кузьминки». Старинный российский дендропарк, находящийся в Прикамье, встретил 180-летний юбилей заброшенным

Для него разрабатывали проекты развития, но в основном всем занимались фонд и волонтеры

Содержание парка проверяла природоохранная прокуратура

5 июня первому российскому дендропарку-лесопитомнику, заложенному в селе Ильинском Пермской губернии бывшим крепостным Строгановых, «патриархом русского лесоводства» Александром Теплоуховым, исполнилось 180 лет. Парк встретил юбилей неухоженным. Территорию не убирают от поваленных деревьев, скоплений порубочных остатков прошлых лет, сломана ограда и провалились мостики. Следить за парком должно Министерство природных ресурсов Пермского края, что, по выводам Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры, делает из рук вон плохо.

В 1842 году лесовод Александр Теплоухов заложил в пермском имении графини Строгановой опытный участок: посадил ели, сосны и лиственницы в Козьминском логу. В центре лога течет ручей, подпитываемый родниками. Ручей перекрыли дамбой со створом и создали пруд. Около пруда возвели шале, в котором работал Теплоухов. После его смерти дело продолжил его сын Федор. Лесовода похоронили в ограде Пророко-Ильинской церкви, но в 1971 году прах перенесли в лесопарк.

В 1965 году решением Пермского облисполкома историко-природный комплекс «Кузьминка» получил статус особо охраняемой природной территории регионального значения. За лесом ухаживали лесники Ильинского гослесхоза. По воспоминаниям инженера лесоустройства Надежды Некрасовой, с 60-х до 90-х годов лесники убирали парк от бытового мусора и сухостоя, чистили пруд и желоб для слива воды, ремонтировали мостики, лестницы и ограду. Санитарную рубку не проводили.

По словам лесничего Дмитрия Сажина, до 2008 года лесопарк был отдельным обходом гослесхоза, за ним ухаживал лесник: летом окашивал дорожки, места отдыха, зимой чистил от снега. Раз в год лесники обновляли деревянные мостики, лестницы, забор, убирали заросли, валеж и сухостой. Сухостой распиливали на дрова и оставляли местным жителям. Но прошла реорганизация лесхозов, вместо 13 сотрудников в Ильинском осталось два мастера и за лесопарком перестали ухаживать.

В 2008 году на наследие Александра Теплоухова обратила внимание президент ПОО «Добрый Дом», биолог и специалист в сфере социального проектирования Елена Плешкова. Впервые об Александре Ефимовиче и его последователях она узнала от бывшего директора Ильинской районной библиотеки Нины Гилевой.

— Нина Алексеевна и ее коллеги были искренне увлечены задачей сохранить наследие и вернуть из небытия имена людей, живших и работавших в Ильинском и составивших славу российскому лесоводству, — говорит Елена Плешкова.

Елена Плешкова, президент фонда «Обвинская роза»

Увлечение ильинской темой привело к учреждению Еленой Плешковой фонда культурного и природного наследия «Обвинская роза», в правление которого входят пермяки и ильинцы. Фонд заказал дендрологическое обследование экспертам двух пермских вузов: классического университета и аграрно-технологического. Через два года фонд подготовил концепцию развития «Кузьминки», пригласил эксперта из Нидерландов Киеса Шиперса, который оставил свое заключение и рекомендации. Фонд создал первую в крае экологическую тропу на лесокультурном памятнике, выпустил путеводитель со статьей историка Натальи Голохвастовой об ильинской крепостной интеллигенции, представителем которой и был Александр Теплоухов.

— Мы закладываем новые тренды в развитие территорий и в отношении наследия Теплоухова придерживаемся точно такого же принципа, — Елена Плешкова сравнивает свой фонд с трендсеттером. — Наследие — не музейная полка и не экспонат, это ценность, которую можно использовать и сейчас во благо ильинцев.

Концепция фонда предполагала актуализацию наследия Теплоухова как лесокультурного памятника с коллекцией растений таежной зоны и восстановлением интродуцентов. В концепции говорится, что этот парк мог бы стать эталоном развития лесных культур и служить экспериментальной и учебной площадкой для специалистов лесного дела, как это и задумывал Теплоухов. В той части парка, которая закладывалась в 70-е годы 20-го века фонд предлагал построить по современным энергосберегающим и зеленым технологиям здание, в котором можно было бы проводить конференции.

Концепцию, топокарту и экспертные заключения фонд передал в администрацию Ильинского района, в которой эти документы, по словам Елены Плешковой, до сих пор остаются без движения.

— Они (теперь — администрация округа. — Прим. ред.) могли продолжать тематику. Поскольку у них был хороший экспертно-профессиональный задел, то могли двигать эту тему, — говорит Елена Плешкова, — но ничего сделано не было.

В 2011 году фонд совместно с сельхозакадемией (Пермский государственный аграрно-технологический университет) провел конференцию, посвященную 200-летию со дня рождения Александра Теплоухова, в 2017–2018 годах на дни рождения «Кузьминки» пригласил американскую фолк-группу Three For Silver и фольклористку Марину Суханову. В 2019 году провел мастер-классы московских арбористов из единственного в России центра, сертификационного по европейскому стандарту ETW (European Tree Worker).

Аншлаги в дендропарке

Минприроды края в 2018–2019 годах установило информационные аншлаги, обустроило входную группу, на экскурсионных тропах установило навигационные столбики. Мостики сделали меценаты, а бытовой мусор в лесопарке убирали волонтеры-студенты.

Но этого оказалось недостаточно, по мнению опрошенных нами экспертов, лесопарк по-прежнему выглядит заброшенным. С 2019 года Минприроды края проводило только лесопатологическое обследование и мониторинг состояния ООПТ. Финансирование работ по обустройству, как ответили порталу в министерстве, в связи с незначительным объемом средств и большим количеством ООПТ осуществляется по запросу. Ежегодно на 236 ООПТ регионального значения выделяется 4,2 млн руб. в рамках госпрограммы Пермского края «Экология». Отдельно финансируется природный парк «Пермский» и 20 государственных природных биологических заказников, управляет которыми ГБУ «Дирекция ООПТ».
Фонд «Обвинская роза» приостановил мероприятия из-за пандемии ковида. Кроме того, Фонд не смог привлечь грантовое финансирование и тратил свои ресурсы, которых не хватало. По словам Елены Плешковой, с 2011 года они работали в Ильинском на фоне противостояния и полного отсутствия поддержки со стороны районной администрации.

«С угора можно было увидеть пруд»


Топографический план лесопарка «Кузьминка» в 2008 году составляли студенты аграрно-технологического университета под руководством доцента кафедры лесоводства и ландшафтной архитектуры Александра Романова. За основу исследователи взяли план Козьминского лога 1861 года. Группа Романова сопоставила с планом 19-го века структурные элементы парка: аллеи, ряды и круги деревьев.

В рядовых посадках — производственных опытных площадках на тридцатиградусных склонах — Теплоухов высаживал сеянцами и саженцами ели, сосны и лиственницы. Структурно сохранились периметральные насаждения в северной и южной частях парка, ряды и круги сохранились частично. Многие деревья, высаженные самим Теплоуховым, выпали из-за возраста. Сохранились поздние ряды, посадки последователей лесовода.

Хорошую сохранность исследователи обнаружили у главного лиственничного круга на центральной аллее. По словам Романова, смысл посадки деревьев кругами был в выделении зон отдыха, «откуда открывались перспективы». С соснового круга на самой вершине лога открывался вид на лиственничную аллею и ниже по долине ручья. «С угора можно было увидеть пруд», — уверен Романов.

Место старого пруда студенты расчистили, нашли фундамент дамбы. При устройстве нового пруда строители не предусмотрели полный слив воды на зиму, весной дамбу перемывает и вокруг хлюпает болото. Изменение гидрологического режима привело к гибели части старых деревьев.

Видовой состав лесопарка группа Романова зафиксировала на топокарте. Кроме хвойных, студенты нашли чубушник, барбарис, спирею иволистную, бузину, жимолость, крушину ломкую, кизильник черноплодный, вязы, сирени, шиповник, тополь берлинский, лесную яблоню, карагану. Карагана, по словам ученого, была высажена по южной границе в 19-м веке и уже распадается от возраста.

— По большому счету, парк — заброшенная территория, — считает Романов. После 2008 года преподаватели и студенты расчищали лесопарк. Лесники предварительно проводили распилы, а порубочные остатки из лесопарка выносили волонтеры. Но после того как ильинцы разрушили навигационные указатели, выставленные «Обвинской розой», интерес к лесопарку сошел на нет. «Раз уж местные тут пакостят, чего нам биться — охладели мы к этому объекту», — пожаловался Романов.

Александр Романов, доцент кафедры лесоводства и ландшафтной архитектуры Пермского государственного аграрно-технологического университета

Для прилегающей территории парк значение не потерял: лес охлаждает воздух, перехватывает южные и юго-западные ветра, не дает логу разрастись.

Для наблюдений интерес представляют ряды сосен и лиственниц. По этим посадкам можно увидеть, что происходит с теплоуховским лесом через 180 лет. «Под экспериментальную науку» остаются посадки 70-х годов 20-го века. «Но они тоже уже запущены, срок разреживания пропущен, они начинают отставать в росте. Лес будет расти заведомо хуже, чем естественный», делает вывод Романов.

Ученый считает, что лесопарк важен как историческая память, ему нужна регулярная расчистка, оформление дорожек, «чтобы люди могли прогуливаться по этим маршрутам».

— Теплоуховские культуры — уникальный эксперимент по выращиванию леса, который невозможно повторить в силу его длительности, — делится мнением кандидат биологических наук Алексей Алейников из Лаборатории структурно-функциональной организации и устойчивости лесных экосистем Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН. — Да, сегодня мы можем посадить новые опытные культуры, но мы не знаем, какими они будут через 150 лет. Доживут ли? В то же время есть множество фундаментальных и прикладных научных вопросов, на которые ученые могут получить ответы, наблюдая и исследуя старые культуры. Особенно это актуально в контексте современных климатических проблем.

Заклеймили ценные деревья, а сухостой не отметили


Местная жительница, бывший старший научный сотрудник заповедника «Вишерский» Ирина Прокошева считает высоким риск потери наследия Теплоухова. Она живет рядом с лесопарком и во время прогулок замечает заросшие кустарником аллеи и лежащие на земле старые деревья.

Ирина Прокошева, местная активистка, в прошлом ведущий эксперт Пермского облкомприроды, бывший старший научный сотрудник заповедника «Вишерский»

Министерство природных ресурсов Пермского края в ответе на журналистский запрос признало, что на территории «Кузьминки» — «рассеянное замусоривание, отмечается наличие буреломной и ветровальной древесины, а также отдельно стоящих сухостойных деревьев».

В октябре 2021 года по акту лесопатологического обследования (ЛПО), выполненного «Пермским лесопожарным центром», в парке провели санитарную рубку, которую Ирина Прокошева считает вандальной.

— Не удалено ни одного действительно опасного, погибшего, поваленного или сухостойного дерева, — говорит активистка, — а оставленная неквалифицированными рубщиками неликвидная древесина является опасной по распространению вредителей и болезней, а также пожароопасной.

Ирина Прокошева спасла лиственницы, которые исполнители работ приняли за сухостойные деревья. Шестнадцать лиственниц были с затёсами — отметками к вырубке.

— Я предполагала, что во время лесопатологического обследования будут фиксироваться все сухостойные, поваленные деревья, опасные для лесопарка, в результате заклеймены сырорастущие, прямостоящие, деревья ценной породы, а сухостой и вывалы не отмечены, — говорит Прокошева.

В Минприроды края отметили, что затесы нанесены неизвестными, о чем Закамское лесничество заявило в полицию Ильинского округа.

По обращению местной жительницы Березниковская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку и выявила нарушения по содержанию лесопарка.

14 июня 2022 года сотрудник природоохранной прокуратуры вместе с экспертом выезжал в лесопарк и нашел подтверждение фактам некачественного проведения лесопатологического обследования, приемки работ ЛПО и рубки деревьев. Так, вместо 48 деревьев вырублено 52. Координаты деревьев, предоставленных в рубку и фактически вырубленных, не совпадают. Часть деревьев, указанных в актах ЛПО, на месте отсутствуют, как вырубленные или отмеченные к рубке, и, наоборот, отмеченные к вырубке деревья не вырублены. В некоторых выделах вместо ели, сосны и пихты вырублены березы и липа.

Порубочные остатки исполнители работ не вывезли, на лиственницах оставили ствол зависшей сосны. Закамское лесничество материалы в ОВД по факту незаконно срубленных деревьев не направило.

Рубку леса проводили по договорам купли-продажи лесных насаждений для заготовки дров. Дрова были платой за труд.

Природоохранная прокуратура также пришла к выводу, что к замусориванию территории, завалам буреломных и ветровальных деревьев на территории ООПТ привело ненадлежащее исполнение возложенных на Минприроды Пермского края обязанностей: «Нарушения при осуществлении полномочий в отношении ООПТ "Кузьминка" влекут угрозу недостижения целей образования ООПТ».

Привлекаем туристов — губим лес, нет денег — губим лес


21 апреля на круглом столе «Концепция развития ООПТ в Пермском крае» в Пермском государственном научно-исследовательском университете начальник Управления по охране окружающей среды Минприроды края Лев Третьяков высказал мнение, что лесопарк «Кузьминка» должен быть передан на уровень местного самоуправления по аналогии с другими ООПТ в черте населенных пунктов.

В ответе на запрос редакции министерство сообщило, что с администрацией Ильинского городского округа «по данному вопросу ведется переписка». «Поскольку механизм такой передачи не предусмотрен федеральным законодательством напрямую, в настоящее время организована его отработка на иных региональных ООПТ, фактически находящихся в черте населенного пункта», — ответило Минприроды на запрос редакции. В черте города Перми в муниципальное управление передан Балатовский пригородный лесной парк «Черняевский лес».

Идею передать управление лесопарком на местный уровень Елена Плешкова не поддерживает. Как считает президент «Обвинской розы», для передачи нужно создать условия, чтобы это можно было сделать безопасно для «Кузьминки» и с хорошей перспективой развития.

— На местном уровне нет ресурсов, и не только финансовых, но и понимания ценности, — говорит Елена Плешкова. — И это самое опасное — передать сейчас, пока не сменилось руководство или нет целевого документа, регламентирующего развитие «Кузьминки», который давал бы понимание последовательности мероприятий. Очень надеюсь, что пришедшие на смену управленцы оценят потенциал наследия Теплоуховых как уникального бренда Ильинского района — с большими перспективами развития его как зонтичного на территорию всего Пермского края — и включат работу с ним в число своих приоритетов.

Доцент Александр Романов считает, что содержать территорию без получения дохода муниципалитету проблематично: «Если отдавать на управление местной власти, надо думать, за счет чего будут отбиваться затраченные средства».

В 2011 году студенты аграрно-технологического университета подготовили эскизный план лесопарка с гротами вокруг родников, плоскими каменными прудами. Предлагали и событийный план: проводить праздники воды, первоцвета.

— Но это рекреационная нагрузка, — говорит Романов, — и чем она выше, тем хуже для старых насаждений, они не выдерживают и выпадают. Палка о двух концах. Начинаем привлекать туристов, становится хуже лесу, не привлекаем, денег нет, лес всё равно разрушается, падает, у лесников не хватает возможности распилить, вытащить даже на дрова.

В администрации Ильинского городского округа журналисту портала 59.RU сообщили, что у них нет полномочий содержать лесопарк «Кузьминка»: парк находится на землях федерального лесного фонда и в управлении Минприроды Пермского края в статусе региональной ООПТ.

— Кроме работ на внебюджетные и грантовые средства, мы не можем там ничего делать, — рассказала заместитель главы администрации городского округа по социальным вопросам, начальник управления социальной политики Вера Рябкова. — В целом мы занимаемся популяризацией наследия Теплоухова и содержим в порядке здания, которые находятся в муниципальной собственности.

Упавшее дерево

В 2014 году администрация округа участвовала в конкурсе краевого минкульта «Центры культуры Пермского края» с проектом «История ильинского леса». Проект был посвящен в том числе наследию Теплоухова, открыт Музей пермского леса. В 2021 году местная администрация завершила благоустройство Английского сада, посаженного Федором Теплоуховым, более десятка проектов реализованы на территории Дома-усадьбы Теплоуховых, в нем расположена межпоселенческая библиотека.

В прошлом году замглавы Вера Рябкова вместе с музейным проектировщиком Ольгой Сафрошенко стала соавтором проекта «Хранитель леса». Проект подавали на рассмотрение фонда грантов губернатора Пермского края от Совета ветеранов, на восстановление памятника на могиле Александра Теплоухова и «общественные выходные» по уборке территории дендропарка запрашивали 1,7 миллиона рублей. Высокая цена проекта, по словам Ольги Софрошенко, связана с тем, что памятник Теплоухову — объект культурного и исторического наследия, для его реставрации необходимо заказывать проект у лицензированной организации.

Губернаторский фонд проект не поддержал. Мотивировать свой отказ сотрудники фонда не обязаны, победители в подобном грантовом направлении «Сохранение исторической памяти» набрали от 71,5 до 84 баллов. Проект «Хранитель леса» набрал менее 70 баллов.

— Обратной связи от экспертов нет, в вопросе с оценкой проектов всегда очень шаткая позиция. Может оказаться, что, с точки зрения экспертов, проект написан недостаточно убедительно. Либо мы попали с заявкой к экспертам, которые посчитали, что сам объект не настолько интересен. На мой взгляд, это неприлично для Пермского края, что такие места оказываются в запущенном состоянии. Объекты такого уровня, на мой взгляд — это не забота НКО, а государственной власти, — подытожила Ольга Софрошенко.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем