Пандемия коронавируса отразилась на многих сферах бизнеса: закрыты границы, люди перешли на режим самоизоляции, снизился спрос на некоторые товары и услуги. Публикуем колонку старшего преподавателя кафедры экономики и финансов ПНИПУ Юлии Стародумовой о мерах поддержки предпринимателей в России и за рубежом и о том, почему они отличаются.
— В России на 1 января 2020 года в малом и среднем бизнесе были заняты 15,3 миллиона человек при общем количестве трудоспособного населения более 82 миллионов, — прокомментировала Юлия Стародумова. — То есть в этих сферах работали менее 18% всех трудоспособных россиян. Вклад малого бизнеса в ВВП, который впервые подсчитали за 2016 год, составил менее 22%. До 2020 года его доля не возрастала, а, на мой взгляд, только снижалась.
При этом доля малого и среднего бизнеса в ВВП развитых стран составляет 50–60%. По моему мнению, именно поэтому меры поддержки в России незначительны. Большая доля малых и средних предприятий погибнет, много людей могут потерять рабочие места или существенно снизят уровень жизни. Но поддержку получат те отрасли, которые дают существенный вклад в бюджеты всех уровней и где занято большое количество трудоспособных людей.
В США, Германии, Канаде, Великобритании и других странах основными чертами программ поддержки являются прямая направленность и адресность. Выплаты из бюджета получают как предприниматели (чтобы сохранить бизнес и выплачивать зарплату сотрудникам), так и рядовые граждане (чтобы формировать спрос, который уменьшился из-за изоляции). Проводят двойное стимулирование: и субъектов малого и среднего предпринимательства, и граждан. Меры поддержки рассчитаны на длительный срок.
В России, на мой взгляд, все мероприятия в основном направлены на то, чтобы «не мешать», или носят информационный характер. Нет адресных выплат напрямую пострадавшим компаниям, предлагаются только отсрочки и незначительные снижения налоговых платежей — например, по страховым взносам. Перечень отраслей, которые признаны пострадавшими от коронавируса, достаточно узок, и меры поддержки направлены только на него.
В некоторых субъектах добавляют региональные меры поддержки. Например, в Пермском крае врио губернатора первым, раньше объявления со стороны федеральных властей, снизил ставку налога на имущество и доходы и ставки для арендаторов муниципального имущества. Патент стал стоить 1 рубль. Остальные регионы принимают федеральные меры поддержки или незначительно их дополняют.
Среди причин, по которым важно сохранить малый и средний бизнес, не только налоговые поступления в бюджет, но и риск социальной напряженности. Часто в небольших и средних городах в малом бизнесе заняты неквалифицированные сотрудники, которые находятся в неустойчивом социальном положении: они склонны к алкоголизму и проявлениям насилия. Потеряв работу, эти люди могут значительно повысить уровень криминогенной напряженности. Когда сотрудник каждый день выходит на работу, это мотивирует его «держаться», в обратной ситуации он может совершать общественно опасные действия. В этом случае поддержка малого и среднего бизнеса поможет снять социальную напряженность.
Ранее мы публиковали колонку шеф-повара Рашида Рахманова о том, как ситуация вокруг коронавируса отразится на сфере общепита.