26 мая бизнесмены отмечают День российского предпринимательства. В этом году многие из них испытывают трудности из-за ситуации с коронавирусом. Экономист Пермского политеха Юлия Стародумова проанализировала современную ситуацию с поддержкой предпринимателей и рассказала, как изменится потребление россиян в ближайшее время.
— Несмотря на обилие пакетов помощи федерального, регионального, муниципального уровней, поддержку получили менее 50% всех субъектов малого и среднего предпринимательства. А пострадали в той или иной степени почти все, за исключением сферы интернет-торговли, торговли продуктами питания и компаний по доставке, — рассказала старший преподаватель кафедры экономики и финансов ПНИПУ Юлия Стародумова.
По словам эксперта, даже предприниматели, попавшие в программы поддержки различных уровней, обращают внимание на препоны при подаче документов, на сложности и на несоразмерность помощи их ущербу. По мнению экономиста, кризис только назревает, и прописанные в программах поддержки всех уровней меры достаточно краткосрочны и несистемны в этой ситуации.
Юлия Стародумова считает, что кризис более системен и глубок, чем предыдущие, так как сейчас люди находятся в ситуации неопределенности. Поэтому, по мнению экономиста, меры поддержки должны быть рассчитаны на более длительный срок: например, льготные кредиты на зарплаты не на полгода, а на 3–5 лет.
— Проблема в смене парадигмы потребления: мы никогда не вернемся к прежней модели потребления, — объяснила эксперт. — Сейчас полностью отсутствует спрос в таких сферах, как гостиничный, ресторанный, туристический бизнес, индустрия развлечений, спорта, образования. Умирает сфера услуг, которая формировала структуру потребления последние годы: любимые кофейни, фитнес, детские развлекательные центры. Именно они создавали комфорт и удобную жизнь. После отмены самоизоляции немногие отправятся в места скопления людей. Нас может ждать серьезное изменение ценностей, вызванное страхами перед пандемией.
Экономист считает важным ввести мораторий на налоги и проверки сроком на 4–5 лет и тщательно проработать получателей поддержки: например, поддерживать не только представителей розничной торговли, но и оптовиков.
— Нужно также стимулировать спрос, потому что его падение при сокращении инвестиций может стать ключевым фактором проблем, — прокомментировала преподаватель ПНИПУ. — В Пермском крае оперативно приняли решение о выплате пособий различным категориям граждан, в основном тем, кто находится в социально опасном положении: семьям с детьми и малообеспеченным. Но они не могут быть драйверами спроса, а те, кто формировал потребление, снизят его из-за выпадающих доходов сырьевых и промышленных предприятий. Рассчитывать на Фонд благосостояния не стоит: он будет компенсировать выпадающие доходы от добычи нефти. Если сбудутся прогнозы по росту безработицы до 8%, важно предусмотреть, чтобы потерявшие работу граждане не стали источником социальной напряженности.
Юлия Стародумова считает, что в пакетах мер поддержки не хватает целевых показателей, а декларируются только отрасли и суммы.
— Важно отразить, чего мы хотим добиться: например, сохранения 99% субъектов малого и среднего предпринимательства или числа занятых в малом и среднем бизнесе на уровне января 2020 года, — рассуждает эксперт. — В мерах поддержки недостаточно прозрачности, не всегда ясны требования к документам, непонятно, на ком лежит бремя доказательства того, что бизнес действительно пострадал, — говорит экономист.
Ранее экономист Юлия Стародумова сравнила, как помогают пострадавшим от коронавируса предприятиям в России и за рубежом.