«Ни в коем случае не отвечайте на звонок словом «да». Говорите «алло». Иначе мошенники запишут ваш голос, а потом используют, чтобы взять кредит» — так или примерно так звучит совет, который передают друг другу пермяки (и не только) в соцсетях, на форумах, посвященных теме «кто звонил», и во время обычных разговоров.
Мы решили выяснить, действительно ли простым словом «да» могут воспользоваться мошенники. За комментарием обратились к управляющему региональным отделением Уральского ГУ Банка России Алексею Моночкову.
— Использование голосовой удаленной идентификации в мошеннических целях маловероятно, — прокомментировал Алексей Моночков. — Поясню. Сегодня банки собирают и передают в Единую биометрическую систему (ЕБС) биометрические данные своих клиентов. Предполагается, что с помощью ЕБС граждане смогут обслуживаться в банках удаленно: открыть счет, перевести деньги с одной карты на другую, получить другие услуги. При этом, чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо в обязательном порядке пройти первичную идентификацию: лично посетить банк, чтобы его сотрудник снял видеоизображение человека и записал его голос. При биометрической идентификации используется комбинация голоса, лица и некоторых других параметров. Одних только голосовых команд, таких, к примеру, как «да», «нет» или «подтверждаю», недостаточно для совершения банковских операций.
Также представитель Центробанка рассказал, как себя вести во время телефонных разговоров с неизвестными, представляющимися сотрудниками банков.
— Чтобы не стать жертвой мошенников, советую вообще не вступать в разговор с неизвестными лицами, которые звонят вам по телефону от лица сотрудников банков, других финансовых или государственных структур, — отметил Алексей Моночков. — Как правило, они сообщают о подозрительных операциях, якобы производимых с вашим банковским счетом. И под разными предлогами пытаются узнать данные вашей банковской карты или заставить вас совершить какие-либо действия, связанные с вашими деньгами.
Для начала нужно проверить, действительно ли вам звонят из банка.
— Положите трубку. Позвоните по официальному номеру банка и уточните, всё ли в порядке с вашим счетом и картой, — рекомендует управляющий региональным отделением ЦБ. — Даже если у вас на телефоне высветился знакомый номер банка (например, 900. — Прим. ред.), ни в коем случае не делайте на него обратный звонок. Преступники научились подделывать официальные телефонные номера банков, и в этом случае вы снова попадете на злоумышленников. Также не отправляйте СМС на незнакомые номера, не спешите переходить по ссылкам из сообщений «от банка». Набирайте вручную номер горячей линии банка — его можно найти на обратной стороне банковской карты или на официальном сайте кредитной организации. Даже если информация на том конце провода звучит очень правдоподобно, лучше перестраховаться и позвонить в банк самому, чтобы точно общаться с его сотрудником, а не с мошенником. Не стоит паниковать и спешить. Если банк выявит подозрительную транзакцию, он сразу приостановит ее на срок до двух суток. За это время вы можете либо подтвердить эту операцию банку, либо отменить ее.
Ранее мы рассказывали о пермяке, с кредитной карты которого неизвестные перевели на чужой счет 185 тысяч рублей.