В последние месяцы Центробанк не раз оказывался в центре новостей из-за изменения ключевой ставки. Для чего нужно было резко повышать, а затем постепенно снижать ставку, а также почему сейчас говорят об уменьшении инфляции (в том числе в Прикамье), мы обсудили с управляющим отделением Пермь Уральского ГУ Центрального банка РФ Алексеем Моночковым.
— Алексей Алексеевич, как бы вы охарактеризовали сегодняшнюю обстановку в экономике Прикамья?
— Можно сказать — дела идут лучше, чем предполагалось весной. Сейчас экономика подстраивается к новым условиям, и ситуация различается как по регионам, так и по отраслям. Многое определяется степенью зависимости от внешних рынков. В целом по России экспортерам, столкнувшимся с ограничениями, пришлось сокращать выпуск, работать «на склад». В отраслях, зависимых от импортного сырья, материалов и комплектующих, не прекращается поиск альтернативных поставщиков и выстраивание логистики. Это нередко сопровождается ростом издержек и отпускных цен, но важно, что новые каналы импорта появляются. Отрасли, ориентированные на конечный спрос и менее зависимые от импорта, быстрее других приспособились к новым реалиям. После ухода западных компаний появились свободные ниши на рынке, которые они постараются занять.
Для Пермского края важен экспорт удобрений. Они выведены из-под санкций: без них мировое производство продовольствия обойтись не может. Поэтому наш регион находится в сравнительно благоприятных условиях — с точки зрения сохранения занятости, доходов бюджета.
Банк России постоянно поддерживает диалог с предприятиями, отраслевыми объединениями, чтобы получать самую оперативную информацию об экономической ситуации. Полученные данные представлены в докладе «Региональная экономика». Они используются при принятии решений в области денежно-кредитной политики.
— Что происходит с инфляцией? Сначала она рванула вверх — в апреле, по официальным данным, превысила 20%. Теперь, как сообщают, замедлилась.
Да, годовая инфляция и в России, и в Пермском крае в июне снизилась — до 15,90% и 16,75% соответственно. В марте произошло резкое ослабление рубля, издержки компаний на приобретение импортных сырья, комплектующих и материалов существенно возросли. Ажиотажный спрос позволил им быстро перенести возросшие расходы в цены, причем «с запасом». Это вызвало резкое ускорение инфляции.
Сейчас ситуация изменилась. Рубль значительно укрепился. Многие люди считают, что текущие цены на товары необоснованно высоки, и ждут их снижения, потребительский спрос ослаб. Рост цен замедлился, некоторые товары даже стали дешеветь. Сейчас бизнес нащупывает такой уровень цен, который покроет возросшие издержки, обеспечит прибыль и будет приемлемым для покупателей.
Есть причины снижения инфляции и на стороне предложения. Увеличение объемов импорта из стран ближнего зарубежья, введение Правительством России беспошлинного ввоза овощей и укрепление рубля способствовали замедлению годового роста цен на продовольствие. Этому также способствует увеличение объемов производства отечественными производителями. Удорожание стройматериалов замедлилось, когда экспортеры были вынуждены часть продукции переориентировать на внутренний рынок.
Замедлению инфляции способствует и дальнейшее существенное снижение инфляционных ожиданий. В июле инфляционные ожидания населения и ценовые ожидания предприятий заметно уменьшились и достигли уровня начала 2021 года. Это во многом отражает укрепление рубля и общее замедление инфляции.
— Почему Банк России сначала поднял, а потом в несколько шагов снизил ключевую ставку?
— Центральный банк в феврале поднял ключевую ставку до 20%, прежде всего исходя из рисков финансовой стабильности. И потом по мере стабилизации ситуации несколькими шагами снизил ставку. Теперь она составляет 8% годовых. Для снижения есть ряд причин.
Во-первых, годовая инфляция замедляется, и прогноз инфляции говорит о том, что она будет замедляться в дальнейшем. Как вы помните, основная цель денежно-кредитной политики — инфляция «вблизи 4%» в год постоянно (ранее мы подробно разбирали этот вопрос — Прим. ред.). В базовом сценарии Банк России ожидает, что к концу 2022 года годовая инфляция снизится до 12,0–15,0%. Затем, с учетом проводимой денежно-кредитной политики, годовая инфляция снизится до 5,0–7,0% в 2023 году и вернется к 4% в 2024 году.
Во-вторых, снизились инфляционные ожидания населения и бизнеса. Наблюдается сдержанная динамика потребительского спроса. Внешние условия остаются сложными и значительно ограничивают экономическую активность. Смягчение денежно-кредитной политики, а вслед за ней условий кредитования окажет экономике поддержку.
— Как поможет экономике большая доступность кредитов?
— Сейчас Банк России особое внимание уделяет тому, насколько денежно-кредитная политика способствует структурной перестройке экономики. Снижение ключевой ставки уже способствовало снижению ставок по кредитам — как для бизнеса, так и населения.
Бизнесу более доступные кредиты помогут в адаптации к новым условиям: при закупке у новых поставщиков, при поставках на новые рынки сбыта, изменении производственных процессов. Повышение доступности кредитов для населения поддержит потребительский спрос.
— Сделает ли снижение ставки более доступной ипотеку?
— Ставки по ипотеке также будут снижаться. Но людям ведь нужна не ипотека, а жилье. С этой точки зрения размер ставки, возможно — не всегда главное. Тем более что в последние два года основным драйвером роста ипотечного кредитования были льготные госпрограммы, по которым ставки ниже рыночных.
Главное, что сейчас сдерживает жилищное кредитование — относительно высокие цены на жилье. Чтобы повысить его доступность, необходимо и совершенствовать финансовые инструменты для его покупки, и увеличивать предложение — наращивать объемы строительства.
— Что будет с курсом рубля в ближайшее время?
— Нет какого-то конкретного значения курса рубля, к которому стремился бы Банк России. Курс формируется рыночным механизмом — через соотношение предложения валюты и спроса на нее. Это называется плавающий курс. Прогнозов по курсу рубля Банк России не дает.
Сейчас валюта в страну поступает в значительном объеме благодаря высоким ценам на сырьевые товары и перестройке их поставок на новые рынки. А спрос на валюту невысок, поскольку ввоз товаров из-за границы, особенно промышленного оборудования и материалов (это основная статья импорта), сократился.
Если ситуация будет развиваться в соответствии с прогнозом Банка России, то уже с третьего квартала этот дисбаланс будет сокращаться: как за счет корректировки объема экспорта, так и импорта.
Я понимаю, что внимание к курсу рубля связано с тем, что для многих он был своеобразным индикатором инфляции. Но это не совсем правильно. В последние месяцы все смогли в этом убедиться: курс и цены порой двигались в разных направлениях. Верный индикатор инфляции — индекс потребительских цен.
Кроме того, курс может интересовать тех, для кого покупка наличной валюты является средством сбережения. По общему правилу экономики, сбережения лучше хранить в той же валюте, в которой мы планируем их тратить. Если по кредитам, за товары и услуги мы платим в рублях — в них же целесообразно сберегать.
— Как будет развиваться экономическая ситуация до конца года?
— Если говорить с точки зрения цен, то на ситуацию будет влиять ряд причин. В дальнейшем инфляция будет зависеть во многом от того, как скоро восстановится предложение товаров и услуг: насколько эффективно пойдет импортозамещение, как сложится ситуация с импортом товаров, сырья и комплектующих, с их доставкой и оплатой.
Еще один важный фактор — поведение потребителей. Что они будут выбирать: сбережение или потребление, в том числе — в кредит? Пока, как мы говорили, люди ждут дальнейшего снижения цен и не спешат тратить. Но, как показал опыт пандемии, всё может измениться достаточно быстро.
Банк России ожидает сокращения ВВП в этом году на 4–6%, в следующем — на 1–4%. В 2024 году прогнозируется рост экономики на 1,5–2,5%.
Банк России будет принимать дальнейшие решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, процесса структурной перестройки экономики, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков. Будет оценивать целесообразность снижения ключевой ставки во втором полугодии 2022 года.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 16 сентября 2022 года.
Ранее мы публиковали прогноз ситуации с экономикой в России в ближайшие полтора года, который дал Евгений Надоршин — один из видных российских экономистов.