
Счастье не за горами — это знают все пермяки. А что с деньгами и экономикой?
С конца прошлого года в стране действует ключевая ставка 21%. Как за это время изменилась экономика и чем отличается ситуация в Прикамье от общероссийской, разобрали во время сессии Центробанка на форуме «Дни пермского бизнеса — 2025». Перед пермяками выступил управляющий пермским отделением Банка России Алексей Моночков и начальник экономического отдела Иван Ощепков.
- Правда ли, что повысят ключевую ставку?
- Что с ценами и кредитами?
- Чем ситуация в Прикамье отличается от общероссийской?
Правда ли, что повысят ключевую ставку?
В октябре 2024 года Центробанк резко повысил ключевую ставку до 21%. С того времени ставка замерла: ее не поднимают и не опускают, хотя эксперты прогнозировали, что уже в декабре она дойдет до 22%.
— Ударное повышение сыграло свою роль в охлаждении кредитования, в первую очередь корпоративного сектора, — прокомментировал Алексей Моночков. — Поэтому Центральный банк в декабре оставил ключевую ставку на том же уровне. Последующие заседания Совета директоров подтвердили правильность выбранной жесткой денежно-кредитной политики Банка России.
6 июня пройдет новое заседание совета директоров ЦБ по ключевой ставке. Есть ли риск, что ее повысят?
По прогнозу Банка России от 25 апреля (тогда было последнее заседание), в 2025 году ключевая ставка будет держаться на уровне от 19,5 до 21,5%. В 2026-м она снизится до 13–14%, а в 2027-м — до 7,5–8,5%.
21,5% в прогнозе смотрятся пугающе. Но это не значит, что в июне Центробанк поднимет ключевую ставку, уточнил Алексей Моночков. Банк России просто оставляет за собой такое право.
В апреле ЦБ уже пересмотрел прогноз и снизил предполагаемый годовой диапазон как раз до 21,5%. В зависимости от ситуации в российской экономике прогноз могут скорректировать еще раз. В общем, четкого ответа на вопрос о возможном повышении ключевой ставки пока нет.
Что с ценами и кредитами?
Цены растут, но меньшими темпами, чем в конце прошлого года. Из-за высоких ставок люди стали реже брать кредиты (а банки — давать их). Тем не менее при покупке дорогой бытовой техники или автомобиля большинство все-таки рассчитывает на займы, отметил Алексей Моночков. Берут и ипотеку, хотя, конечно, далеко не такими темпами, как в 2024-м.

Брать меньше кредитов стали и предприятия (на графике они выделены синим)
При опросах все говорят о высокой ожидаемой инфляции. Правда, реальная инфляция пока оказывается даже чуть выше.
Все данные — из опроса «инФОМ»
К концу 2025-го, по прогнозу Банка России, годовая инфляция составит 7–8%, а в следующем году и вовсе дойдет до цели — около 4%.

Красным выделены те самые «идеальные» 4 процента
— Сдержанный рост кредитования совместно с планированным выходом федерального бюджета на нулевой структурный дефицит будет способствовать устойчивому замедлению цен, — прокомментировал глава пермского отделения ЦБ.
Важно: запрещать кредиты для компаний никто не собирается. По прогнозам, корпоративное кредитование будет расти на 7–13% в год.
— Этот уровень позволяет обеспечить экономический рост и в то же время не дает экономике работать с перегревом, выше ее потенциала, — уточнил Алексей Моночков. — И кредитование, и спрос, и потребление, и предложение должны быть на уровне потенциала или вблизи него.

В целом прогнозы пока больше склоняются в сторону проинфляционных рисков. То есть вероятность роста инфляции выше, чем вероятность ее снижения.
— Высокие инфляционные ожидания подталкивают рост спроса, — пояснил глава пермского отделения ЦБ. — На это еще накладывается непростая ситуация на рынке труда. Такая комбинация говорит о сохранении перегрева экономики. А внешние условия (например, санкции или их отмена. — Прим. ред.) могут сыграть как дезинфляционную, так и проинфляционную роль.
Чем ситуация в Прикамье отличается от общероссийской?
— Мы часто говорим, что экономика Пермского края — это экономика России в миниатюре, — отметил Иван Ощепков. — Действительно, у нас достаточно близкие значения по всем показателям. Тем не менее региональные особенности все-таки есть.

Первое отличие — в Прикамье более сложная ситуация на рынке труда. Безработица находится на историческом минимуме, из-за этого рост зарплат немного выше, чем в среднем по России.
— Предприятия продолжают борьбу за качественные кадры. Но, хотя текущие оценки обеспеченности работниками очень низки, напряженность несколько снижается, — дополнил Иван Ощепков. — В этом мы видим позитивный сигнал.
Второе отличие — промышленность развивается чуть меньшими темпами, чем в среднем по стране.
— В прошлом году у нас была высокая база, в том числе за счет большой доли обрабатывающих производств, которые сейчас активно растут, — пояснил Иван Ощепков. — На фоне этой высокой базы мы и оказались несколько ниже, чем в целом по России.
При этом строительство жилья в Прикамье идет гораздо более ударными темпами — как минимум по данным за первый квартал 2025 года. В реальности, правда, разница не столь велика: просто срок ввода в эксплуатацию некоторых домов перенесли с конца 2024-го на начало 2025-го.
А вот уровень инфляции и ситуация с розничной торговлей в Прикамье похожи на общероссийские. Разница совсем незначительная.


— Несколько ниже край только в сфере услуг, — прокомментировал эксперт. — Наш анализ показывает: это связано с тем, что в период скачка курса в прошлом году «упал» зарубежный туризм. Но мы видим, что сейчас ситуация по России в целом и региону выравнивается.
Ранее мы рассказывали, как выглядела экономика Прикамья на фоне общероссийской в 2024 году.