В окружном суде Ларнаки допросили пермского адвоката Владимира Давыдова. Он выступил в качестве свидетеля на слушаниях «Туев Андрей, гражданин Российской Федерации против Республики Кипр». По мнению Давыдова, за уголовным преследованием бывшего председателя правления ОАО «АКБ "Экопромбанк"» Туева стоят политические интересы, которые ставят под угрозу его безопасность. Свидетель заявил, что обращение России об экстрадиции этого обвиняемого в двух тяжких экономических преступлениях с общим ущербом почти полмиллиарда рублей должно быть отклонено.
Заочное обвинение, заочный арест
Лицензию у «Экопромбанка» отозвали 18 августа 2014 года. Основанием стали высокорискованная кредитная политика и несвоевременное исполнение обязательств перед кредиторами и вкладчиками. В сентябре банк признали банкротом, общие требования 1669 кредиторов на 31 декабря 2018 года оценены ГК «АСВ» в 7,2 миллиарда рублей.
Бывший председатель правления ОАО «АКБ "Экопромбанк"» Андрей Туев покинул Россию вскоре после банкротства банка — 8 декабря 2015 года. 7 июля 2016 года полиция заочно предъявила ему обвинение в совершении двух экономических преступлений, за каждое из которых грозит до 10 лет лишения свободы. В полиции полагают, что 15 октября 2013 года председатель правления «Экопромбанка» заключил кредитный договор без обеспечения с подставной компанией ООО «Рейс». В результате банк утратил 249,6 миллиона рублей. Кроме того, 25 июня 2015 года Туев предоставил в Росреестр заведомо ложное заявление о снятии залога на 32 квартиры, купленные ООО «Магнит-Инвест» на заемные средства «Экопромбанка». Ущерб оценили в 232,9 миллиона рублей. 12 июля 2016 года Туева объявили в международный розыск. С тех пор в нем он и находится.
С 2011 года зарегистрированы в Германии
Интерпол выяснил, что Туев, его жена Татьяна Мазука, их сын с 2011 года зарегистрированы в Германии. Выданные им немецкие идентификационные карты, действовавшие до конца 2016 года, давали право на постоянное проживание в ФРГ и на свободное передвижение по 26 странам — членам Шенгенского соглашения, а также по не входящим в это соглашение Республике Кипр и еще более чем 10 государствам. В январе 2016 года, сразу после выезда Туева из России, коттедж по указанному адресу был выставлен на продажу.
2 июня 2016 года жена Туева вылетела из московского Шереметьево в мюнхенский аэропорт и в Россию не возвращалась. В обанкроченном «Экопромбанке» она работала членом правления, начальником казначейства, заместителем главного бухгалтера — и стала подозреваемой в пособничестве при совершении хищений, вмененных Туеву.
Полиция получила судебные разрешения на арест автомобилей Audi Q5 и Porsche Cayenne, зарегистрированных на супругов, а также на банковские счета Туева в России. По просьбе российского следствия Интерпол продолжил розыск его заграничного имущества. Как оказалось, дом в Мюнхене, где была зарегистрирована его семья, выставлен на продажу за 630 тысяч евро, сообщил источник 59.RU из правоохранительных органов Перми.
Адвокат: «Мотивы преследования ставят под угрозу его безопасность в случае экстрадиции»
По запросу российской Генпрокуратуры Туев был задержан в 2016 году на территории Республики Кипр. Сейчас в рамках закона о выдаче лиц, скрывающихся от правосудия, окружной суд Ларнаки рассматривает заявление № 5 2016 года на его экстрадицию в Россию.
— Я знаком с истцом Андреем Александровичем Туевым с 1999 года и являюсь его адвокатом с 2012 года, — отметил на судебном заседании 18 марта 2019 года на Кипре пермский адвокат Давыдов. — Все, о чем я сообщаю, мне известно из личных и профессиональных отношений с Туевым, а также из многолетнего опыта работы.
По словам этого свидетеля, российская полиция не доказала нарушений при выдаче кредита ООО «Рейс» и снятии залога ООО «Магнит-Инвест». Не доказан факт какой-то выгоды — поступление денег на счета Туева или членов его семьи, приобретение движимого или недвижимого имущества в этот период или иной заинтересованности. Письменные показания свидетеля Давыдова изложены по-русски и по-английски на 38 листах, документ имеется в распоряжении 59.RU.
— Уголовное преследование Туева не имеет под собой реальной почвы, поскольку за ним стоят политические и экономические интересы и мотивы, ставящие под угрозу его безопасность в случае его экстрадиции в Российскую Федерацию, — подытожил свидетель Давыдов. — Очевидно, что там его право на справедливое судебное разбирательство соблюдаться не будет. <…> Я действительно считаю, что рассматриваемое заявление на экстрадицию должно быть отклонено.
Став свидетелем, не сможет защищать интересы
По сведениям 59.RU, полученным через Генпрокуратуру РФ, письменные показания адвоката Давыдова вызвали одобрение в правоохранительных органах Перми.
— Выступив как свидетель, этот адвокат исключил свое дальнейшее участие в качестве защитника по уголовному делу Туева. Статью 72 Уголовно-процессуального кодекса РФ никто не отменял, а она прямо запрещает свидетелю быть представителем обвиняемого, — отметил знакомый с ситуацией собеседник.
Источник 59.RU напомнил о неопровержимом доказательстве против Туева, которое вступило в силу 19 февраля 2019 года. Тогда Пермский краевой суд оставил без изменения обвинительный приговор его заму Вадиму Манину. За эпизод с криминальным снятием залога для ООО «Магнит-Инвест» Манин наказан на 2,5 года заключения в колонии общего режима, в пользу ГК «АСВ» с него взыскано 122,7 миллиона рублей. Выступая через месяц в суде Ларнаки, адвокат Давыдов предпочел умолчать об этом обстоятельстве.
По эпизоду с ООО «Рейс» его гендиректор Сергей Фирсов 5 апреля 2019 года обвинен в пособничестве Туеву при растрате в особо крупных размерах. За вознаграждение в 14 процентов (35 миллионов рублей) бизнесмен перечислил полученные в «Экопромбанке» 249,6 миллиона рублей на счета подконтрольных ООО «Уралтранспорт», ООО «Веста» и ООО «СатурнТрансАвто». Под видом исполнения фиктивных договоров на грузоперевозки деньги были похищены — полагают в полиции, которая завершила начатое 21 апреля 2016 года расследование. Адвокат Давыдов 15 апреля отказался отвечать на вопросы 59.RU о разбирательстве в окружном суде Ларнаки.
— Мне ничего не известно, — сказал этот свидетель и отключил телефонную связь.