Накануне учебного года родителей ошарашила новость о введении второго иностранного языка в школе. Это новшество коснется классов, которые учатся по новому федеральному образовательному стандарту. Наш сайт выяснил, когда дополнительный предмет появится в расписании, чего опасаются родители и почему нововведению обрадовались в языковых центрах.
На Всероссийском родительском собрании министр образования РФ Дмитрий Ливанов успокоил, что никаких принципиальных изменений в новом учебном году не будет. Но в интервью «Российской газете» объявил о введении второго иностранного языка в школах. «С 1 сентября пятые классы переходят на обучение по новому стандарту, где зафиксировано: второй иностранный язык является обязательным элементом школьной программы», – заявил он.
Ливанов добавил, что не все школы пока готовы к новому стандарту обучения, поэтому им дается переходный период для адаптации.
Челябинская область является экспериментальной площадкой по введению ФГОС. На него полностью перешла начальная школа. В Челябинске все пятые классы тоже будут учиться по ФГОС, но введение второго иностранного языка оказалось для родителей неожиданностью. «Не понимаю, зачем нужен второй иностранный язык, когда даже английский не все дети в состоянии освоить, – возмущается мама девятиклассника и второклассницы Юлия Гладкова. – У меня двое детей, и оба занимаются в языковом центре. Обучение ежемесячно обходится семье в 5900 рублей. По сыну могу сказать, что без дополнительных занятий уровень владения английским был бы никакой. Я отдала его в языковой центр, чтобы улучшились оценки. Сейчас у него только пятерки по этому предмету. Репетиторов и занятия по второму иностранному языку мы финансово не потянем, а аттестат портить плохими оценками не хочется».
«Второй язык в более или менее качественных школах преподается давно, и, по моим наблюдениям, дети все равно знают его плохо, – отмечает директор языкового центра «Глобус» Наталья Климович. – Что касается обычных школ, то освоение второго иностранного языка – это утопия. Один-то язык все поголовно учат с репетиторами. Если бы в школе качественно обучали языку, у нас, языковых школ, не было бы работы».
Нововведение глава Минобрнауки обосновал важностью изучения иностранных языков в школе. «Это не просто средство общения, но и средство развития памяти, интеллекта ребенка», – отметил Ливанов.
В гимназии №100 по ФГОС учатся пятые, шестые классы и два седьмых класса, поэтому введение доппредмета должно произойти уже в этом году. «Сейчас мы изучаем документацию, нормативные акты, которые приходят иногда с опозданием, – комментирует директор гимназии Наталья Зайцева. – В каком классе вводить второй иностранный язык, решает сама образовательная организация. Но у нас трудность в том, что дети учатся пять дней в неделю, и нужно продумать расписание с учетом нагрузки. Второй иностранный в нашей школе когда-то изучался – немецкий был у пятиклассников и в профильном десятом классе, поэтому опыт у нас есть. Есть и учителя, которые владеют не только английским, но и немецким и французским языками».
Школы в большинстве регионов России не готовы начать преподавание двух иностранных языков – не хватает учителей. Особенно это касается сельских малокомплектных школ. Об этом ТАСС сообщили в правительствах субъектов РФ, комментируя новый федеральный государственный стандарт.
Стоит отметить, что с 2020 года ЕГЭ по английскому языку станет обязательным, поэтому родители прилагают все усилия, чтобы ребенок хорошо знал иностранный язык и в будущем мог успешно сдать экзамен. Сейчас можно выбрать экзамен практически по любому иностранному языку. С этого года начнется апробация в некоторых школах Москвы, Санкт-Петербурга и Дальнего Востока по сдаче ЕГЭ по набирающему популярность китайскому языку. Но пока большинство учебных заведений готовы предоставить выбор по изучению второго иностранного языка только из немецкого и французского.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com