Родители школьников забили тревогу, увидев листовки с номерами детских телефонов доверия и пояснениями, что такое жестокое обращение с детьми. Оказалось, что таковым являются случаи, если «ребенка стыдят» или перебивают во время разговора.
В центре скандала оказалась одна из школ на Урале. Психолог подготовила информацию для классных руководителей о том, что такое жестокое обращение с детьми, какие существуют виды насилия, включая физическое, эмоциональное, экономическое, также давались советы, как помочь ребенку пережить стресс. Статья была размещена на сайте учебного заведения, к ней же прилагалась памятка «Эту информацию должны знать взрослые и дети», в которой подробно описывается, что можно считать жестоким обращением. Родители с удивлением обнаружили, что некоторые воспитательные моменты могут быть расценены как жестокое отношение к ребенку.
На стенде школы размещалась также листовка, подготовленная местным управлением образования. В ней указывались телефоны горячей линии, организованной в учебном заведении, и номера телефонов доверия.
В отделение «Родительского всероссийского сопротивления» стали поступать просьбы от родителей разобраться с появившимися листовками.
«Листовки под тезисом, адресующим к закону №120 от 24.06.1999 г. «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» размещаются на стендах школ, в библиотеках, а также размещены на сайтах некоторых школ. При более пристальном прочтении становится понятно, что не к безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних материалы имеют отношение, а к родителям, воспитывающим детей, и в целом к семьям, то есть, налицо угроза целостности семьи.
Идет попытка навязать контроль над семьями, внести разлад в семейную жизнь, воспитание детей. Происходит нарушение и так источившихся в последнее время семейных уз, внесение недоверия, подозрительности. При этом уже и школы ориентируют на функцию выявления и последующей кары родителей вместо помощи и содействия в воспитании, – отмечают в «Родительском всероссийском сопротивлении». – Ведь так можно и постановку в угол трактовать как «принуждение к одиночеству», ограждение ребенка от выхода на проезжую часть как «установление физических преград», назидание за двойку в школе как «ребенка стыдят», необходимость передать сообщение папе от мамы или наоборот как «использование ребенка в качестве передатчика информации другому родителю» и так далее».
Размещение на сайте информации, подготовленной психологом школы, совпало с городской акцией. Как выяснилось, с 1 по 30 ноября в школах проходит акция «Защита». «Ее реализация ведется в соответствии с федеральным законодательством. Еще не было ни одного случая, чтобы выявлялись абсурдные факты, о которых упоминают представители челябинского отделения «Родительского всероссийского сопротивления», – комментирует начальник местного управления образования Светлана Портье. – Наоборот, за годы работы все профилактические мероприятия, связанные с домашним насилием в отношении детей, только подтвердили свою необходимость.
Главная цель – донести до детей и родителей информацию о том, что всегда можно получить поддержку и совет от специалистов. И могу сказать, что зачастую именно образовательные учреждения и педагоги обвиняются в недогляде. Безусловно, довести до абсурда можно любую ситуацию и любую акцию. Тем больше не понятна позиция организации, которая своей первоочередной задачей видит защиту детей. К сожалению, сегодня ситуация, связанная с насилием в семье, не самая радужная. И это нужно понимать. Мы считаем, что необходимо дать возможность тем, кому нужна помощь, ее получить. Если кто-то видит это исключительно в негативном свете, то это его право».
Директор центра диагностики и консультирования Жанна Кулькова не видит ничего «странного» в формулировках школьного психолога: «Большинство источников, в том числе информационно-методического характера для образовательных организаций, в России являются переводом иностранной литературы, в основном западноевропейской. Формулировки, используемые при трактовке и разъяснении понятий «жестокое обращение», «насильственные действия в отношении детей» и прочей терминологии ювенальной юстиции, специфичны и несколько непривычны для россиян, особенно для старшего поколения. Проблема в том, что в настоящее время в России только начинает масштабно развиваться ювенальная юстиция и ювенальная юридическая психология. Эти направления, кстати, не только защищают интересы детей, но и решают вопросы восстановительного правосудия малолетних правонарушителей. Эта задача сегодня актуальна для нашего общества».
По словам Жанны Кульковой, причины опасаться вала обращений детей с жалобами на своих родителей нет. «В системе образования на протяжении последних 3-4 лет активно проводятся мероприятия по повышению правовой грамотности подрастающего поколения. Не только старшеклассники, но уже и обучающиеся начальных классов знают о своих правах и гарантиях со стороны государства по их защите. При этом грамотные педагоги разъясняют не только права, но и ответственность несовершеннолетних перед остальными гражданами и государством в целом, – говорит психолог. – Регулярно проводятся мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма, по предотвращению социально опасного поведения. Наше общество постепенно движется к более цивилизованным отношениям между различными этническими и возрастными группами населения. Права и свободы всех – маленьких и больших, здоровых и с ограниченными возможностями здоровья, постоянно и временно проживающих на территории страны, должны быть реализованы в полном объеме».
Во «Всероссийском родительском сопротивлении» сейчас изучают все случаи обращений родителей, чтобы досконально разобраться в ситуации.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com