Каким был ваш учитель? Наверняка это была строгая женщина в возрасте. Возможно, не очень строгая, но все-таки женщина. Принято считать, что учитель — женская и «возрастная» профессия. Но мы нашли молодых мужчин, которые решили посвятить свою жизнь обучению детей. Заодно мы узнали, как к ним относятся дети и их родители и почему они решили работать с детьми.
Полночи говорил с учеником — пытался развеселить и поддержать
24-летний Вадим Садохин уже четыре года ведет кружок «Школа юных математиков» в 146-й школе и 1,5 года преподает математику и информатику в МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства».
Вадим рассказал, что на работе у него нет проблем — коллеги постоянно угощают конфетами, а ученики ищут в нем друга и товарища. Но раньше были сложности с родителями.
— Во времена классного руководства с некоторыми родителями были немного натянутые отношения, потому что я не так сильно беспокоился о внешности ребенка: не говорил причесать волосы или заправить рубашку и так далее, — говорит Вадим. — Я не следил за каждым их движением по школе и проблемы решал не так, как это сделала бы дама-учитель.
Учитель рассказал, что у него даже иногда просят помощи ребята из других классов, где Вадим Садохин не ведет уроки. Иногда дети сидят на его занятиях во время «окон». Хотя педагога за это пару раз ругали.
— Нельзя пройти по коридору без «Вадим Сергеевич, здрааааасте», «пятюнь» и обниманий, — рассказывает молодой учитель. — Однажды в час ночи написал распереживавшийся ученик, пришлось полночи говорить о даме, которая кинула его в черный список. Но подобное происходит, когда слишком сильно надавят. Я не думаю, что знаю о том, что правильно, а что нет. В том разговоре я просто, как обычно, смешил и пытался поддержать.
Вадим Садохин рассказал, что младшеклассники любят забегать в класс и выбегать на перемене, обниматься и фотографироваться. Он старается не обращать на это особого внимания.
Для Вадима быть учителем — это хобби на три-четыре часа в день. Особенно его радует общение с детьми. По его словам, они не так скучны, как взрослые.
— Интересно смотреть, как по-разному работает мозг каждого ученика, — размышляет Вадим Садохин. — А еще большее восхищение от того, что ты можешь этим процессом управлять. И если ты хочешь по-настоящему разобраться в чем-то, то попробуй объяснить это ребенку.
Студент магистратуры, но надо как-то выживать
Денис Попов второй год работает в школе № 60. Учителю 23 года, он ведет уроки истории и обществознания в 5–11 классах.
За всё время работы молодой педагог не сталкивался с неприязнью со стороны детей или родителей.
— Да, существуют довольно устоявшиеся гендерные стереотипы по поводу педагогического состава, — считает молодой преподаватель. — Но в моем случае все довольно спокойно это пережили, не было даже удивления. Нельзя сказать, что меня выделяют среди других учителей.
Денис старается проводить уроки не так, как было в его детстве. Он уверен: если историю проводить довольно формально, она будет очень скучной. В работе он использует презентации, видео, музыку, чтобы заинтересовать детей.
Сейчас Денис Попов — студент магистратуры пермского педуниверситета. Но, как говорит преподаватель, надо как-то выживать. Поэтому он решил пойти работать по профессии.
— Может быть, бумажная работа — это не лучшая сторона профессии, но проведение уроков — совсем другое дело. Общение с детьми бывает очень занимательно, — делится Денис.
Случайно уехал в Кукуштан, чтобы преподавать в школе
В 74-й школе пятый год работает Леонид Жабин. Он преподает в начальной школе и ведет русский язык и литературу в 5–11 классах. Леонид говорит, что сначала родители к нему относились с осторожностью.
— Поначалу родители даже под дверями стояли, заглядывали, узнавали, что мы там делаем и как ведем уроки, — вспоминает учитель. — Но они быстро привыкли ко мне, и потом всё стало нормально.
Леонид рассказал, что с детства мечтал стать учителем. На одном из уроков, когда он учился в пятом классе, учитель спрашивал, кем хотят стать дети. Все хотели быть космонавтами, а Леонид мечтал учить детей. После колледжа он начал искать работу, но в городе без практики устроиться было непросто. Пришлось ехать в сельскую местность.
— Я хотел уехать в Кунгурский район, — рассказал Леонид. — Приезжаю на станцию, а кунгурский поезд ушел. Вдруг передают, что на станцию прибыл поезд на Кукуштан. Был выбор: либо на Кукуштан, либо на следующий день в Кунгур. Решил ехать сейчас. Приезжаю в поселок, на улице пурга — был февраль. Никого там не знаю, спросил у прохожего, где здесь школа. Он меня проводил, и в школе мне сразу дали второй класс.
Леонид Жабин рассказал о своей мечте — довести детей с первого класса до выпуска из школы. Сейчас он классный руководитель четвертого класса и надеется с этими детьми дойти до конца.
— Интересно наблюдать, как дети развиваются, меняются, — поделился педагог. — Мы хорошо ладим, они обращаются ко мне за советом. Я считаю, общение между учителем и ребенком должно быть похожим на домашнее.
Вернулся из Австралии, чтобы преподавать в родной школе
Один из самых известных в Перми учителей среди мужчин — 27-летний Вячеслав Посох. В 2019 году он стал «Мужчиной в образовании», сейчас преподает английский язык в 77-й школе. Меньше года назад он вернулся из Австралии, где окончил университет и стал администратором образовательных учреждений. В Перми молодой специалист устроился на работу в свою родную школу.
— Я всегда хотел быть преподавателем, и это желание реализовалось к моим 27 годам, — рассказывал 59.RU Вячеслав после конкурса. — Я очень благодарен всем тем, кто вкладывал в меня начиная с моих первых лет. Благодарен своим родителям и родственникам, которые всегда говорили, что знания и образование — это самое главное в жизни, что никогда не поздно учиться. Я признателен своим учителям, потому что без них я бы не был тем человеком, которым являюсь сейчас. Сейчас, сам будучи педагогом, я испытываю большую радость, видя, как в детях проявляется то, чему я их научил. Мне очень хочется, чтобы, окончив школу, они вспоминали ее не как большое испытание, а как прекрасное время, которое принесло им много хорошего.
Ранее мы рассказывали, что пермская учительница претендует на звание «Педагог-психолог России — 2019». Она работает с детьми, у которых ограничены возможности здоровья.