В пермской школе № 22 недавно начали капитальный ремонт. Во время него сделали массу уникальных находок. Тут обнаружили старинные изразцы, сундук, лапоть, рубашку, газеты и многое другое. Мы побывали в школе и рассказываем о ее истории и вещах, которые в ней нашли.
Со стороны кажется, что здание школы № 22 состоит из двух частей — старинной и современной. Но на самом деле этих частей больше. Первую из них (центральный фрагмент здания, если смотреть на него с улицы Сибирской) построили еще в XIX веке.
— Это здание XIX века. Оно было построено, как Эйфелева башня, в 1889 году, — рассказала 59.RU учительница французского, хранительница истории школы Любовь Зарубина. — Строительство школы начали в конце XIX века, в период расцвета благотворительности. Тогда в нашем регионе было очень много болезней, которые приводили к слепоте, поэтому возник вопрос о создании училища для слепых детей.
По словам Любови Зарубиной, идея создания учебного заведения для слепых принадлежит врачу Евгении Серебренниковой. Она приехала в Пермь вместе с супругом Павлом Серебренниковым, тоже посвятившим себя медицине. Оба они хотели приносить пользу людям, но сначала не получали особой поддержки от властей. В первое время Евгения Павловна работала бесплатно. Благодаря её стараниям, блестящим результатам и преданности делу, в Перми было открыто первое в России офтальмологическое отделение при земской больнице.
— Евгения Павловна писала статьи, привлекала внимание к проблеме [слепоты и обучения, социализации людей с такой проблемой]. Люди хорошо откликнулись на эти публикации. В результате 22 июля 1889 года было открыто Пермское отделение попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых, а через 6 дней после этого, 28 июля, была произведена закладка здания училища, — поделилась собеседница. — Екатеринбургский купец Рожнов так проникся идеей создания училища, что выделил 20 тысяч на его строительство — по тем временам это бешеные деньги., — поделилась собеседница. — Екатеринбургский купец Рожнов так проникся идеей создания училища, что выделил 20 тысяч на его строительство — по тем временам это бешеные деньги.
Для возведения училища выделили участок земли в полутора километрах от тогдашней границы Перми, напротив пересыльной тюрьмы (сейчас это здание занимает Пермский кукольный театр). Спонсировавший работы купец использовал строительство училища как повод для пиара. О ходе строительства регулярно писали в газетах, а рабочим поставили задачу — завершить объект максимально быстро. Как смогла узнать из архивных материалов Любовь Зарубина, здание с кирпичными стенами метровой толщины построили всего за 2,5 месяца.
После того как основные строительные работы завершили, купец Рожнов выделил еще 8 тысяч рублей на отделку здания. В 1890 году к именинам императора Николая II училище открыли. Сначала воспитанием и обучением слепых детей занималась учительница Екатерина Павловна Еремеева, присланная попечительством. В начале из 45 вакантных мест было занято только 7–8, но потом количество воспитанников активно росло.
— Попасть в училище могли только безнадежно слепые на оба глаза дети. Они зачастую были обузой для семьи, а тут они не только жили, но и получали образование, профессию. Девочек учили ткать и изготавливать ковры, вязать шали, носки, чулки, — перечислила учительница. — Мальчики носили воду, дрова, помогали на огороде, разгребали снег. Девочки помогали убирать и мыть посуду, стирать, гладить и чинить белье. Летом ребята отдыхали в лагере и заготавливали прутья, а зимой плели мебель. У них было место в гостином дворе, где они продавали свою продукцию. Воспитанники сами плели обувь — и для себя, и на продажу. При училище был хор, а способных учеников обучали игре на скрипке и фортепиано.
По словам Любови Зарубиной, воспитанники училища жили на то, что зарабатывали, и на то, что жертвовали им горожане. По сохранившимся свидетельствам, купцы привозили благотворительную помощь целыми мешками. Помогали и простые люди. В результате уровень жизни ребят был очень неплохим.
— Были такие условия, что блюда не должны повторяться более чем два раза в неделю. Была установка на то, что стол должен быть разнообразным, как у зажиточного крестьянина, — поделилась собеседница. — Но, если ученики работали плохо, их переводили в дворницкую на хлеб и воду. Им хотели показать: будешь хорошо работать — будешь хорошо питаться, хорошо жить, а не будешь хорошо работать — будешь на хлебе и воде сидеть.
Хранительница истории 22-й школы рассказала, что благодаря хорошему образованию и привитому трудолюбию выпускники училища жили полноценной жизнью и создавали семьи.
В 1912 году появилась возможность расширить здание училища, чтобы увеличить количество учащихся до 100 — 120 человек.
— Была перестроена и церковь — «вплоть до ограды расширена, колокольня вновь выстроена, а к ней паперть» на пожертвования прихожан и пермских купцов, братьев Павла и Дмитрия Степановичей Жирновых. Расширением здания занималось Инженерное Товарищество архитектора К.П. Икорского, — рассказала Любовь Зарубина. Колокольней она называет часть здания, находящуюся над парадным входом, выступающим в сторону улицы Сибирской.
Всякий раз строительством училища занимались известные архитекторы. Над ним в разное время работали Юлий Дютель и Василий Попатенко. Дютель создал много зданий в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В Перми по его проекту возвели только училище для слепых детей и здание на улице Петропавловской, которое сейчас занимает сельскохозяйственный университет. Попатенко, наоборот, работал в Перми. Он создал много известных зданий, например, часовню Степана Великопермского на Комсомольском проспекте, закончил работу над Театром оперы и балета, начатую Рудольфом Карвовским.
Одна из самых интересных находок конца XIX века — это изразец (так называют керамическую плитку для облицовки печей) с клеймом завода В.А. Аксенова. Внешне он выглядит как небольшая керамическая ванночка. Посоветовавшись с современным пермским архитектором и реставратором Геннадием Воженниковым, в школе сделали вывод о том, что такими емкостями облицовывали печные трубы, которые шли с первого этажа на второй и призваны были обогревать помещения. Предположительно, пустотелые керамические детали нужны были, чтобы стена, за которой скрывается труба, дольше сохраняла тепло.
— Облицовка печи изразцами завода Аксенова, говорит о том, что купец Рожнов денег на училище не пожалел: изделия этого завода очень ценились, — считает Любовь Зарубина. — Представленная на Всемирной выставке в 1900 году изразцовая печь завода В.А.Аксенова была удостоена специальной премии и признана лучшей печью мира.
— На изразце указана фамилия мастера — Аксенов, есть информация о медалях, которые он получал на выставках. В общем, купцы, спонсировавшие строительство училища, денег не жалели, — обратила внимание Любовь Зарубина.
В подвале, где во времена училища находилась столовая, обнаружили сундук, а на чердаке — лапоть, который, вполне возможно, сплел кто-то из воспитанников.
В 1919 году здание занимало училище. Потом, после Первой мировой войны, в нем организовали госпиталь. Еще позже помещения отдали под приют для беспризорников. Затем его преобразовали в школу-коммуну № 18. Дети там жили, учились и работали. Особое внимание в таких учреждениях уделяли гражданскому и трудовому воспитанию. Школа-коммуна просуществовала до 1927 года.
От этого периода в здании тоже остались следы. В трубе вентиляции нашли свернутую рубашку одного из ребят. Также среди находок — газеты и их обрывки, рисунки и записки учеников.
После закрытия школы-коммуны в здании на Сибирской, 80 открылась обычная школа. В 1993 году у нее появился новый пристрой (он стоит на углу улиц Полины Осипенко и 25 Октября).
— Архитектор сохранил теремной стиль. Он очень хотел, чтобы новое здание по цвету соответствовало тому, что построили ранее. Но возникла проблема: никак не могли подобрать кирпич. Говорят, что в то время у директора школы Ольги Васильевны Бушуевой в кабинете лежал 21 кирпич — экземпляры с разных заводов страны, — рассказала Любовь Зарубина. — Но архитектор всеми был недоволен. Один из образцов всё-таки выбрали, построили первый этаж. Посмотрев на него, архитектор сказал: «Это не то». Рабочие собрались в воскресенье, чтобы Ольга Васильевна не видела, и сломали этот построенный этаж. Ольга Васильевна вспоминала: «Я прихожу утром, а здания нет. Я плакала-плакала, а потом сказала: «Всё равно построим»».
Потом, по словам учительницы, архитектору пришла в голову мысль о том, что фасад можно отделать крошкой, которую делали из бутылок от лимонада.
— Он поехал на завод, но там прекратили выпуск крошки, потому что это оказалось нерентабельно. Остались последние мешки в подвале, которых как раз хватило на облицовку здания. Сейчас такого материала нет, поэтому при ремонте фасад только красят, — объяснила собеседница.
В школе говорят, что архитектор Олег Горюнов тогда получил премию за современную пристройку.
В 22-й надеются, что смогут показать ученикам, родителям и гостям школы все сделанные во время ремонта находки.
— Мы бережно относимся к истории школы, храним ее традиции и намерены сделать музей школы, — рассказала 59.RU директор учреждения Алла Червонных.
Ранее на археологические раскопки в центре Перми, где нашли клад, пришел потомок жившей там в XIX веке семьи.