«Разговоры о важном» идут в школах и колледжах России с сентября 2022 года — классные часы проводят по понедельникам, а перед этим ученики слушают гимн и поднимают флаг. На занятиях говорят о патриотизме, государственных праздниках и известных личностях России. Мы следим за тем, о чем беседуют с детьми на этих занятиях, и каждую неделю публикуем разборы методичек в этом сюжете. В прошлый раз ребятам рассказали о присоединении Крыма к России: о «Русской весне», антирусском характере политики Украины и том, как поменялся Крымский полуостров после вхождения в состав России. В этот раз на «Разговорах о важном» не будет политики: они будут посвящены Дню театра. Тема классного часа, который пройдет 27 марта, — «День театра. 160 лет со дня рождения К. С. Станиславского».
На сайте «Разговоров о важном» методички публикуют по классам: для 1–2-х классов, 3–4-х, 5–7-х, 8–9-х и 10–11-х классов и студентов СПО. Однако мы сгруппировали материалы по-другому из-за схожих сценариев уроков.
В начале занятия ребятам предлагают посмотреть видеообращения Владимира Львовича Машкова — художественного руководителя Московского театра Олега Табакова и Евгения Владимировича Князева — ректора Театрального института имени Бориса Щукина. На момент написания материала видео на сайт «Разговоров о важном» не разместили. Такое происходит регулярно: в прошлый раз в «Разговоры о важном» про присоединение Крыма к России видео добавили только в субботу, 18 марта, то же самое произошло и с классным часом про традиционные семейные ценности. Мы отдельно публиковали видеообращение Ивана Охлобыстина (он сравнил женщину с грибницей). Ролик появился на сайте только в выходные перед занятием.
1–4 классы: много упражнений на внимательность и Хармс
Учитель поясняет ребятам: речь на занятии пойдет о театре. Чтобы перейти к разговору о Константине Сергеевиче Станиславском, детям предлагают сделать интерактивное задание: соотнести картинку с театральной профессией. После этого педагог спрашивает, какая профессия для создания спектакля является ведущей. Ответ — режиссера. Учитель отмечает, что великим режиссером был Станиславский, о котором потом включает ребятам видеоролик.
Константин Станиславский (кстати, это псевдоним) родился в многодетной семье промышленника Сергея Алексеева. Отец надеялся, что будущий режиссер продолжит семейное дело и будет управлять фабрикой, но Станиславского больше интересовал театр — он устраивал домашние спектакли, играл и режиссировал в Московском обществе искусства и литературы, придумал вместе с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко Художественно-Общедоступный театр, который позже станет МХАТом.
— Уже позже Константин Сергеевич создал систему, по которой стал учить актеров, — говорит диктор. — И главное в ней — верить в то, что ты делаешь на сцене, искренне переживать, быть убедительным, показывать своего персонажа, основываясь на своих чувствах и опыте в жизни. И конечно, так играть, чтобы зритель поверил. По этому методу до сих пор действуют и русские, и зарубежные артисты.
Станиславский учил быть внимательным. Это, по словам учителя, важно и на уроке, поэтому дальше ребята выполняют упражнения на внимательность и воображение, например, сравнивают две иллюстрации, в которых отличается один элемент, и дорисовывают незаконченные картинки.
Еще одно задание — на развитие речи и выразительности голоса. Дети должны с выражением прочитать стихотворение Даниила Хармса «Что это было?»: первое четверостишье нужно прочитать спокойно и размеренно, второе — удивленно и заинтересованно, а третье — задумчиво, с вопросительной интонацией. В конце занятия ребята делятся впечатлениями о выполненных упражнениях, а педагог желает детям быть внимательными и не забывать фантазировать.
У 3-х и 4-х классов добавляются задания. Например, в игре «Цепочка» ученикам бросают мяч, и каждый, в руках которого он окажется, называет свое имя, а следующий человек должен повторить имена всех, кто поймал мяч до него. В игре «Два в одном» на экране изображены два объекта, а ребята должны догадаться, что получится, если соединить два изображения. Например, если сложить изображение птицы и тарелки, то получится летающая тарелка. В конце занятия ребята тренируют дикцию с помощью скороговорок и читают стихотворение Даниила Хармса.
5–11 классы и студенты: система Станиславского
Школьники должны ответить, знают ли они о Станиславском и чем он знаменит. Учитель дополняет ответы ребят: Станиславский создал актерскую систему, по которой до сих пор готовят студентов в театральных вузах.
Дети смотрят видео о Станиславском — его биографии и принципах новой методики. Режиссер «создал универсальную систему не для гениев, а для всех желающих искренне и честно выступать на сцене».
В методике Станиславского, как показано на видео, четыре пункта:
действие (на сцене нужно не показывать эмоции, а действовать);
не играть, а жить («чем сильнее актер проживает свою роль, тем больше эмоций»);
анализ (актер должен анализировать свои сильные и слабые стороны);
простота, логика и последовательность (сложные задачи нужно разбивать на простые).
Диктор приводит примеры актеров, которые применяли эти принципы. Например, Данила Козловский для роли Валерия Харламова в «Легенде № 17» несколько месяцев учился кататься на коньках и обращаться с клюшкой, а Крис Хемсворт для роли Тора за полгода набрал 18 килограммов мышечной массы.
— Более 100 лет система Станиславского — самая востребованная система актерского мастерства в мире, — рассказывает педагог. — И не только на сцене театра или в кино. Ею пользуются предприниматели, политики, ораторы, журналисты, чтобы повысить эффективность своей работы.
В основной части классного часа ребята узнают, что такое «искусство представления» и «искусство переживания», по Станиславскому. «Искусство представления» — это «отточенный навык, чувство, пережитое ранее и отшлифованное до совершенства, заученная форма». Например, если тренировать смех, то на сцене он будет звучать как настоящий, а не наигранный. «Искусство переживания» — это «умение вжиться в роль, понять характер, мысли, эмоции персонажа и воссоздать их подлинную сущность» на репетиции и во время спектакля.
Затем ребята, как и школьники помладше, выполняют задания на внимательность и развитие воображения. Упражнения те же, что и у школьников младше, но здесь добавили еще одно задание на внимательность: один ребенок выходит к доске, а остальные пытаются внимательно его разглядеть и запомнить детали внешности. Затем учитель уводит школьника из класса и меняет какой-то элемент в его прическе или одежде, а остальные ученики должны угадать, что изменилось во внешности одноклассника.
После заданий детям рассказывают про термин, который ввел Станиславский, — сверхзадача. Это, по словам учителя, та цель, ради которой и ставят спектакль и выходит на сцену актер.
— То есть, создавая роль Гамлета, артисту нужно не только рассказать о том, как принц мстит за убитого отца-короля, — поясняет педагог. — С помощью своей игры актер может рассказать о духовности, о высшем чувстве справедливости, которое сильнее страха смерти, о важности принятия решений… Да мало ли еще о чем. В этом и будет его актерская личная сверхзадача.
В заключение учитель предлагает ребятам самим стать актерами или режиссерами и рассказывает про проект «Школьная классика» от «Движения первых» и Театрального института имени Бориса Щукина и направление «Создавай и вдохновляй» — тоже от «Движения первых».
У 10–11-х классов и студентов информация такая же, но в методички добавили интерактивное задание «Как говорил Станиславский».
На экране появляются цитаты режиссера, где не дописано одно слово: «Люби искусство в себе, а не себя…» (в искусстве), «Жить — это значит…» (действовать) и т. д. Ребятам предлагают закончить фразы. Каждый вариант ответа учитель обсуждает с учениками, а затем выводит на доску верный ответ. Его ребята тоже обсуждают вместе с педагогом.
Ранее мы рассказывали, что челябинским учителям запретили общаться с детьми и их родителями в иностранных мессенджерах. Мы узнали у Министерства образования и науки Пермского края и учителей, есть ли такой запрет в Прикамье.