Около недели назад в редакцию 59.RU обратилась Ирина — ее дочка ходит в детский сад № 419 на Садовом. Женщина пожаловалась, что в садике детей бьет воспитательница Ольга Викторовна Артемьева. Это продолжается почти год, но ее не увольняют, а только переводят из группы в группу. После последнего случая Ольгу Артемьеву уволили, но часть родителей требует привлечь воспитательницу к уголовной ответственности. Другие же встают на ее защиту, потому что фото- и видеодоказательств избиений нет, только слова детей. Рассказываем всё, что известно об этой истории. Имена некоторых героев публикации изменены по их просьбе.
Родители детей из группы № 11 узнали о рукоприкладстве случайно. Молодой человек Ирины Алексей, отец 6-летней Алины (это их общая дочка), 17 мая, опоздав с ребенком на занятие по математике, увидел, как воспитательница ударила мальчика. Поздно вечером, отойдя от шока, мужчина написал об этом в чат родителей группы № 11. Родители стали спрашивать у своих детей, и они рассказали, что воспитательница действительно может поднять руку, накричать и оскорбить.
В беседе с корреспондентом 59.RU несколько родителей отметили: полгода назад поведение детей изменилось.
— Когда я приводил ее [в садик] раздеваться, она просто вцеплялась и плакала. Ну не было такого до этого, — рассказал нам Алексей.
По словам другой собеседницы, ее дочка каждое утро спрашивала, кто будет в садике. Если выяснялось, что Ольга Викторовна, ребенок не хотел идти в детский сад.
— Она боялась. Когда мы заводили ее в группу, она сразу напрягалась, — рассказала нам мама девочки. — Вы представляете, целый день вот так вот в напряжении?
Ольгу Артемьеву, по словам родителей, после жалоб не увольняли, но перевели. Однако она продолжила ходить в группу № 11, «подкармливала» детей конфетами и обещала, что вернется. Для воспитательницы это был не первый переход, говорит Ирина.
«Я описался, она мне надела на голову трусы, и ребята все смеялись»
Мы связались с Екатериной, мамой Димы. По словам женщины, проблемы начались в июне 2022 года, тогда мальчику было 5 лет. Дима пожаловался ей, что Ольга Артемьева хватала его за ухо. Возмущенная мать сразу подошла к воспитательнице:
— Я к ней подошла, говорю: «Что это такое? Почему вы хватаете за ухо?» Она говорит: «Нет, я за ухо уже давно никого не хватаю». Как бы она не отрицает, что она так делала, но как будто бы она давно уже этим не занимается, — вспоминает собеседница.
После этого случая произошел еще один: Екатерина от одной из мам из родительского чата узнала, что Ольга Викторовна руками била Диму по голове. Сын сначала не признавался, но потом рассказал, что это произошло, когда вся группа летом после прогулки мыла ноги. «Мы ноги мыли, я стоял на краю [ванной], а она накричала и ударила меня по голове», — цитирует сына Екатерина.
— И потом он мне сказал: «А знаешь еще что? Она мне еще на голову трусы надела мои описанные». Я говорю: «В смысле?» Он отвечает: «Да, я описался, она мне надела на голову трусы, и ребята все смеялись».
Екатерина написала в чат группы детского сада. Родители, сославшись на детей, подтвердили сказанное сыном. Женщина обратилась к воспитательнице, но та, по словам матери, «просто глаза опустила». Заведующей садиком в тот день на месте не оказалось, Екатерина написала жалобу и передала ее секретарю (образец жалобы в электронном виде есть в распоряжении редакции). Женщина требовала уволить воспитательницу. После жалобы Екатерине позвонили из садика и позвали к заведующей.
Еще до встречи Екатерина узнала, что родители садика уже писали коллективную жалобу на Ольгу Артемьеву. В садике тогда, по словам Екатерины, провели проверку, никаких нарушений не нашли, и на этом всё затихло.
На встрече заведующая садиком Руфиля Валиева предложила разобраться в ситуации.
— Она сказала, что это вообще такая процедура в садике, что если есть какой-то случай, факт, его пытаются установить. Проверяют камеры, создается комиссия, всё проверяют в департаменте [образования], — вспоминает Екатерина. — Я говорю: «Я буду писать везде, если вы не принимаете меры, я буду писать везде». Она говорит: «Давайте мы на месте разберемся». Я понимаю же, чем это закончится. Это же не первый случай, я же не первая прихожу по Ольге Викторовне. Мне эта же заведующая при нашей встрече [сказала]: «Сколько у меня было таких родителей, которые приходили, жаловались, всякие кляузы писали, жалобы и уходили потом с позором». Она мне не один раз повторила эту фразу, что все родители жалуются, а потом уходят с позором.
Заведующая заверила Екатерину, что случай проверят и через месяц расскажут о результатах, но мама Димы не стала ждать и написала жалобу на имя президента Владимира Путина. После этого заведующая снова вызвала мать.
— И там уже такие слова как «крыса» звучали и «что это такое, мы вроде с вами договорились», — вспоминает женщина.
Также Екатерина рассказала, что Рафиля Зиннуровна якобы сказала, что теперь у нее развязаны руки и она может поставить Диму на учет в психоневрологический диспансер. По словам матери, так и произошло: Диму поставили на учет, написали заключение, согласно которому у него есть задержка в развитии и он плохо общается со сверстниками. По словам Екатерины — это ложь. Женщина написала, что не согласна с заключением, но не против, чтобы с мальчиком работал психолог детского сада. К нему мама Димы тоже пошла.
— Она говорит мне: «У вас отличный ребенок, у вас с ним всё так. Просто из-за того, что был конфликт, было принято решение поставить вас на учет, — говорит Екатерина.
В детском саду обещали, что посмотрят камеры видеонаблюдения, чтобы выяснить обстоятельства случая с трусами. Камеры проверили, и на записях, со слов Екатерины, ничего не нашли. Правда, женщина говорит, что доказательств и не могли обнаружить: камеры стоят по периметру, в коридорах и в раздевалках. Екатерина предполагает, что трусы воспитатель надела на голову ребенку в группе или в ванной — там нет камер.
По словам матери мальчика, во время проверки с ней никто не разговаривал, других родителей никто не опрашивал. Диму Екатерина повела к психологу, и там мальчик на карточках показывал, как чувствует себя с Ольгой Викторовной и как без.
— Он показывал, что когда Ольга Викторовна, он боится, весь зажатый, у него злость, которую он не может выплеснуть, — вспоминает Екатерина. — Она кричит, а он раздражается.
Называла тупым, ударила по лицу
Мы поговорили с Полиной — мамой 6-летнего Кости. Именно его, по словам Алексея, 17 мая ударила по лицу Ольга Артемьева. О произошедшем Полина узнала из родительского чата — туда написал Алексей, увидевший, как воспитательница бьет «светленького» мальчика. Полина спросила у Кости, не его ли ударила женщина. Тот молчал, но потом подтвердил слова Алексея, сказал, что боялся рассказать об этом маме: думал, воспитательница, если узнает, будет на него кричать.
— Он рассказал, что она его обзывала тупым, что тетрадкой по голове дала, — вспоминает разговор с Костей Полина. — Что кричала постоянно, на занятиях особенно. А вот ударила, он сказал, один раз только по лицу.
«Он рассказал, что она его обзывала тупым, что тетрадкой по голове дала»
Костя вспомнил, что Ольга Артемьева ударила при нем еще одного мальчика. По словам Полины, Ольга Викторовна постоянно напоминала ей, что с Костей надо больше заниматься дома, потому что в садике он учится плохо.
— Заниматься дома он, наоборот, полюбил, — защищает сына Полина. — Он приходил из садика и говорил: «Мама, давай позанимаемся, мама, давай позанимаемся».
Во время расспросов Костя признался, что просто боялся отвечать на занятиях, потому что за неправильный ответ воспитательница могла накричать. Возмущенная случившимся Полина написала жалобу на имя заведующей Руфили Валиевой.
«Хоть убей — не верю я»: часть родителей защищает воспитательницу
В разговоре с родителями, обратившимися к нам, мы узнали, что не все в группе настроены против Ольги Викторовны. С нами согласилась поговорить Ирина — ее 6-летняя дочка тоже ходит в группу № 11 и никогда не жаловалась воспитательницу.
— Я не знаю, почему они это всё раздули, для чего. Ну вот хоть убей — не верю я, — говорит Ирина. — У меня ребенок тоже очень нежный. Но она говорила, что вот эта Ольга Викторовна ей всегда нравилась. И занимаются они, и всё. И даже если вот посмотреть по группе, какая она была и какая она сейчас стала, — дети стали лучше. Я не знаю за остальных, но я вам скажу за своего ребенка. У меня ребенок стал, во-первых, рассказывать стихи, хотя она этого очень стеснялась, на всех мероприятиях, где-то в конкурсах участвовать, где-то что-то делать. Намного раскрепощеннее стал ребенок. И я со своей стороны, скажу вам честно, не поверю, что педагог мог ударить ребенка.
«У меня ребенок говорил, что эта Ольга Викторовна ей всегда нравилась»
Ирина не понимает, почему Алексей не заснял на видео произошедшее, по ее словам, нет никаких доказательств избиений, кроме слов некоторых родителей. Собеседница уверена: в этом случае сработало так: один сказал, а за ним пошли все. Дочка Ирины никогда не жаловалась на избиения и оскорбления со стороны Ольги Викторовны, и никакие конфеты воспитательница после своего ухода из группы детям не раздавала.
— Это просто слова, ничем не доказанные. Я вам говорю, что мы за нее. Потому что это хороший педагог. Это педагог со стажем, и с хорошим стажем. Такого педагога сейчас не найти нигде, — жалуется Ирина. — <...> Сейчас ни один педагог к нам не пойдет в группу, прославились мы хорошо. Я хочу, чтобы Ольга Викторовна вернулась, потому что я по своему ребенку скажу: она многое в нее вложила.
Собеседница считает, что не нужно вспоминать старое — ту ситуацию с надетыми на голову трусами решили, а сейчас нужно было разобраться со всем по-человечески, а не обращаться в СМИ.
Позицию Ирины поддерживают, по словам обратившихся к нам родителей, еще несколько человек. Одной маме, чей ребенок ходит в группу № 11, мы дозвонились, она подтвердила, что поддерживает Ольгу Викторовну, но от дальнейших комментариев отказалась. Еще с одной мамой по известному редакции номеру телефона связаться не удалось.
На прошлом месте работы у воспитателя были такие же проблемы
Алексей, обратившийся к нам, решил узнать, не было ли похожих инцидентов на прошлом месте работы Ольги Артемьевой. Мужчина выяснил, что в 2017–2019 годах она работала в детском саду № 67 в том же микрорайоне Садовом. По его словам, заставшие Ольгу Викторовну сотрудники рассказали ему, что воспитательницу попросили уйти из садика по собственному желанию из-за жалоб родителей: Ольга Артемьева якобы била детей, на работе могла появиться в нетрезвом состоянии.
Мы узнали контакты заведующей, работавшей в детском саду с Ольгой Артемьевой в те годы. Женщина отказалась рассказывать о прошлом коллеги, в самом детском саду № 67 нас попросили связаться для комментария с руководством, но уточнили, что нынешняя заведующая сейчас не на работе — проходит профессиональные курсы.
Воспитателя уволили, а родителей попросили «не выносить сор из избы»
2 июня в детском саду прошло большое собрание. Пришли родители, заведующая, даже начальник отдела образования Мотовилихинского района Алексей Терехин. Вместе с родителями, пожаловавшимися на избиения в детском саду, мы сходили на встречу в садике. Ждали на ней и саму Ольгу Артемьеву, но на месте выяснилось, что она не смогла прийти по личным причинам — была на похоронах.
Первым взял слово начальник районного отдела образования Алексей Терехин. По его словам, в группе произошла «очень некрасивая ситуация», в которой у родителей было два выхода: обратиться к заведующей или воспитательнице или, если результата это не даст, — в отдел образования Мотовилихинского района.
— Тем самым мы с вами сохраняем ситуацию закрытую, внутри района, и разбираемся внутри учреждения, — пояснил Алексей Терехин.
Родителям Алексей Терехин объявил, что воспитательницу Ольгу Артемьеву уволили после служебного расследования, а из-за того, что информацию «взяли и запустили в СМИ», к делу подключились департамент образования Перми и региональный Следственный комитет. Администрация садика сейчас ищет в группу № 11 нового воспитателя.
По словам Алексея Терехина, жалоба Полины написана очень эмоционально.
— Потому что на каждое слово нужно подкрепление, — говорил начальник отдела образования. — Подкрепление хотя бы такое, что за это слово поручаются два-три человека и ставят подписи. Здесь обращение от одного человека. Эмоциональное, всё правильно написано, но данные факты требуют проверки. При проверке это выявить очень сложно. Только лишь доказательство опроса, может быть, детей либо кто-то что-то слышал... Но опять же эти доказательства все косвенные. Прямых доказательств нет. <...> Вы еще год учитесь, потом вы будете в школе. Давайте стараться не выносить сор из избы и решать проблемы либо внутри учреждения, либо внутри района.
«Доказательства все косвенные. Прямых доказательств нет»
Далее слово взяла заведующая садиком Рафиля Валиева. Она рассказала, что 17 мая к ней подбежала Ольга Артемьева в слезах, жаловалась, что много вкладывается в работу, а отклик от родителей не получает. Воспитательница не знала, что делать, и думала об увольнении. По словам заведующей, 17 мая Ольгу Артемьеву уволили, но женщина обязана была отработать два недели. Правда, от работы с детьми ее всё же отстранили — последние недели она выполняла только организаторские функции.
Затем родители начали задавать вопросы. Один из них — почему Ольга Викторовна приходила каждый день в группу № 11 и «подкармливала» детей конфетами.
— Она же приходила по работе, украшала стенды, она приходила к другой воспитательнице, помогала, — ответила на это заведующая.
После состоялся такой диалог:
— Рафиля Зиннуровна, ответьте, пожалуйста, на вопрос: почему дети, приходя домой, говорят о том, что Ольга Викторовна к нам сегодня приходила на обед и сказала «Я еще сегодня к вам вернусь»? — спросила другая мама.
— Вот этого я не слышала, остальные тоже. Человек сегодня не работает, — настаивала на своем Рафиля Зиннуровна.
— Уважаемые родители, давайте свернем этот вопрос, потому что человек сегодня не работает, — поддержал заведующую начальник райотдела образования.
По словам Рафили Валиевой, когда Ольгу Артемьеву принимали на работу, у нее была положительная характеристика, она профессионал своего дела.
— Уважаемые родители, я искренне сейчас прошу прощения за Ольгу Викторовну, — обратилась заведующая к родителям. — Если где-то что-то было за ней замечено, я искренне приношу за нее извинения. Человек на сегодняшний день не работает.
На собрании также выступила и Ирина — мама, защищавшая Ольгу Викторовну. Как и ранее корреспонденту 59.RU, на собрании она отметила, что ей непонятны действия Алексея — почему он, увидев, как Ольга Артемьева ударила мальчика, всё-таки отправил свою дочь в этот садик и почему не сообщил родителям о случившимся тут же, а ждал до вечера? Алексей ответил, что был в шоке и не знал, что делать.
«Специалисты в образовательное учреждение гордо в очереди не стоят»
Родители напомнили заведующей, что Ольгу Артемьеву переводили из группы в группу и не уволили даже после того, как та надела мальчику на голову грязные трусы. Рафиля Зиннуровна ответила, что по этому случаю в садике провели служебное расследование, комиссия просмотрела записи с камер видеонаблюдения и ничего не нашла.
Начальник райотдела образования отметил, что человеку всегда дается шанс, «потому что специалисты в образовательное учреждение гордо в очереди не стоят». Часть возмущенных родителей отметила, что не пошла с жалобами к начальнику отдела образования, потому что это бесполезно. Кроме того, родители считают, что и к заведующей обращаться было бессмысленно — всё спускалось на тормозах. Поэтому они обратились в СМИ.
— А для чего к вам идти, если у вас всё прекрасно? — ответила одна из мам на претензии Алексея Терехина по поводу того, что родители не обратились к нему.
— Потому что я начальник, я начальник районного отделения образования.
— Так вы так же переведите Рафилю Зиннуровну как руководителя этого детского сада на руководящую должность в другом детском саду, — ответила жена Алексея Ирина (женщина, изначально обратившаяся в редакцию). — Поставьте нам другого руководителя, если этот руководитель не справляется со своими обязанностями, потому что родители к ней не идут.
— Давайте мы на каждое желание будем реагировать.
— Давайте мы будем обращаться уже к вышестоящему руководству, к вашим начальникам, раз вы ничего не делаете, — ответила родитель.
— Давайте, но для этого нужно обращение официальное, вот такое (показывает. — Прим. ред.), а не вот так, в СМИ.
— А что вас так задело, что что-то ушло в СМИ. Вы чего-то боитесь? — последовал встречный вопрос.
— Я нет.
— Ну так а в чем тогда трудности?
— Некрасиво…
— Некрасиво это для вас, а для меня это норма.
Родители поинтересовались, что теперь делать их детям, получившим психологические травмы. Заведующая и начальник райотдела образования порекомендовали им обратиться к психологу из детского сада или специалисту из районного учреждения
7 июня, во время работы над материалом, мы позвонили в детский сад № 419, чтобы взять комментарий у Рафили Валиевой — заведующей. Нам ответили, что комментариев по поводу жалоб родителей на избиения в детсаду не дают. Также мы несколько раз пытались связаться с самой воспитательницей Ольгой Артемьевой. По известному редакции номеру телефона женщина не ответила.
Следственный комитет проводит проверку и опрашивает родителей с детьми
5 июня СК Прикамья сообщил, что следователи начали доследственную проверку детского сада, проведение проверки взял на личный контроль глава регионального следкома Денис Головкин. Сотрудники ведомства сейчас, по словам родителей, вызывают их вместе с детьми на допрос.
Алексей вместе с дочкой на допрос уже ходили. Маленькая Алина рассказала следователям, что, помимо известных случаев, Ольга Артемьева ударила еще двух детей из группы.
Сразу после случившегося родители начали собирать подписи тех, чьи дети пострадали от рук воспитателя, чтобы отправить обращение в Следственный комитет. Собрать удалось около десяти подписей. По словам Алексея, обращение уже подано: часть родителей требует привлечь Ольгу Артемьеву к уголовной ответственности.
Ранее мы рассказывали о скандале в пермской школе № 12 с углубленным изучением немецкого языка. На школу пожаловался анонимный телеграм-канал «Прикамские витязи» и обвинил ее в отсутствии патриотизма.
Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.