Образование Школу обвинили в непатриотизме мнение «Вандалами оказались те, кто решил, что наводит справедливость»: учитель из Прикамья — о скандале в школе № 12

«Вандалами оказались те, кто решил, что наводит справедливость»: учитель из Прикамья — о скандале в школе № 12

Педагог проанализировала комментарии «дилетантов» о ситуации в школе с позиции опытного учителя

Из школы уволилась директор Елена Ракинцева и 11 учителей

Еще в мае пермскую школу № 12 обвинил в отсутствии патриотизма телеграм-канал «Прикамские витязи», который ведут ветераны боевых действий (мы подробно рассказывали, что это за ресурс). К «витязям» якобы обратились родители учеников школы, заявив, что учителя отказываются проводить «Разговоры о важном» с участниками спецоперации на Украине. «Витязи» написали, что при поддержке Департамента образования Перми, который показал «оперативную реакцию», они посетили школу и провели совещание. Директор школы Елена Ракинцева заявила, что педработникам по закону запрещено использовать образовательную деятельность для политической агитации. Родители и дети защищали учителей: ученики даже вывесили на забор школы плакаты с просьбами не уходить, адресованными педагогам. Недавно стало известно, что Елена Ракинцева уволилась из школы по собственному желанию, после нее заявления об уходе написали 11 педагогов.

Пермяки по-разному отреагировали на новость об увольнении учителей и директора: кто-то поддержал педколлектив, другие назвали педагогов предателями и написали, что им нельзя учить детей. Учительница с многолетним стажем из Прикамья проанализировала многочисленные комментарии пермяков, сделала выводы, основываясь на своем опыте, и высказалась о ситуации в школе. Далее — от первого лица.

Приветствую читателей 59.RU, следящих за почти детективной историей о школе № 12, ее директоре и «Прикамских витязях». Меня эта история зацепила с первой публикации, с тех пор не выпускаю ее из поля зрения. Но поговорить хочу не о ней.

Есть такой грешок — читаю комментарии к статьям на сайте. Комментарии — это отдельный вид народного творчества, целый жанр современного фольклора. Каждый коммент в отдельности и весь дискурс подойдут для изучения лингвистам, а мне они интересны с точки зрения состояния общественного мышления. Точнее — ошибок этого мышления. Народ хлебом не корми — дай порассуждать о том, в чем он ничего не понимает, но усердно пытается дискутировать.

Масса дельных мнений в комментариях (пермяки — люди интеллектуальные), однако самыми активными и эмоциональными, конечно, являются дилетанты. В психологии есть такой термин — эффект Даннинга — Крюгера. Точное определение можно посмотреть в психологическом справочнике, а в двух словах на простом русском — это такое нарушение мышления, при котором дилетант с завышенной самооценкой делает выводы о предметах, в которых он не компетентен. Ему кажется, что его мнение единственно верное, но с точки зрения специалистов его выводы не более чем бред глупого человека.

Я суммировала и обобщила комментарии ко всем материалам 59.RU о скандале вокруг школы № 12 и составила список заблуждений относительно системы образования у читателей с эффектом Даннинга — Крюгера (пусть простят меня эти добрые люди). Можно назвать мою колонку так: «О вредных заблуждениях».

Заблуждение № 1: «Учитель — это исполнитель воли государства»

Это заблуждение вредно потому, что совершенно лишено логики. Профессия учителя всегда относилась к профессиям творческим. Когда хотят похвалить мастерство учителя, в первую очередь говорят, что он творческий человек. Что такое творчество? Это умение мыслить нестандартно и избирать для решения задач новые пути. Кроме того, творчество предполагает прямую связь с волевым началом в человеке: «Я хочу делать так — и я так делаю, несмотря ни на что». Новый путь + мое собственное хотение = творчество. Посредственный художник творит по заказу. Гениальный — только по своей воле и только так, как он считает нужным. Посредственный учитель будет выполнять чужую волю — учитель от Бога руководствуется только своими мировоззренческими принципами. Он изначально не исполнитель, а творец. Обществу нужны посредственные учителя? Думаю, все мы мечтаем для своих детей об учителе-творце.

«Посредственный учитель будет выполнять чужую волю, учитель от Бога руководствуется только своими мировоззренческими принципами»

«Разговоры о важном», из-за которых вспыхнуло такое нешуточное пламя в наших школах, — это инструкция для посредственных учителей. (Методички и правда весьма глупенько построены — для ученика намного ниже среднего уровня.) Для меня тот факт, что учителя использовать эти инструкции часто отказываются, является доказательством того, что учителя в наших школах вполне творческие. Кто помнит содержание «Педагогической поэмы» Макаренко, не даст соврать: главный герой — образцовый педагог — на каждом шагу нарушает всевозможные инструкции, рекомендации и общепринятые правила.

Вывод: учитель, который без какого-либо критического осмысления, с радостной улыбкой энтузиаста бежит выполнять чью бы то ни было волю, в том числе и волю государства, — это плохой учитель.

Заблуждение № 2: «Любой человек может вести урок»

Доказывать, что не любой с точки зрения наличия ума, не нужно — это аксиома. Давайте обратимся к требованиям государства в вопросе «кто может вести урок».

Во-первых, у человека, который претендует на обучающий или воспитательный контакт с детьми, должно быть профильное образование — это строго.

Во-вторых, этого человека ежегодно специально аккредитованная медицинская комиссия проверяет на предмет всяческого здоровья. Каждый год каждого учителя осматривают психиатр и нарколог. Даже стоматолог и отоларинголог должны дать свое разрешение на «вход к детям». Хирург и гинеколог, дерматолог и кардиолог… Анализы, ЭКГ, даже МРТ… Теоретически это забота о здоровье учителя, но мы же понимаем, что подразумевается забота о безопасности детей — вдруг психически больной педагог нанесет детям непоправимый воспитательный ущерб.

В-третьих, все школы России после множества ужасающих вооруженных нападений на образовательные учреждения просто маниакально озабочены мерами безопасности. Никого лишнего на территории школы быть не должно — только проверенные люди. Родитель просто так в школу не попадет. Даже учитель, приезжающий в чужую школу, допустим, на семинар, иногда проходит несколько кругов ада, чтобы войти не в свою школу (есть в Перми такие образовательные учреждения — жуть, а не система безопасности!). Человек, который идет в класс, должен быть проверен от и до, и ответственность за это лежит лично на директоре.

Директор Елена Ракинцева уволилась из школы

Директор школы № 12 отказалась дать разрешение на воспитательный контакт с детьми неким ветеранам СВО. Молодец! Профессиональный подход к работе! У этих ветеранов нет профильного педагогического образования, нет справок от психиатра, нарколога и прочих узких специалистов. И кто знает, что человек с возможным посттравматическим стрессовым расстройством несет с собой? Да даже если он ничего не несет, он всё равно может нанести тот самый непоправимый воспитательный ущерб, если, например, ребенок задаст неправильный, с его точки зрения, вопрос. Все видели в сетях видео о том, как ветераны с испорченной психикой срываются на мирных гражданских за не ту прическу, не тот цвет одежды, не тот разговор. А если ребенок в классе на этого ветерана как-нибудь непатриотично посмотрит? У вас есть уверенность, что у него нервы не сдадут и он силищу свою неконтролируемую не применит к ребенку? У меня такой уверенности нет, поэтому я на свои классные часы никого такого не пущу.

«У этих ветеранов нет профильного педагогического образования, нет справок от психиатра, нарколога и прочих узких специалистов»

Вывод: дорогие ветераны, сначала диплом и справки — потом поговорим о классных часах. Исключением могут быть многочисленные просьбы родителей при условии, что родители сами присутствуют на мероприятии — это снимет со школы часть ответственности. Хочется патриотических встреч — приглашайте детей на свою территорию, например, в какой-нибудь клуб, и сами за них там отвечайте.

Заблуждение № 3: «Начальству виднее»

О, это мое любимое заблуждение! Наша российская «любовь к барину» — это прямо часть менталитета… «Министр просвещения лучше знает, что лучше», — так мне сказала однажды одна вполне милая бабушка моего ученика. Надо сказать, что родительское собрание вежливо похихикало.

На моей «педагогической памяти» пять министров (сначала образования, потом просвещения — не суть):

  • Филиппов В. М. — в школе не работал ни одного дня;

  • Фурсенко А. А. — в школе не работал ни одного дня;

  • Ливанов Д. В. — в школе не работал ни одного дня;

  • Васильева О. Ю. — три года работала учителем пения еще в СССР, потом какое-то очень малое время давала по несколько уроков истории старшеклассникам — подрабатывала, пока училась, то есть в собственно педагогический процесс не погружалась;

  • Кравцов С. С. — вроде даже доктор педагогических наук, но в школе работал два года учителем математики в возрасте 20–22 лет.

Мой педагогический стаж — почти 30 лет. Вывод: кому виднее?

Заблуждение № 4: «Все разбираются в образовании»

Когда у меня ломается кран на кухне, я вызываю сантехника, а не стоматолога, причем мнение стоматолога, даже лучшего в мире, относительно крана мне будет неинтересно. Когда у меня болит зуб, я иду к стоматологу, а не к сантехнику, причем мнение даже лучшего в мире сантехника относительно моего зуба мне будет неинтересно. Вряд ли агроном будет интересоваться мнением инженера-строителя относительно технологии выращивания, например, апельсинов в средней полосе. Логика, думаю, понятна… Вопрос: почему меня, учителя, должно интересовать мнение о методике преподавания и воспитания детей какого-нибудь «не учителя», то есть дилетанта?

«Почему меня, учителя, должно интересовать мнение о методике преподавания и воспитания детей какого-нибудь "не учителя", то есть дилетанта?»

Дорогие «не учителя», когда вы высказываетесь в комментариях по поводу проблем той же школы № 12, не имея никакого представления о педагогических буднях, — это еще бог с ним. Но когда вы при этом обижаетесь, что ваше мнение ни в грош не ставят, — это, простите, по крайней мере, опять же, нелогично. Да с чего учителей должно интересовать ваше мнение! Вы кто? «Надо прислушиваться к мнению простых людей!» — реплика из комментариев. Ладно, я прислушаюсь к мнению «простых людей» о том, что в кабинете неплохо было бы поменять шторы или что-нибудь о качестве питания в школьной столовой. Но в вопросе «Как проводить классный час в вверенном моему попечению классе?» мнение этих милых простых людей меня интересовать по определению не может. На какую тему его проводить — это я еще могу принять к сведению, но и то только мнение родителей моего класса, а не мнение комментаторов на сайте. Но как его проводить — тут только мое мнение.

Я принимаю многие темы из «Разговоров о важном», но ни одну из них я не провела по методичке, потому что моему классу эти рекомендации не подходят. К тому же у меня есть собственный взгляд по этим темам, и транслировать я буду его, а не то, что мне рекомендовано. Если моему завучу, который получит задание следить, что я там говорю, что-то не понравится и он мне об этом хотя бы намекнет, я в этот же день напишу заявление об отказе от классного руководства со словами: «Ведите сами». Предполагаю, что не далее как через день в кабинет директора придут все мои родители с неприятными вопросами. Это гипотетически — у нас в школе адекватные завучи.

Вывод: в вопросах образования разбирается только тот, кто этим образованием непосредственно занимается, то есть каждый день на протяжении многих лет стоит у доски и преподает. Никто другой не имеет права высказывать по этому поводу никаких резких суждений — можно легонько мяукнуть в уголочке, но и то вежливо.

Заблуждение № 5: «Все школы должны быть одинаковые»

Читаю комментарий: «Зачем нам школа, которая воспитывает профессиональных эмигрантов?» (это о школе № 12). У меня вопрос: «Кому это — нам?» Люди, вы кто? И тут же кто-то отвечает: «Нам нужна». Диалог довольно больной… В школе № 12, если верить ее официальному сайту, до «наезда витязей» было 58 учителей и 4 администратора — 62 педагогических работника. Это так примерно тысячи полторы детей. Им всем нужна такая школа. И их родителям нужна такая школа. И всем тем, кто с этой школой сотрудничает, такая школа нужна. То есть вопрос о «зачем нужна» как-то сам отпадает — идите к детям и родителям и спросите, зачем.

«Им всем нужна такая школа. И их родителям нужна такая школа. И всем тем, кто с этой школой сотрудничает, такая школа нужна»

В Перми много таких особенных школ — вы про все будете спрашивать: «зачем нужна»? Школа № 10 где-то на Успенского с погружением в ИКТ тоже, наверное, каких-то «неправильных» людей выращивает… Гимназия № 2 с ее философией стран Востока никого не напрягает? В школе № 102, которая «Петролеум», вообще будущих нефтяных олигархов готовят — ужас ведь! Выпускники «Мастерграда» вырастут и захватят все теплые места в пермском градостроителстве — караул! Пермская православная классическая гимназия — мракобесие! Все должны быть одинаковые!

Господа поборники всеобщей серости, видимо, не знакомы с одним из основных законов экономики: спрос рождает предложение. Если эти школы есть и процветают, если у них ежегодно очередь из желающих учиться именно здесь, значит, никакие ваши «зачем» с этими школами ничего не сделают. «Если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были?» (пунктуация Маяковского, если что…)

Вывод… Да какой тут может быть вывод… Просто идите лесом!

Заблуждение № 6: «Учителя легко заменить»

Из школы ушел директор. Хороший директор, который много лет своей достойной жизни отдал «селекции» организма под названием «педколлектив». Вот этого дилетанту никогда не понять, поэтому я пишу «для своих».

Для дилетанта учитель — это одна рабочая единица сама в себе. Один ушел — другой придет, и нет никакой разницы. Это на заводе так, в поле так, где-нибудь в бюрократическом аппарате, в офисе крупной фирмы — там один на другого легко заменяется без ущерба для общей производительности. В школе не так. Здесь учитель — это значимая часть живого организма. Его не просто нельзя изъять или заменить — его нельзя даже переставить с места на место. Давайте в человеческом организме поменяем местами, например, печень и почку — увы, помрет. Замена учителя — это грубое хирургическое вмешательство по пересадке органов: не все приживаются, а организм уже навсегда неполноценен. Педколлектив не формируют — его выращивают, его холят и лелеют, пылинки с него сдувают, молятся на него. Повезло той школе, где он вырос, не всем везет. Разрушить настоящий педколлектив — это как долбануть кувалдой по фарфоровой статуэтке — вандализм.

«Разрушить настоящий педколлектив — это как долбануть кувалдой по фарфоровой статуэтке — вандализм»

В школе № 12 произошел акт вандализма. Вандалами оказались те, кто почему-то решил, что он наводит какую-то великую справедливость. И всё это при попустительстве управления образования. Теперь там нет педколлектива — есть набор рабочих единиц. Когда новый вырастет и вырастет ли вообще — это как повезет.

«В школе № 12 произошел акт вандализма. Вандалами оказались те, кто почему-то решил, что он наводит какую-то великую справедливость»

Вы детские плакаты на воротах этой школы видели? Дети просят учителей вернуться. Господа вандалы, вам не стыдно смотреть в детские глаза? Нет большего стресса для класса, чем замена учителя-предметника. А замена классного руководителя — это даже не стресс, это уже неприличным словом называется.

На забор школы дети повесили листки со словами поддержки

Классы, потерявшие любимых учителей, резко теряют мотивацию и успеваемость, дети впадают в депрессию или становятся девиантами. И это непоправимо. Только не надо обвинять самих учителей в том, что они ушли и наплевали на детские слезы (это опять же из комментариев). Их вынудили уйти, долбанув кувалдой по фарфоровой статуэтке.

Вывод: а давайте каждый будет заниматься своим делом… Помните, у Булгакова в «Собачьем сердце»: «Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать… И никаких разрух». Я не знаю, чем там эти «витязи» по жизни занимаются, какая у них профессия, — но пусть они вот этим и занимаются. Иначе будет разруха.

P. S. Господа дилетанты сейчас начнут упрекать меня в том, что я много на себя беру, мол, они сами взрослые люди и без меня разберутся. Дело в том, что они ведут себя, как маленькие дети, а моя профессия — учить детей. Даже если они уже взрослые.

Согласны с автором?

Да
Нет
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем