Образование Разговоры о важном подробности Мама — хранительница домашнего очага, а папа — ее опора. Разбираем новые «Разговоры о важном»

Мама — хранительница домашнего очага, а папа — ее опора. Разбираем новые «Разговоры о важном»

Лидер группы «Руки Вверх!» расскажет ребятам о семейном счастье

Ребятам расскажут о взаимоотношениях в семье

Следующие «Разговоры о важном» пройдут 20 ноября. С ребятами побеседуют о взаимоотношениях в семье и Дне матери — в этом году его отмечают 26 ноября. Детям расскажут, что мама — это «сердце семьи», а папа — ее опора, а чтобы построить крепкие взаимоотношения, нужны семейные традиции. Мы разобрали методички к классному часу.

Лидер «Руки Вверх!» Сергей Жуков рассказывает о секрете семейного счастья

Школьники и студенты должны будут посмотреть видеообращение федерального спикера. В методических материалах к занятиям написано, что о формуле крепкой семьи ребятам должны рассказать актриса и телеведущая Екатерина Стриженова и актер и режиссер Александр Стриженов. Правда, видео, рассказывающего о звездной семье Стриженовых, на сайте «Разговоров о важном» нет, но выложен ролик разговора о важном с лидером и солистом группы «Руки Вверх!» Сергеем Жуковым.

Лидер группы «Руки Вверх!» вместе с семьей записал обращение к школьникам

Сергей Жуков рассказывает об отцовском счастье. По мнению музыканта, счастье — слышать от своих детей слова гордости и любви, а еще понимать, что правильно их воспитываешь и делаешь больше, чем твой отец делал для тебя.

— Когда ты видишь любовь в глазах своих детей, понимаешь, что ты еще им очень нужен, а это очень важно, — считает Сергей Жуков. — Иногда, знаете, проходят времена, и дети говорят: «Спасибо, дорогие наши папа и мама, мы теперь уже идем своей дорожкой». А вот мы понимаем, что в нашей семье мы всегда будем нужны. И это не значит, что наши дети абсолютно не самостоятельны. Это значит, что вот та любовь, которая в семье заложена изначально, она по-настоящему крепкая.

Сергей Жуков считает, что главное в семье — это любовь

По словам Жукова, семья без ценностей — это просто какое-то количество людей. Сейчас в семье Сергея и его жены Регины Бурд крепкие семейные традиции. Регина согласна с мужем. Семейные ценности, говорит она, дают ощущение стабильности, духовности, глубины.


— Это большая опора для любого человека в нашем сумасшедшем и в информационном плане, и в физическом плане мире, когда все бегут, все сливаются в едином потоке, — добавляет Регина. — Есть какие-то вещи, которые, возможно, навязывает социум, и любому человеку важно понимать, что у него есть семья, есть основа. Это дает те самые корешки и уверенность в том, что всё у него получится, что в нем есть сила от его семьи, от его близких, родных.

Дочь Сергея и Регины Ника говорит, что раньше у их семьи была традиция зажигать по вечерам в выходные дни свечку, есть клубнику и разговаривать. Сергей Жуков называет эту свечку «свечой правды»: каждый член семьи мог поделиться всем плохим, что он натворил, и ему за это ничего не было.

У семьи была традиция зажигать свечку, есть клубнику и разговаривать по душам

Внутренняя сила семьи, по мнению Жукова, — в любви к детям, родителям, внукам.

— У нас генетически заложено, во всяком случае, нашего поколения точно, мы всегда были в уважении старших. Это всегда было какое-то безумное поклонение вот этому опыту, возрасту и так далее. Со временем всё теряется, и вот не хочется терять. Не хочется терять этой связи поколений, не хочется этого равнодушия, не хочется этой наглости, которая сейчас порой выходит на первое место, или там, образно говорят, какого-то высокомерия, — рассказывает музыкант.

Здоровая семья — это семья, где все понимают, что каждый — это маленькая частичка любви. Без этого нельзя строить отношения и рожать детей. По мнению Жукова, без любви человек не станет сильным.

— Если бы мы не любили своих детей, они бы никогда не стали сильными, — говорит Жуков. — Потому что если ты не любишь, значит, ты забил как бы на ребенка, значит, ты просто оставил его в стороне и сказал: «И всё!» Как только ты свою любовь проецируешь на него, он это видит и становится очень сильным.

1–4-е классы: мама — «сердце семьи»

Учитель предлагает ребятам посмотреть на картины Бориса Кустодиева «На террасе» и Полины Лучановой «Семейный портрет. Знакомство». На каждой изображена семья в полном составе. Семья, говорит педагог, «это начало и продолжение каждого человека». Издавна женщины были хранительницами домашнего очага, и до сих пор они — «сердце семьи». От мамы зависит атмосфера в семье и отношения между ее членами.

Ребята должны рассмотреть картины

В последнее воскресенье ноября в России отмечают День матери, поэтому на занятии важно поговорить, что еще можно успеть сделать к празднику, а что нужно делать каждый день. Ребятам включают видео о Дне матери.

Диктор говорит, что мама — это «сердце семьи»

Диктор снова напоминает школьникам о том, что мама — «сердце семьи», она хранит домашний очаг.

— Семья дает нам силы, помогает стать настоящими людьми, — сказано в видео. — Это любовь и верность, уважение и забота, совместные дела и события. Если спросить любого человека, что главное в семье, ответ будет прост — любовь. А еще — верность, понимание и взаимопомощь.

Женщина издавна считалась хранительницей домашнего очага

Часто мы не видим, как много для нас делают мамы, поэтому День матери — это напоминание о том, как важно благодарить ее и помогать ей. Нужно «ценить семейные ценности и традиции, уважительные и доверительные отношения». Затем ребята слушают фрагмент песни «Мама — первое слово» и вспоминают необычные, удивительные поступки своих мам.

— Сердце мамы наполнено любовью к своим детям, ради них она готова жертвовать своим временем и здоровьем, — говорит педагог. — Мамы готовы на всё — свои силы, здоровье, время отдать своим близким. Любовь мамы оберегает человека всю жизнь, придает силы преодолевать трудности. Да, именно любовь помогает нашим мамам не спать ночами, за день сделать столько, сколько невозможно обычно сделать за несколько дней. Именно материнская любовь — источник бесконечного терпения и понимания.

Мама оберегает нас всю жизнь, но мы тоже должны заботиться о ней

О материнской любви, готовности сделать всё для своего ребенка существует много пословиц и поговорок. Дети должны из кусочков текста составить эти пословицы и поговорки.

Опора наших мам — папы, говорит педагог, а любовь к родителям можно проявлять в мелочах. Например, уступить брату или сестре, чтобы избежать ссоры, не разговаривать громко по телефону, если мама или папа прилегли отдохнуть.

Затем ребята знакомятся со стихотворением Агнии Барто «Разговор с дочкой», отвечают на вопросы педагога после прослушивания стихотворения, а учитель делает вывод: нужно быть внимательным к близким. В конце занятия ребята мастерят открытки мамам на День матери и готовят выставку рисунков «Дерево держится корнями, а человек — семьей».

5–7-е классы: «многодетность поощряется государством»

Занятие начинается с просмотра ролика «Семья» по мотивам стихотворения Марка Шварца. Диктор читает стихотворение:

Семья — словечко странное, хотя не иностранное.

Как слово получилось, не ясно нам совсем.

Ну, «Я» — мы понимаем, а почему их семь?

Не надо думать и гадать, а надо просто сосчитать:

Два дедушки, две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

А если есть сестренка? Выходит восемь «Я»?

Нет, если есть сестренка,

Выходит Во! — семья.

Семья с двумя детьми — это «Во! — семья»

Школьники отвечают, что такое семья в представлении поэта, сколько поколений она включает и почему, если в семье больше одного ребенка, она из просто семьи превращается в «Во! — семью». Также ребята должны сказать, что такое семья, почему это самое дорогое, что есть у человека, на каких ценностях строится семья и какие чувства связывают живущих вместе родственников. В методичке написано: «учитель акцентирует внимание детей на следующих основах семьи — ответственность друг за друга, чувство взаимопомощи, уважение, любовь, нежность, взаимопонимание».

Затем ребята должны составить пословицы и поговорки: учитель показывает начало фразы, школьники продолжают. Дальше педагог рассказывает о редко используемых названиях родственников. Например, брат мужа — это деверь, а сестра жены — свояченица. Раньше, по словам учителя, люди жили большими семьями, поэтому для каждого родственника было свое название. Сейчас семьи стали меньше, и многие названия уходят в историю.

По словам учителя, в большой семье более тесные отношения, потому что дети учатся сотрудничать и делиться. Каждый ребенок в такой семье получает заботу и любовь не только от родителей, но и от братьев и сестер.

Ребенок в многодетной семье получает любовь не только от родителей, но и от братьев и сестер

— При обсуждении учитель акцентирует внимание обучающихся на том, что традиционная семья, состоящая из родителей и нескольких детей, является основой нашего общества, — написано в методичке. — Многодетность поощряется государством, в нашей стране реализуется множество программ поддержки на федеральном и региональном уровнях.

Дальше дети выполняют задание: им нужно помочь семье Ивановых улучшить взаимоотношения. Общение Ивановых сводится только к бытовым вопросам, в семье каждый занят своим делом из личной выгоды, и никто не хочет уступать другому. Дети должны придумать семейные традиции для Ивановых, чтобы улучшить отношения между родственниками.

В заключительной части занятия учитель рассказывает о Дне матери, предлагает детям придумать традиции для этого праздника и составить облако слов «Счастливая семья» (каждый предлагает одно слово, ассоциирующееся у него со счастливой семьей).

8–11-е классы: «Любая добрая традиция объединяет дружную семью»

Педагог напоминает школьникам, что в прошлом году, говоря о традиционных семейных ценностях, они пришли к выводу: семья — это фундамент, «опора нашего существования», а в широком смысле семья — это весь наш род, историю которого надо знать. Чем больше семейное древо, тем больше в нем родственных связей, говорит учитель.

Семья — это «опора нашего существования»

В основной части классного часа ребята отвечают, что для них означает семья, влияет ли она на чувство защищенности, можно ли научиться любить, заботиться и нести ответственность за других без семьи и влияет ли наличие семьи на продолжительность жизни. На последний вопрос отвечает сам педагог. Оказывается, по статистике, продолжительность жизни семейных людей больше, чем у одиноких.

Еще один вопрос от учителя: где рождается больше талантливых и знаменитых людей — в многодетных семьях или в семьях максимум с двумя детьми и почему. Педагог подсказывает: знаменитый химик Дмитрий Менделеев был семнадцатым ребенком в семье, композитор Эдвард Григ четвертым, а поэтэсса Анна Ахматова и писатель Антон Павлович Чехов были третьими детьми в семье.

В семьях между родителями и детьми бывает разное, иногда случаются конфликты, но их важно уметь правильно решать. Ребятам включают видео. Мама просит сына принести бабушкин сервиз и напоминает об осторожности.

Мама просит сына принести бабушкин сервиз

Несмотря на предостережение, мальчик нечаянно роняет тарелки на пол. Мама не ругается на сына и говорит: «Хорошо, что ты не порезался».


— Реакция мамы в данном сюжете говорит о том, что в этой семье существует правило — в любой непростой ситуации видеть положительные стороны, а еще всегда помнить о чувствах тех, кого любишь, и понимать, как твоя реакция, твои слова отразятся на эмоциональном состоянии другого члена семьи, — объсняет конец сюжета учитель.

Ребенок роняет тарелки на пол, и они разбиваются

В заключительной части занятия с ребятами беседуют о семейных традициях. Учитель ссылается на мнение ученых и говорит, что традиции делают семью крепче, а школьники рассказывают, какие традиции они бы хотели установить в своей семье.


Любая добрая традиция объединяет дружную семью, а если традиция передается из поколения в поколение, так семья пишет свою историю для будущих потомков, — подводит итог педагог.

26 ноября в России отметят День матери. Праздник, говорит учитель, утвердили в 1998 году. Цель этого дня — напомнить о важности роли матери в жизни человека. Важно, говорит учитель, чаще быть вместе, и приглашает детей вместе с родными сходить на форум-выставку «Россия» на ВДНХ.

10–11-м классам рассказывают про модели решения конфликтов. Первый — силовой, когда учитываются интересы только одного участника конфликта. Вторая модель называется компромиссной — каждый жертвует частью своих интересов. Согласно третьей, интегральной модели, учитываются интересы всех участников конфликта.

Интегральная модель больше всего подходит для решения конфликтов

Старшеклассникам предлагают решить конфликтную ситуацию. Семья планирует в выходной выехать на природу, только вот муж хочет выдвинуться в 05:00, чтобы порыбачить, а жена — не раньше 12:00, потому что очень устала после рабочей недели.

Если следовать силовой модели решения конфликта, то либо жена не выспится, либо муж пропустит утренний клев. Если попытаться найти компромисс, то жена и муж пожертвуют частью своих интересов. Например, пара может выехать в 05:00, но жена будет не чистить рыбу, а спать. Самым эффективным способом решения конфликта, по словам учителя, станет интегральная модель. Пара может выехать на природу в пятницу вечером, тогда и жена выспится, и муж сходит утром на рыбалку.

Студенты техникумов и колледжей: «в нашем государстве для поддержки материнства и детства делается очень много»

Студентам рассказывают об истории появления Дня матери. Первая попытка учредить праздник появилась в России еще в 1915 году, но она успехом не увенчалась. В 1988 году учительница русского языка и литературы Эльмира Гусейнова выступила с инициативой учредить специальный праздник, посвященный матери. Она провела вместе с классом концерт на тему «Матери в русской литературе». В 1993 году Республика Саха утвердила этот праздник, а в 1998 году президент Борис Ельцин учредил общероссийский День матери.

Студенты узнают об истории появления Дня матери

Студенты отвечают, какие темы, образы и ассоциации связаны у них со словом «мама», и смотрят видео. На момент написания материала ролик еще не появился на сайте «Разговоров о важном», но в методичке написано, что видео расскажет об историко-культурных основах традиционной российской семьи, семье в юридическом аспекте, ее функциях, роли в развитии и сохранении традиций, о духовно-нравственных основах семьи и ее правовом статусе в России.

А какие у вас ассоциации с образом мамы?

Затем у ребят спрашивают, задумывались ли они о создании семьи и почему, нужны ли для построения семьи специальные знания и умения, почему говорят, что мать — это «сердце семьи» и нуждается ли сама мама в заботе и понимании. Студенты перечисляют, на чем основаны гармоничные отношения.

Педагог обобщает сказанное детьми: «семья — это пространство любви, уважения, заботы и взаимной поддержки», главное в семье — любовь, забота, внимание, интерес и многое другое. При этом семья не появляется сама по себе, отношения нужно кропотливо строить, прежде чем вступить в брак.

Потом им [мужу и жене] предстоит принять еще много совместных важных решений, самое главное и ответственное из которых, безусловно, это решение стать родителями, — говорит учитель. — Иногда молодым людям, особенно женщинам, принять такое решение очень сложно и даже страшно. И в этот момент важно, чтобы женщина понимала, что у нее есть поддержка в лице мужа, семьи, друзей и государства. В настоящее время в нашем государстве для поддержки материнства и детства делается очень много. Ни в одной стране мира нет такой серьезной и целостной системы поддержки семей с детьми, как в современной России.

В конце классного часа студенты должны прийти к выводу о необходимости реализовать себя не только в профессиональном плане, но и в семейной жизни.

Каждую неделю мы изучаем методички «Разговоров о важном» и публикуем материалы в специальном сюжете на сайте.

Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем