Следующие «Разговоры о важном» пройдут 15 января и будут посвящены налоговой грамотности. Самые маленькие школьники посмотрят мультфильм о зверях, которые решили ввести в лесу налоги, 5–7-м классам расскажут о налогах в древности, а старшеклассники узнают, чем ИП отличается от самозанятого. Перед ребятами выступит руководитель ФНС и расскажет про особенности нашей налоговой системы и о сильном российском бюджете.
Руководитель ФНС: у России очень сильный бюджет
И школьники, и студенты на занятии смотрят видеообращение Даниила Вячеславовича Егорова — руководителя Федеральной налоговой службы. Егоров объясняет детям, что школа, в которой они учатся, построена благодаря налоговым отчислениям: «Налоги — это то, когда все вместе сбрасываются и пытаются что-то вместе построить».
— Мы попробовали сделать такие технологии, сделать такие личные кабинеты для наших граждан, чтобы людям было комфортно и приятно войти и оплатить налог, — говорит Егоров. — И, собственно, эта идея и сработала. И оказывается, что комфорт во многом определяет, насколько нам легко, просто и, собственно, вообще хочется платить налоги. Это, наверное, основная отличительная черта нашей налоговой службы, нашей налоговой системы.
В России, по словам Даниила Егорова, «всё очень четко работает», в стране столько денег, что власти сделают всё, что обещали. Бюджет нашей страны, по словам руководителя ФНС, очень сильный, и это признано во всем мире. Такому бюджету можно доверять и быть уверенным, что «все деньги будут получать вовремя, и страна будет работать спокойно».
Также Егоров сказал, что дети платят налоги тогда, когда это необходимо. Например, если ребенок уже работает (а официально это можно делать с 14 лет), он может сам оплачивать налоги. Еще, по словам Егорова, наше приложение для оплаты налогов считается самым простым в мире, а чтобы работать в ФНС, необязательно становиться экономистом или юристом: сейчас там работают и айтишники, и психологи.
1–2-е классы: мультик про зверей и налоги
В начале классного часа дети должны подумать, благодаря чему появляются школы, больницы, площадки и стадионы. Разобраться в этом ребятам помогут Аля и Дэн — их школьники увидят на слайдах презентации.
Чтобы понять, откуда берутся деньги на строительство, ребята смотрят мультик «Про налоги и зверей». Однажды заяц доскакал до конца леса и увидел город, где живут люди. Он заметил, что соседи живут по-другому: у них дети ходят в школу, есть больница, а бабушки и дедушки получают пенсию.
Заяц поспешил рассказать об увиденном зверям, и они решили, что люди живут лучше. Например, лисе, чтобы попасть к колобку, нужно идти через весь лес пешком. Автобусов и дорог в лесу нет, а всё потому, что их некому строить, — в лесу негде учиться. У осла третий день болит копыто, потому что в лесу нет больницы, а еще некому следить за порядком — страдают от этого все звери.
Тогда лиса предложила отдавать часть еды тем, кто будет заниматься больными, строить дороги и следить за порядком, а мудрый филин сказал, люди тоже отдают часть того, что у них есть. Это называется налогами, благодаря которым власть строит людям школы, больницы, дороги — делает жизнь лучше.
— Стали звери отдавать часть того, что есть у них. Начали и волчата, и бельчата в школу ходить. Старый крот и филин наконец-то получили пенсию. Появилась в лесу дорога, по которой пустили первый автобусный маршрут. И со временем всё в этом лесу наладилось, — сказано в ролике.
Налоги, говорит учитель, — это деньги, которые получает государство в свой бюджет. Тех, кто платит налоги, называют налогоплательщиками, а уплата налогов — это обязанность граждан. Все, кто получает зарплату или другой доход, платят налоги и помогают сделать жизнь комфортнее и безопаснее.
— Мы не просто делаем нашу жизнь лучше, а мы, все граждане нашей страны, ответственны за ее развитие, участвуем в ее строительстве. И налоги — это наш вклад в общее дело, — говорит педагог. — Еще очень важно бережно относиться к тому, что создано благодаря налогам.
Затем ребята выполняют интерактивные задания, а учитель цитирует Екатерину Великую: «Налоги для государства — что паруса для корабля». Корабль плывет, пока дует ветер, а изменяя положение паруса, можно менять направление движения корабля: «Выходит, что благодаря налогам мы можем влиять на развитие страны».
В конце классного часа дети отвечают, почему важны налоги, а учитель говорит, что благодаря налогам финансируется оборона, строятся и ремонтируются детские сады, школы, больницы, выплачиваются пенсии и многое другое.
3–4-е классы: рассказ об НДФЛ
Методички для учеников 3–4-х классов похожи на материалы для 1–2-х классов, но ребятам не показывают видео «Про налоги и зверей», вместо этого им включают ролик про Фому, который очень любил гулять по благоустроенному городу, а вот налоги платить не хотел. Свою ошибку он понял, когда в городе закрылись музей, дороги, парки, дворники перестали убирать мусор, а трамваи — ездить.
Педагог объясняет детям, что основной налог, который платят россияне, называется подоходным и составляет 13%. Его платят все граждане, получающие доход. При этом 13% в государственную казну нужно отдавать не только с зарплаты, но и, например, от выигрыша в лотерею или денег, полученных за сдачу квартиры в аренду. Учитель добавляет, что налог не уплачивается с пенсии.
5–7-е классы: налоги в древности
Учитель просит ребят поделиться на команды и рассказывает, что такое налоги. Помогать детям разбираться в теме будут Аля, Дэн и Фунт. Командам нужно посмотреть на слайд, на котором в кружочках разного цвета изображены значки, и отгадать, что они означают. Значки — это общественные блага, которыми мы пользуемся благодаря налогам (образование, медицина, спорт, пенсия и другое). Учитель добавляет: ни одно государство за всё свое существование не обходилось без налогов. Ребятам включают ролик об истории налогов.
Из видео ребята узнают, что еще в середине XVIII века до нашей эры древневавилонский царь Хамурапи закрепил необходимость уплаты налогов законодательно. Эти налоги были похожи на современный налог на имущество. Их платили в денежной и в натуральной форме. Налоговая ставка в то время, говорит ведущий, равнялась 10%. Самыми древними налоговыми сборами считаются налоги на землю и скот — налогоплательщики отдавали часть урожая и скота властям. Современным языком это можно назвать прямым налогообложением. За уплату налогов государство обеспечивало безопасность жизни и собственности граждан.
В Древнем Египте тоже были налоги (плата взималась за использование земель правителей), в Древней Греции платили 10% с собранного урожая, а в Римской империи существовал поземельный налог.
Затем учитель рассказывает ребятам о налоге на доход и добавляет, что с 2021 года для физических лиц, годовой доход которых превышает 5 миллионов, ставка по НДФЛ составляет 15%, а не 13%. При этом плата за квартиру, интернет, воду, отопление и газ не является налогом, а пенсии, стипендии и пособия на детей налогом не облагаются.
По словам учителя, существуют имущественный и транспортный налоги, а контролируют уплату налогов сотрудники Федеральной налоговой службы.
В конце занятия дети рассказывают, какое значение имеют налоги для каждого человека и что они поняли на классном часе.
8–9-е классы: игра в работников городской администрации
После рассказала о том, что такое налоги, 8–9-м классам предлагают объяснить, как они понимают высказывание Михаила Мишустина «Главное понять, что налоги — это вклад каждого человека в развитие и процветание нашей страны», а затем школьники определяют, какой налог вымышленный. Например, налог на бороду реальный. Он взимался в России в XVIII веке с тех, кто носил бороду. В Венеции действует налог на тень. Его платят владельцы магазинов, кафе и других заведений за то, что тень от их зонтиков падает на городские площади и тротуары. А вот налога на безработицу не существует нигде.
После этого детям рассказывают об НДФЛ, Федеральной налоговой службе и ИНН и предлагают сыграть в игру. Команды должны представить себя сотрудниками администрации города. Первая займется строительством школы в новом районе, вторая — ремонтом дороги, а третья — благоустройством парка. Дети должны аргументировать затраты на строительство, привести примеры видов налогов, которые помогут обеспечить поступление денег в бюджет, и сказать, куда обратиться за помощью при необходимости.
10–11-е классы: наемные рабочие, ИП и самозанятые
Старшеклассникам, помимо прочего, подробно рассказывают о самозанятых, индивидуальных предпринимателях и наемных работниках. Дети делятся на группы (наемные работники, ИП и самозанятые) и отвечают на вопросы о том, какой налог надо платить в их случае, какой вклад они могут сделать в развитие общественных благ и т. д.
После ответов ребят учитель объясняет, что работники организаций должны платить НДФЛ. Чтобы стать таким сотрудником, нужно подписать трудовой или гражданско-правовой договор. Деньги, полученные при уплате НДФЛ, могут пойти на ремонт дорог, постройку больницы и прочее. Оплатить налог, говорит педагог, можно в личном кабинете физического лица.
Чтобы стать самозанятым, нужно зарабатывать не больше 2 400 000 рублей в год, а еще у самозанятого не должно быть наемных работников. Самозанятые платят особый налог — на профессиональный доход. Зарегистрироваться и оплатить налог можно в приложении «Мой налог», говорит учитель.
Последняя группа — ИП. Педагог говорит, что ИП от самозанятых отличает наличие штата сотрудников. Ставка налога у индивидуального предпринимателя зависит от налогового режима. Для ИП тоже есть сервис — личный кабинет индивидуального предпринимателя, где можно заплатить налог.
Студенты техникумов и колледжей: налоговый вычет
Студентам тоже рассказывают о наемных сотрудниках, ИП, самозанятых и разных налоговых режимах. Отдельно педагог обращает внимание на возможность сделать налоговый вычет.
— Таким образом, можно сделать вывод о том, что государство поддерживает своих граждан, возвращая часть средств, которые ушли на уплату налога, — говорит учитель.
В конце занятия ребята должны представить себя экспертами на телевизионной передаче, посвященной вопросам уплаты налогов, и привести 2–3 аргумента, которые смогли бы убедить аудиторию в важности уплаты налогов.
— В сущности, налоги — твой вклад в общее дело. Всеми общественными благами, которые появились благодаря налогам, мы с вами пользуемся, а значит, и должны бережно относиться ко всему тому, что нас окружает, — говорит педагог.
В прошлый раз на «Разговорах о важном» с детьми побеседовали об «Азбуке» Ивана Фёдорова, до конца января ребят ждут классные часы про освобождение Ленинграда от фашистской блокады и о союзниках России.
Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.