«Разговоры о важном» 18 марта посвятят 10-летию воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. Ребятам подробно расскажут о событиях «русской весны», напомнят, что именно в Херсонесе князь Владимир принял крещение, а еще дети узнают о достопримечательностях полуострова. Педагог скажет, что благодаря 10 годам в составе России Крым сильно изменился в лучшую сторону. И школьникам, и студентам покажут фрагмент выступления Владимира Путина на Красной площади 18 марта 2014 года. Мы изучили сценарии уроков и рассказываем, о чем побеседуют с ребятами.
1–2-е классы: «Возвращение Крыма и Севастополя — это восстановление исторической справедливости»
Учитель говорит, что Россия, Крым и Севастополь едины, последние присоединились к России 10 лет назад. Педагог спрашивает ребят, с каким чувством мы отмечаем этот день.
— Конечно, с радостью, — подытоживает ответы детей учитель. — Ведь когда семья собирается вместе, соединяется, это чувство радостной встречи объединяет всех. И такое важное событие, как воссоединение, произошло и в истории нашего государства 18 марта 2014 года. В этом году Дню воссоединения Крыма и Севастополя с Россией исполняется 10 лет.
Затем детям включают фрагмент выступления Путина на Красной площади 18 марта 2014 года.
— Дорогие друзья, у нас сегодня очень радостный, светлый, праздничный день, — обращается к толпе президент. — Уважаемые граждане России, дорогие крымчане, севастопольцы, после тяжелого, длительного, изнурительного плавания Крым и Севастополь возвращаются в родную гавань, к родным берегам, в порт постоянной приписки, в Россию.
Публика встречает Путина овациями, кричит «Россия!» и машет флагами.
— Возвращение Крыма и Севастополя — это восстановление исторической справедливости, поскольку история России, история Русского мира неразрывно связаны с Крымом и Севастополем, с нашей общей историей и культурой, — говорит педагог.
Про Крым и Севастополь, по словам педагога, говорят, что это «музей под открытым небом». Ребятам предлагают познакомиться с природой Крыма и выполнить задание: учитель демонстрирует две фотографии и обсуждает со школьниками, как они могут быть связаны. Ребята узнают про заповедник «Лебяжьи острова», где живут и останавливаются во время перелетов сотни видов пернатых, и про водоем, который несколько раз в год окрашивается в нежно-розовый цвет.
Школьникам рассказывают о Севастополе — городе русских моряков. Именно там основали главную базу Черноморского флота, а сейчас в городе базируется Военно-морской флот России. А еще Севастополь — город-герой, который в Крымскую войну в XIX веке держал осаду 349 дней, а во время Великой Отечественной войны — 250 дней. Затем дети узнают, что в Херсонесе Таврическом в 988 году князь Владимир принял крещение.
В конце занятия педагог говорит, что за 10 лет Крым и Севастополь сильно изменились.
— Международный аэропорт в Симферополе, автомобильная дорога «Таврида», Крымский мост — всё это результаты активного строительства и развития экономики полуострова, — приводит примеры учитель. — Масштабные изменения заметны во всём: появляются новые детские садики и школы, строятся медицинские и спортивные сооружения, всё, чтобы комфортно жить и отдыхать.
В сценарии урока написано, что педагог включает ребятам видео «Крым в сердце каждого из нас», но на сайте «Разговоров о важном» такого ролика нет. Там опубликовано видео «Крым и Россия, Россия и Крым».
В конце классного часа ребята играют в «Крымскую волну», как и год назад на «Разговорах о важном», посвященным этой же теме. Детям нужно встать, взяться за руки и по очереди назвать что-то, что больше всего запомнилось на занятии. Тот, кто отвечает, поднимает руки, его соседи тоже в этот момент вместе с ним поднимают руки, а затем все опускают их вниз.
3–4-е классы: «Своя игра»
Начинается и заканчивается классный час, как и занятие в 1–2-х классах. Основная часть урока для 3–4-х классов посвящена «Своей игре». Школьники должны ответить на вопросы по рубрикам «История», «Природа», «Города», «Люди» и «Стоп-кадр».
Ребята ответят, когда подписали договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России, кто в 1783 году издал указ о вхождении полуострова Крым в состав Российского государства, назовут столицу Крыма, автора известных картин о море, дом-музей которого находится в Феодосии и так далее.
5–11-е классы: «Крым — это неотъемлемая часть России, ее многовековой истории»
Дети смотрят выступление Путина, вспоминают, почему в 2014 году «Россия пришла на помощь жителям Крыма и Севастополя», какие события этому предшествовали и почему их называют «русской весной».
— Верно, несмотря на то, что после распада Советского Союза в 1991 году Крым оказался в составе Украины, абсолютное большинство многонационального населения полуострова было русскоговорящим, — рассказывает педагог школьникам. — Для крымчан язык Пушкина и Толстого всегда был родным языком, поэтому, когда власти Украины взяли курс на запрет русского языка, намеренно стали искажать факты нашей общей истории, жители Севастополя и Крыма выходили на акции протеста, отстаивая свое право говорить и учиться на русском языке, защищая свои ценности и традиции.
Затем ребятам нужно вспомнить основные события «русской весны». Так хронология описана в сценарии урока:
ноябрь 2013 года — «На Украине усиливается политический кризис»;
январь 2014 года — «Крымчане начинают формировать отряды самообороны»;
февраль 2014 года — «В Киеве происходит государственный переворот, насильственный захват власти. Власти Украины отменяют закон, разрешающий официальное использование русского языка на территории Украины. Бессрочная акция протеста отделит Крым от Украины»;
16 марта 2014 года — «Общекрымский референдум. По результатам голосования 96,77% граждан в Республике Крым и 95,6% в Севастополе высказались за воссоединение с Россией»;
17 марта 2014 года — «Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписывает Указ о признании Республики Крым суверенным и независимым государством»;
18 марта 2014 года — «В Москве подписывается договор о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации».
После исторического экскурса детям рассказывают о достопримечательностях Крыма, Черноморском флоте, обороне Севастополя и включают видео «Севастополь — город доблести и славы».
В сценарии классного часа написано, что дети должны прийти к выводу: «Крым — это неотъемлемая часть России, ее многовековой истории», россияне гордятся мужеством и героизмом крымчан и хранят память об истории Крыма.
— За годы нахождения в составе Украины инфраструктура полуострова пришла в абсолютный упадок, — утоверждает педагог. — С марта 2014 года началось активное восстановление экономики и инфраструктуры Крыма и Севастополя.
Ребятам включают видео «Крым и Севастополь — 10 лет дома». Ведущий говорит, что Крым — колоритный, захватывающий и гостеприимный, он с каждым годом предлагает жителям всё больше возможностей. Тут построен международный аэропорт им. Айвазовского, Крымский мост, трасса «Таврида». В Севастополе работает Балаклавская ТЭС, а Симферополе — Таврическая ТЭС.
— Газифицированы более 10 новых населенных пунктов, активно восстанавливаются памятники, парки и скверы во всех городах полуострова, благоустроено 286 общественных пространств и действует 184 новые точки притяжения населения. Это музеи, парки развлечений и центры отдыха, — приводит статистику диктор.
Крым стал популярным центром пляжного и активного отдыха, тут много санаторно-курортных организаций и гостиниц, реконструирован детский лагерь «Артек» и многое другое.
Учитель подводит итог: десять лет нахождения в составе России поспособствовали экономическом росту, культурному возрождению полуострова, дали импульс развитию страны.
— Для многих туристов поездка в Крым — это пляжный отдых: особый воздух, много солнца и моря! — восклицает педагог. — Но Крым — это еще и древнейшие города, храмы с тысячелетней историей, императорские дворцы, цветные озёра, горы на месте вулканов, водопады и пещеры. Крым — это история, которую нужно знать каждому!
Студенты техникумов и колледжей: ««Крым и Севастополь географически, политически и духовно на протяжении веков были связаны с Россией»
В начале классного часа ребятам включают видео с выступлением Путина на Красной площади, а затем — ролик об истории Крыма.
По словам диктора, в античности Крым назывался Таврикой в честь живших там тавров. В 988 году в Херсонесе князь Владимир Святославович принял крещение и женился на сестре византийского императора. После вторжения татаро-монголов в Крыму поселились татары и появились генуэзские колонии. Позже Крым стал владением Османской империи, там началась работорговля и набеги на поселения славян, но Русско-турецкая война это закончила. В 1783 году Екатерина II издала манифест о принятии Крыма в состав Российской империи, в этом же году был заложен Севастополь и основан Черноморский флот.
— В XIX веке начинается экономический подъем региона. Прокладываются дороги, создаются порты, — говорит диктор. — Уже к началу XIX века в Крыму насчитывалось более тысячи дворцов, усадеб и вилл, представляющих собой настоящие памятники дворцово-парковой архитектуры и ландшафтного искусства.
Крым любила российская аристократия, деятели науки и искусства. Диктор говорит: в 1954 году Крым передали в ведомство Украинской ССР, и в 1991 году, при распаде СССР, полуостров остался у Украины.
— Через 23 года по итогам референдума Крым вернулся домой в состав Российской Федерации. В этом году мы отмечаем десятилетнюю годовщину воссоединения Крыма и Севастополя с Россией, — заканчивает диктор.
Детей спрашивают, почему Россия помогла жителям Крыма и Севастополя, почему в названии праздника использовано слово «воссоединение», а не «присоединение» и что значит Крым вернулся в «родную гавань». Педагог должен акцентировать внимание на мысли: «Крым и Севастополь географически, политически и духовно на протяжении веков были связаны с Россией, именно поэтому они по решению жителей «вернулись домой, в родную гавань»».
Затем с ребятами беседуют об истории Крыма и Севастополя. Учитель обращает внимание на то, что Херсонес стал истоком православия на Руси.
В сценарии к классному часу написано: «Педагог обращает внимание на внутреннюю политику Украины, касавшуюся Крыма и Севастополя: нараставшую с каждым годом украинизацию в сфере образования, культуры, документооборота; постепенное исключение русского языка; националистические и русофобские тенденции, особенно в области исторического образования; разрыв исторических и культурных связей с Россией и переход под протекторат Запада».
Крым и Севастополь, говорит учитель, важны и с точки зрения гоеполитики, а еще Крым и Севастополь связывает с Россией «духовное родство»: «это исконно русская земля, одна нация, одна культура, один язык». Воссоединение «не позволило расколоть Русский мир, уничтожить русский язык и русскую культуру на исконно русской территории».
Затем педагог долго говорит о развитии полуострова в составе России, спрашивает, можно ли утверждать, что изменения в Крыму и Севастополе благоприятно сказываются на всей стране и в чем это проявляется.
В прошлый раз сценарии «Разговоров о важном» разработали для каждого субъекта России. Мы рассказывали, о чем побеседовали с прикамскими школьниками. Редакция 59.RU заранее изучает методички занятий и публикует планы уроков в специальном сюжете на сайте.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.