«Разговоры о важном» 15 апреля посвятят 215-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Школьники узнают о его жизни и творчестве, а студентам расскажут о взглядах Гоголя на будущее России. По словам педагога, у писателя была особенная цель — «способствовать возрождению русской духовности». Мы изучили сценарии уроков и рассказываем, о чем побеседуют с ребятами.
1–4-е классы: биография Гоголя
Ребята рассматривают фото из дома-музея Николая Васильевича Гоголя, а затем — его портреты, написанные Федором Моллером. Центральный Гоголь заказал для матери. Оригинал этого портрета хранится в Третьяковской галерее.
— Третьяков приобрел его для своей портретной галереи «людей, дорогих нации». Давайте отправимся в прошлое и познакомимся с некоторыми событиями жизни великого писателя, — обращается к ребятам педагог.
Дети выполняют интерактивное задание: им нужно выбрать период жизни писателя и посмотреть видео, записанные о нём.
Дети узнают, что детство Николая Васильевича Гоголя прошло в родительской усадьбе Васильевке около Диканьки. Он рос в большой семье, рано научился читать и писать и уже в пять лет записывал короткие сочинения. Отец мальчика Василий Афанасьевич привил ему любовь к литературе, поощрял его выступления в домашнем театре.
В гимназии Гоголь увлекался рисованием и русской словесностью, восхищался творчеством Александра Сергеевича Пушкина и сочинял. Там же он создал театр, был хранителем книг в библиотеке, а еще вел тетрадь-дневник, которую назвал «Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия».
После окончания гимназии Гоголь уехал в Санкт-Петербург, он мечтал «о важном и благородном труде на пользу Отечества». Сначала Гоголь пробовал преподавать, а потом понял: «истинное его призвание — литература, а служение Родине — его творчество». В 1831 году Гоголь познакомился с Пушкиным, после этого они постоянно встречались.
Николай Гоголь стал известен в 1831 году, после выхода книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Писателю было всего 22 года. Позже Гоголь написал «Ревизора», «Женитьбу» и «Мертвые души».
— Творчество Николая Васильевича прославляет Отечество, — говорит педагог.
Писатель, по словам учителя, «верил в русский народ» и восхищался его языком. В конце классного часа ребята выполняют тест о фактах биографии писателя, а учитель говорит, что его творчество вдохновляло многих композиторов и художников. Например, Мусоргский написал на сюжет Гоголя оперу «Сорочинская ярмарка», а Чайковский — «Черевички».
5–7-е классы: отношение Гоголя к русскому языку
5–7-е классы тоже узнают о детстве Гоголя и его учебе в гимназии. Учитель добавляет, что в Петербурге он пытался попасть на службу актером в Императорский театр, но тщетно, а еще поступил на госслужбу. «Первую серьезную поэму» Гоголя «Ганс и Хильгарта» критики оценили как слабую, тогда писатель скупил весь тираж и сжег его.
— Но главный секрет успеха Гоголя заключался в том, что он воспринимал неудачу не как противоположность успеху, а как часть на пути к нему. И продолжил писать. Как думаете, какое произведение принесло Гоголю успех и сколько ему было, когда она стал известным русским писателем? — спрашивает учитель ребят.
Затем школьникам включают видео о творчестве Гоголя. Диктор перечисляет его произведения: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «первый отечественный ужастик» «Вий» и «Ревизор», сюжет для которого Гоголю подсказал Пушкин.
— Спектакль настолько понравился императору Николаю I, что он велел в обязательном порядке посетить его всем министрам! — восклицает учитель. — Спустя 12 лет Гоголь вновь подарил миру литературный шедевр — роман «Мертвые души», который сам автор назвал «поэмой». И вот уже почти два века весь мир считает его одним из лучших писателей на планете.
Дети вспоминают сюжет повести «Ночь перед Рождеством» и выполняют интерактивное задание «Мешок Вакулы». Им нужно угадать, какие предметы спрятаны в мешке. Для начала нужно вспомнить, какое блюдо прыгало в рот одному из героев повести. После того как дети угадывают правильный ответ, учитель нажимает на мешок, и на экране появляется изображение вареников. Затем ребята вспоминают, о какой обуви мечтала Оксана (о черевичках), и отвечают, как назывались дома, в которых жили гоголевские герои (хаты).
Учитель зачитывает цитаты Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи» и «Мои мысли, моё имя, мои труды будут принадлежать России». Школьники отвечают, как они понимают цитаты, какой смысл Гоголь в них вкладывал и как в них проявляется его гражданская позиция.
— Николай Васильевич Гоголь не только гениальный писатель, он истинный патриот России, искренне любящий свою страну, русский народ и русский язык, — говорит педагог. — Николай Васильевич был православным, глубоко верующим и духовным человеком.
8–11-е классы: «Ревизор»
Классный час для 8–11-х классов пройдет практически по тому же сценарию, что и для 5–7-х классов, только вместо задания «Мешок Вакулы» ребята посмотрят видео с кадрами постановок «Ревизора».
Гениальность и ценность произведений Гоголя, по словам педагога, не только в яркости, остроумии и оригинальности. Его творчество отличается «глубоким пониманием человеческой природы и психологии».
— Гоголевские герои — примеры моделей поведения, которое надо хорошо понимать и изучать, чтобы не попадаться на мошеннические PR-акции по-хлестаковски, — говорит педагог. — Финальная сцена «Ревизора» — наглядный урок того, что попытки самопродвижения в жизни и карьере, основанные на лжи, наподобие хлестаковской, в итоге заканчиваются крахом. Давайте об этом помнить!
В конце занятия ребята обсуждают высказывания Гоголя, а учитель говорит о гениальности писателя и актуальности его творчества.
Студенты техникумов и колледжей: Гоголь — о судьбе России
В начале классного часа студентам включают видео о детстве Гоголя, отношениях с родителями, его учебе в гимназии и творчестве.
Учитель обращает внимание ребят на то, что почти на всех «Разговорах о важном» с ними беседуют о гражданской позиции человека и способах служить своим трудом стране.
— А как вы считаете, в чём может проявляться гражданская позиция писателя, как писатель служит своей стране? — спрашивает студентов педагог.
О Гоголе, по словам учителя, на занятии поговорят прежде всего как о гражданине своей страны, как о человеке, «самым страстным желанием которого было видеть Россию великой державой, а своих соотечественников — достойными ее гражданами».
Начинает рассказ учитель с описания памятника Гоголю, который стоит в Москве во дворе особняка, где провел последние месяцы жизни писатель. Если обходить памятник по часовой стрелке и смотреть на лицо Гоголя, то его выражение меняется с усмешки на выражение скорби.
— Это отражение его сложного духовного пути, его нравственных исканий, его раздумий о судьбе России и о своем долге перед ней, — говорит педагог.
Затем учитель рассказывает о сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», о повести «Нос» и пьесе «Ревизор». Ребята вспоминают, что такое сатира, на что она может быть направлена и какая у нее цель.
— Мир гоголевских героев смешон, смешны сами по себе мелкие события и «страстишки», смешно, например, что от человека отделился нос и вполне преуспел в самостоятельной жизни, — рассказывает педагог. — Но смысл этих анекдотов и карикатур не в том, чтобы насмешить, даже не в том, чтобы высмеять. Виссарион Григорьевич Белинский первым увидел горькую и поучительную суть гоголевского смеха: «… его юмор смешит уже только простаков или детей, люди, заглянувшие в глубь жизни, смотрят на его картины с грустным раздумьем, с тяжкою тоскою…».
Гоголя, по словам учителя, обвиняли в искаженном, злом и карикатурном взгляде на мир, но писатель видел трагедию в изображаемой действительности. Ребята размышляют, что не устраивало Гоголя в жизни, обществе и современниках и в чем он видел причину уродливых явлений, запечатленных на страницах его произведений.
— Красота для Гоголя — понятие прежде всего этическое, неразрывно связанное с духовностью. Человек, пребывающий в состоянии духовного сна, не может быть прекрасен и не сделает возвышеннее и прекраснее мир вокруг себя, — говорит о мировоззрении писателя педагог. — В результате раздумий о причинах деградации современного ему общества писатель приходит к выводу, что чудовищно абсурдной и безобразной российскую действительность сделала утрата духовности, утрата национального самосознания.
Еще в юности Гоголь чувствовал, что в его жизни есть какая-то особенная цель, постепенно он осознал ее. Эта цель — «способствовать возрождению русской духовности». Писатель искал ответы на вопросы о способах спасения России. Учитель рассказывает детям о мучительной для Гоголя трилогии «Мертвые души», которую он не закончил, и о «Выбранных местах из переписки с друзьями».
— Для Гоголя показателем нравственности и чистоты человека была не столько праведная жизнь, сколько стремление к духовному совершенствованию, — говорит педагог. — Одно из центральных мест в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» занимают обращения писателя к соотечественникам: «Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней делается, в вас все это производит только одну черствую досаду да уныние».
Дальше студенты обсуждают еще одну цитату из «Выбранных мест из переписки с друзьями». В ней, говорит учитель, Гоголь обращается к современникам: «… если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, но в капитан-исправники пойдете, — последнее место, какое ни отыщете в ней, возьмете, предпочитая одну крупицу деятельности на нем всей вашей нынешней, бездейственной и праздной жизни».
В конце классного часа студенты отвечают, почему меняется выражение лица писателя на памятнике, за что мы можем быть благодарны Гоголю и удалось ли ему способствовать возрождению русской духовности.
На прошлых «Разговорах о важном» с ребятами поговорили о российской космонавтике. Редакция 59.RU каждую неделю изучает сценарии классных часов и публикует разборы в специальном сюжете на сайте.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.