На следующих «Разговорах о важном» с ребятами побеседуют о труде и выборе профессии. Много времени уделят рассказу о «Российских Студенческих Отрядах», а еще школьникам и студентам покажут короткометражку, главного героя в которой сыграл Леон Кемстач, известный по роли Андрея Пальто из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» (18+). В фильме он играет студента-изобретателя Женю, идущего к своей мечте. Мы изучили методички — публикуем планы классный часов.
Интервью с председателем правления «Российских Студенческих Отрядов»
На классном часе и школьники, и студенты посмотрят видеоинтервью с Михаилом Сергеевичем Киселёвым — председателем правления «Российских Студенческих Отрядов» (РСО).
По словам Михаила Киселёва, каждая профессия нужна, а в жизни побеждают талантливые и упорные люди.
— А упорство это говорит о том, что человек должен каждый день вставать и становиться лучше самого себя, — считает Киселёв. — И именно для этого нужно ежедневно трудиться. Но если вы будете хорошо трудиться, то ваш труд точно будет вознагражден. Вознаграждение будет разное. Это благодарность ваших друзей, ваших последователей, заработная плата и многое другое.
В будущем, по словам Михаила Киселёва, будут востребованы цифровые профессии, потому что цифровизация приходит почти в каждую отрасль.
— Допустим, вы врач, но сюда приходит телемедицина, сюда приходят цифровые какие-то вещи, решения для того, чтобы люди, имеющие те или иные физические ограничения, могли чувствовать себя гораздо лучше и свободнее и преодолевать те или иные сложности, — говорит Киселёв. — Примеров я могу привести много, поэтому с цифрой нужно быть на «ты». Конечно же, я думаю, что нейросеть или чат GPT тоже будут заменять те или иные профессии, которые монотонны, но никогда не заменят истинного профессионала, о чем я хочу сказать. Ну, допустим, какой-нибудь трудовой договор GPT-чат может написать очень быстро, такие примеры мы уже видим. А вот хорошего юриста, адвоката или прокурора в зале судебных заседаний он точно не заменит, потому что здесь нужно иметь хорошую мысль, хорошее знание истории, нужно иметь поворотливость ума для того, чтобы защитить своего подзащитного.
Именно поэтому ребятам нужно быть профессионалами в деле, которое они выберут. Также важны умение работать в команде и вести переговоры, нужно любить профессию и людей, быть целеустремленным и уметь не выгорать «на длинных дистанциях». Чтобы выбрать профессию, по словам Михаила Киселёва, нужно ориентироваться на свои интересы. Так, например, было с ним.
— Мне нравилось всегда общаться с людьми, мне нравилось создавать команды, мне нравилось трудиться, мне нравилось именно пропагандировать то, что труд крут, что коллектив всегда может тебе помочь стать лучшей версией себя, — говорит Михаил Киселёв. — И это, наверное, я и нашел в деятельности студенческих отрядов. Здесь я нашел команду и семью единомышленников, здесь я нашел разные виды работ от строителя до сельского хозяйства, от медика до сервиса, от подростков до студентов и ветеранов движения. И сегодня я этому делу отдаю каждый день, 24 часа, 7 дней в неделю, 365 дней в году, как говорится.
По словам Киселёва, чтобы определиться с профессией, нужно заниматься разными видами деятельности, пробовать всё.
— Если вы хотите определиться в этой жизни, профессии, найти себе единомышленников, найти верных друзей, почувствовать себя в профессии и приобрести те самые мягкие навыки, о которых все говорят, те навыки, которые вам пригодятся в профессии, умения по строению собственной команды, а может быть, и своего дела, такого предпринимательства, то приходите к нам, — позвал ребят в РСО Михаил Киселёв. — Все, что тебе важно, есть в РСО. А это семья, это профессия, это свое дело, это путешествия, это романтика, это новые горизонты, о которых ты даже сам и не мечтал. РСО — это для тебя. Труд крут.
1–4-е классы: чем занимаются студотряды?
Ребята рассматривают четыре фотографии. На них изображены дети, играющие в учителей, врачей, военных и строителей. Школьники должны подумать, чем эти профессии полезны для людей и всего общества.
— Конечно, все профессии важны, а выбор профессии — это важное и ответственное решение в жизни человека, так как это в будущем определяет его место в обществе, — говорит педагог. — Труд развивает человека, позволяет учиться чему-то новому, повышать уровень своего развития и умения, и начинается он в самом юном возрасте. Поэтому важным ежегодным праздником в нашей стране стал День Весны и Труда, который мы отмечаем 1 мая. Но есть еще один день — 17 февраля, который проходит под девизом «Труд крут». Это праздничный день «Российских Студенческих Отрядов» (РСО).
По словам учителя, студенческие отряды — это «дружные команды» студентов, объединившихся для труда. У студенческих отрядов шесть направлений работы: строительство, сельское хозяйство, сервисное обслуживание, педагогика, медицина и транспорт. Каждое направление объединяет в себе разные профессии.
Чтобы познакомиться с ними, школьники выполняют интерактивное задание. На экране появляется поезд с шестью вагонами, у каждого есть свой условный знак, обозначающий направление деятельности РСО. Ниже располагаются названия профессий. Детям нужно распределить их по вагончикам.
— Люди всех профессий ответственно трудятся каждый день, чтобы всё в нашей стране работало как единый механизм, потому что от результатов труда каждого из нас зависит настоящее и будущее. Давайте познакомимся с одним из бойцов студенческого отряда. Подумайте, почему участие в студенческом отряде стало для него важным, — говорит учитель и включает детям видео.
Герой ролика — парень, который вступил в РСО и поехал с отрядом на стройку, а потом втянулся и начал ездить на работу регулярно.
— Здесь ты понимаешь, что творишь большую историю в масштабах нашей страны, — говорит молодой человек. — Бывает трудно и еще как, но трудности закаляют, а в отряде сразу видно, кто на что способен. Конечно, еще пришлось и поучиться, потому что профессионализм — это ключевое в любом деле. А еще здесь ты находишь таких же, как и ты, дружбу, проверенную временем и трудностями. И, находясь на стройке где-то на севере, ты точно знаешь, что в этот же самый момент на другом конце страны трудится точно такой же боец: в сельском хозяйстве, в детских лагерях, в поездах, в медицине или сервисе.
В конце классного часа учитель говорит, что в РСО можно вступить в 14 лет и напоминает: учеба — это тоже труд, как и участие в субботниках и разных акциях по благоустройству города.
5–9-е классы: Леон Кемстач в роли студента-изобретателя
Ребята разглядывают фотографии из города Гагарина, Братска и фото Байкало-Амурской магистрали. Они должны сказать, что объединяет эти изображения. Учитель раскрывает секрет: оказывается, в строительстве этих городов и БАМа участвовали студенческие отряды.
По словам педагога, во времена молодости бабушек и дедушек детей студенты по всесоюзной программе объединялись в трудовые коллективы и ездили на стройки, работали вожатыми в лагерях и помогали собирать урожай.
— Участие в студотрядах было абсолютно добровольным, но огромное количество молодежи активно принимало участие в их работе, — говорит педагог.
После распада СССР исчезли и студотряды. 20 лет назад при поддержке Путина появилось Молодежное общероссийское общественное движение «Российские Студенческие Отряды». Учитель включает детям видео об РСО.
Учитель делает акцент на том, что вступить в РСО можно в 14 лет: в структуре студотрядов есть направление — Трудовые Отряды Подростков. После этого дети выполняют интерактивное задание «Город профессий РСО». Им нужно представить себя в какой-нибудь из профессий и ответить, как бы они повели себя в неординарных ситуациях. Например, представить себя медсестрой и придумать три способа успокоить ребенка, который боится сдавать анализы.
Затем школьникам включают фильм «Первые. Труд крут» от «Движения Первых». Главного героя фильма, студента Женю, играет Леон Кемстач, сыгравший в «Слове пацана. Кровь на асфальте» (+18) Андрея Пальто (парень, кстати, — пасынок пермского режиссера Антона Богданова).
Женя мечтает стать изобретателем, правда, об этой мечте знает только его собака Архимед. Парень хорошо разбирается в электронике — он починил маме утюг и чайник, а своей подруге Варе — планшет. Варя говорит парню о его таланте, но ей непонятно, чем Женя будет заниматься после колледжа. Женя наоборот считает, что колледж поможет ему определиться с будущей профессией. По пути домой парень замечает соседа Ивана Ильича, который не может завести машину, и быстро ремонтирует ее.
На следующий день по дороге в колледж Женя нечаянно сталкивается с инженером и преподавателем Алексеем Евгеньевичем и помогает тому собрать упавшие на асфальт чертежи. Они очень заинтересовали парня, но расспросить о них инженера он не успел — тот очень торопился. Кстати, Алексей Евгеньевич пришел в колледж по просьбе компании — его попросили присмотреть в учебном заведении будущих специалистов. Когда Женя прибегает на пару, оказывается, что Алексей Евгеньевич — его преподаватель.
После занятия Женя все-таки спрашивает у Алексея Евгеньевича о чертеже и признается, что сам придумал такой же. Свой чертеж парень выводит на доску, но, по словам преподавателя, в нем кое-что надо поправить. Женя попробовал, но ничего не вышло.
— Все говорят, что я только чинить и умею. В этом далеко в карьере не пойдешь, только если свой сервис открывать, — сокрушается Женя.
Алексей Евгеньевич успокаивает парня: свой сервис — это перспектива и полезная работа, а в мечте о большем нет ничего плохого. Правда, мечту нужно подкрепить знаниями и усилиями.
Дома Женя много трудится и наконец понимает, как исправить свой чертеж. Задумку он показывает одногруппникам, и они помогают ему воплотить мечту в жизнь. Ребята построили беспилотного робота-уборщика, которого Женя в честь преподавателя назвал Алексеем. Робота ребята представили ученым.
— Жене, конечно, было приятно, что его все поздравляли, но гораздо важнее было то, что его мечта сбылась. Он стал настоящим изобретателем и теперь точно знал, что впереди его ждет много открытий, — говорит закадровый голос.
Варя, подруга парня, поздравляет его и признается, что хочет так же, только не понимает ничего в формулах и схемах. Тогда Женя делится с ней секретом успеха.
— Мечта, помноженная на труд, равняется результатом, а результат — это уже реальность, — слышится голос за кадром.
В конце фильма Женя показывает преподавателю новый чертеж, и тот говорит, что мечты парня растут.
— В нашей стране множество возможностей создавать, воплощать, делать, но каждая возможность требует вашего труда, чтобы превратиться в желаемый результат! — восклицает педагог. — И я уверена, что у вас обязательно всё получится!
10–11-е классы: люди труда
Старшеклассники рассуждают о причинах, по которым человек работает. Им включают два видео о человеке труда. Герои первого — сотрудница скорой помощи, пожарный, водитель трамвая и преподаватель. Каждый считает, что их работа очень важна.
Медик говорит, что в ее работе можно постоянно расти как профессионал, пожарного восхищает романтика профессии и возможность спасать жизни, а водитель трамвая готова работать ради улыбок людей: «Даже материальные блага никакие тебе не нужны, только бы тебе человек по-доброму просто сказал от души спасибо».
— Я считаю, что вообще каждый человек должен любить свою профессию, любить свою работу, — считает водитель трамвая. — Когда ты любишь свою профессию, свою работу, ты ее делаешь правильно, потому что тебе нравится ее делать правильно, потому что это тебе доставляет удовольствие.
Преподаватель признается, что для него работа — это жизнь, это возможность самореализации и способ принести пользу людям.
— Сложно объяснить, — признается он. — То есть моя работа мне нужна, может быть, не меньше, чем я ей. Это как вот что-то взаимное, я надеюсь. Для меня это жизнь, и не любить работу ну как-то странно, потому что а для чего тогда?
Затем ребята узнают об РСО, награде Герой Труда Российской Федерации и ордене «За доблестный труд».
— Орденом «За доблестный труд» могут быть награждены не только отдельные лица, но и коллективы предприятий, организаций и учреждений за выдающиеся трудовые заслуги, — рассказывает педагог. — Данный факт свидетельствует о высокой степени признания ценности коллективного труда на государственном уровне. Герои рождаются в труде, и это обычные люди, такие же, как и вы, только они уже выбрали свою профессию и добились в ней успеха.
Школьникам включают видео «В труде рождаются герои». В ролике спасательница рассказывает, как помогла тонущему шестилетнему мальчику, врач делится историей спасения человека, попавшего в ДТП, а механизатор рассказывает, как он с коллегами достал из грязи машины с урожаем. Другой герой видео, строитель, отправился в ДНР восстанавливать памятник, а врач работала в «красной зоне» во время пандемии.
В конце классного часа ребята смотрят фильм от «Движения Первых», а после обсуждения видео учитель говорит, что Леон Кемстач — разноплановый актер, который может сыграть и талантливого школьника, попавшего в трудную ситуацию и вынужденного делать нравственный выбор, и студента технического колледжа, мечтателя.
— Труд — это не только достижение успеха. Честный, ответственный, добросовестный и созидательный труд порождает гордость за выполненную работу, мотивирует к постоянному самообразованию, развитию и росту в своей профессиональной деятельности, делает человека счастливым! — заканчивает занятие учитель.
Студенты техникумов и колледжей: «Труд на благо своей семьи, своей страны — это важнейшее предназначение каждого человека»
По словам педагога, фраза «Мир! Труд! Май!» символизирует единство, трудолюбие и праздничный дух весны. Однако за этими словами стоят ценности, помогающие нам быть лучше, строить будущее, формировать созидательное общество. Учитель приводит статистику ВЦИОМ: согласно опросу, больше 40% респондентов считают 1 Мая Днем солидарности трудящихся, а 30% — Днем весны.
Труд выгоден и человеку, и обществу, он, говорит учитель, определяет качество жизни людей, процветание государства. Физический и умственный труд связаны и дополняют друг друга.
— Каждая форма труда имеет свою ценность и важность, и их совместное существование способствует разнообразию профессиональных возможностей, развитию личности и общества, — говорит педагог.
При этом важно чередовать виды деятельности, чтобы не утомляться и не выгорать на работе. Одна из форм общественно полезного труда — субботники. По словам учителя, традиция, пришедшая из СССР, актуальна и сегодня. Субботники дают возможность почувствовать себя заботливыми хозяевами района, города и планеты, а коллективный труд нужен для достижения общей цели.
Затем студенты смотрят видео «В труде рождаются герои», фильм от «Движения Первых», а педагог рассказывает об РСО и о том, как найти актуальные вакансии.
В конце занятия учитель напоминает, как нужна поддержка коллег и удовольствие от труда для карьерного и личностного роста. Также нужно постоянно учиться, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда.
— Ваше стремление к непрерывному обучению и развитию станет основой вашего успешного трудового пути, — говорит педагог. — А как сказал Владимир Владимирович: «В основе процветания любого государства, любого общества стоит в центре человек труда. Человек труда — опора своей семьи и всей страны». И действительно, успехи государства, его процветание — это успехи каждого из нас. Добиться успеха можно только благодаря труду.
Труд — это не только достижение успеха, но и радость, говорит учитель.
— Труд на благо своей семьи, своей страны — это важнейшее предназначение каждого человека. Достижения в труде дают материальное благополучие, счастливую семейную жизнь, уважение друзей и коллег! — заканчивает занятие педагог.
В прошлый раз на «Разговорах о важном» с ребятами обсудили творчество Николая Васильевича Гоголя. Мы каждую неделю изучаем сценарии классных часов и публикуем разборы в специальном сюжете на сайте.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.