Следующие «Разговоры о важном» в школах и колледжах страны проведут 14 октября. Ребятам расскажут, что значит быть взрослым. И школьникам, и студентам покажут видеоинтервью о взрослении с шеф-поваром, ресторатором и телеведущим Константином Ивлевым* и назовут главное качество взрослого человека. Мы изучили сценарии классных часов и подготовили краткий пересказ.
* На момент написания материала видео еще не появилось на сайте «Разговоров о важном».
1-4 классы: «взрослые создают счастливые семьи»
Учитель говорит: быть взрослым — не значит делать только то, что хочешь. У взрослого человека появляется много возможностей, но вместе с ними и обязанности. Ребята отвечают, почему быть взрослым — «это замечательно». В методичке есть возможные варианты ответов. Например, взрослые сами принимают решения, выбирают, как строить карьеру, могут путешествовать и исследовать мир, «взрослые создают счастливые семьи» и «могут участвовать в развитии своей страны, нашей любимой России».
Затем дети смотрят фрагмент мультфильма «Как стать большим» (0+). Котенок, главный герой мультика, спрашивает, как ему стать большим. Солнышко указывает на разбросанные по полу кубики и клубки ниток — их нужно прибрать. Котенок делает уборку, и бабушка, пришедшая домой, увидев это, восклицает: «Ты у меня совсем большой!».
— Котёнок и на высокую ёлку забирался, чтобы стать большим, и под дождиком побывал, чтобы вырасти, но это не помогло, — говорит ребятам педагог. — А вот его дела, которые он совершил, помогли котёнку открыть секрет взросления.
Затем ребята приводят примеры ситуаций, когда родители могли бы сказать: «Какой ты у меня уже взрослый!» и «Какой ты ещё маленький!». Далее — выполнение интерактивного задания. Школьники должны продолжить фразу «Быть взрослым, значит…».
По словам педагога, путь к взрослению начинается с помощи родителям. Конечно, они уже взрослые люди, но иногда и им нужны забота и внимание.
— А ещё путь во взрослую жизнь в семье начинается с появления такого дела, за которое отвечаете именно вы, — говорит детям учитель. — Приведите, пожалуйста, примеры таких дел, за которые в семье можете отвечать, а возможно, уже и отвечаете именно вы.
В конце занятия педагог еще раз напоминает: важнейшее качество взрослого — ответственность.
— Быть взрослым — это не значит никогда не ошибаться, это значит уметь исправить свою ошибку, преодолеть трудности и обязательно сделать что-то очень хорошее, — заканчивает классный час учитель. — У взрослого человека много возможностей, но при этом взрослые всегда отвечают за свои решения. А путь во взрослую жизнь начинается в детстве. В добрый путь!
Сценарий урока для 2-4 классов очень похож на сценарий для самых маленьких школьников. Вместо мультика дети случают отрывок из сказки Евгения Шварца «Два брата».
5-7 классы: «Ошибаться могут все»
Школьники тоже приводят примеры взрослых и детских поступков, а потом смотрят выпуск «Ералаша» (0+). Степа с серьезным лицом надевает на себя «снаряжение»: пленку, резиновые сапоги, перчатки и каску. Семья провожает взглядом каждое движение мальчика. Напоследок Степа заходит в соседнюю комнату попрощаться с младшим братом и… идет выбрасывать мусор.
— Ребята, почему этот забавный сюжет можно считать первым шагом Степана во взрослую жизнь? Почему эта ситуация дала ему возможность почувствовать себя взрослым? — спрашивает педагог.
Дети должны прийти к выводу: Степе поручили «взрослое» дело, и он почувствовал ответственность. Учитель говорит, что взрослым человек становится постепенно, и включает детям мультик о сестре Мире и ее брате Гоше.
Дети решили испечь блины: правильно подобрали ингредиенты и сделали тесто, но ничего не получилось. Блины ребята сожгли и очень расстроились. Родители, пришедшие домой, успокоили детей: они сделали почти все, чтобы приготовить идеальный обед. В итоге семья пожарила новую партию блинов, и Гоша сделал вывод: «Ошибаться не страшно: так мы учимся!».
— Ошибаться могут все, не только дети, но и взрослые. И это не страшно! — подытоживает разговор о мультфильме учитель. — Главное, не бояться своих ошибок, быть готовыми к тому, что они могут возникнуть, уметь их исправлять, не бросать начатое дело на половине пути, учиться и двигаться вперёд!
В конце занятия ребята размышляют над тем, какие «детские» качества пригодятся во взрослой жизни, а какие будут мешать.
8-9 классы: «Притча о Гибкости»
Учитель показывает ребятам слайд с представлением ребёнка о взрослой жизни, а потом — с сюжетом на ту же тему, но уже со стороны взрослого. Например, на одном из изображений мальчик говорит: «Когда я стану взрослым, то никогда не буду спать днем». На другом слайде взрослый, сидящий у компьютера, задается вопросом: «Почему же на работе нет тихого часа, как в детском саду?».
— Представления маленьких детей о взрослой жизни милы и наивны, и, конечно же, в первую очередь, связаны с представлением, что быть взрослым — значит делать только то, что хочешь, и не делать того, что не хочешь, — говорит педагог. — Отчасти малыши правы, у взрослых значительно большая степень свободы и значительно больше возможностей по сравнению с детьми.
Школьники тоже узнают, что быть взрослым — это быть ответственным, и смотрят ролик «Притча о Гибкости».
Сначала человеком управляло желание, затем появлялись Долг, Сомнение, Страх, Уверенность, Вредность и Лень.
— И каждый раз, когда ему надо было что-то сделать, из разных закоулков души слышались разные голоса, крики, шёпот. Каждый старался перекричать остальных, а он терялся, потому что слышал всех, но при этом не слышал никого, — сказано в ролике. — Ему было непонятно, кто же его истинный друг, кто хочет помочь, а кому просто хочется поговорить. От этого наваливалась такая усталость, что ничего уже не хотелось делать.
Но со временем у человека появилась Помощница — Гибкость, которая умела прислушиваться ко всем и выбирать нужное. Спустя годы человек понял: «под именем Гибкости много лет назад к нему пришла Мудрость».
Школьники отвечают, чему учит притча, какие из качеств они отмечают у себя и какие чаще «берут верх» над ними. В конце классного часа ребята рассуждают о важных «детских качествах», которые будут помогать во взрослой жизни.
10-11 классы: на пути взросления иногда хочется вернуться в детство
Учитель называет характеристики взрослого: «умение спокойно относиться к жизненным трудностям, признавать свои ошибки, не искать виноватых в своих неудачах, не бояться ошибаться, уметь отстаивать свои принципы и ценности, при этом уважать принципы и ценности других людей».
Затем старшеклассники смотрят «Притчу о Гибкости» и обсуждают ее. Педагог поясняет: в притче идет речь об умении принимать себя таким, какой ты есть, способности управлять эмоциями и чувствами, понимать и принимать эмоции других людей, находить баланс между «хочу», «могу» и «надо». В психологии это качество называют эмоциональным интеллектом.
Человек взрослеет постепенно, и, возможно, на пути взросления будет сложно и захочется вернуться в детство. Но все проблемы, говорит педагог, можно решить, если рядом есть близкие. Занятие заканчивается разговором о важных «детских» качествах во взрослой жизни.
Студенты техникумов и колледжей: «как бы вы ни относились к тому, что детство кончается, с этим ничего не поделаешь»
Классный час начинается с просмотра видео о том, как взрослели наши предки.
Много веков, говорит диктор, детству не придавали большого значения: детей одевали как взрослых, отправляли работать в поля. К 10 годам девочка даже могла заменить в домашних делах мать, к 14 годам мальчик считался почти взрослым и получал право голоса в семейных делах. В 16 многие уже заводили собственные семьи.
— Мальчиков считали взрослыми с момента поступления на военную службу. Девочек учили вести хозяйство, обучали танцам, музыке, этикету, — рассказывает диктор. — Девушка считалась взрослой, когда в первый раз выходила в свет. Часто сразу после первого бала случалась сватовство, а затем и замужество.
В XX веке отношение к детству изменилось. Теперь дети позже прощаются с детством, и каждый взрослеет в свое время.
— Для кого-то это последний звонок, поступление в вуз или колледж, для кого-то — начало трудовой деятельности, а для кого-то — рождение собственных детей, — подытоживает диктор.
Педагог добавляет: психологи называют взрослыми людей от 20 лет, но наступление этого возраста не гарантирует взросления. По закону человек считается взрослым раньше — в 18. Но делает человека взрослым не возраст, а качества личности.
Затем студенты отвечают, могут ли «взрослые» поступки совершать дети и подростки. Педагог может привести в пример детей-героев Великой Отечественной войны, молодогвардейцев и ребят, совершивших подвиги в мирное время.
— Достижения человека в профессиональной сфере, искусстве, спорте, даже в семье являются результатом осознанных и самостоятельных действий, правильно принятых решений, умения отстаивать свою позицию, принимать мнение и ценности другого, идти на компромиссы, справляться с трудностями и искать новые возможности и ресурсы как в себе, так и во внешнем мире. — говорит студентам учитель.
Взрослеть страшно, потому что нужно нести ответственность за свои поступки. Страх, по словам педагога, — основная причина нежелания взрослеть. Вторая причина — «неготовность принимать ответственность и развиваться, совершенствоваться в профессии или в семейных отношениях». Третья — отсутствие самостоятельности.
— Как бы вы ни относились к тому, что детство кончается, с этим ничего не поделаешь, — обращается к студентам педагог. — А вот взрослеть или нет — выбор каждого человека. Но надо помнить, что взрослость — важнейший и самый длительный этап жизненного пути человека, время расцвета творческих сил личности, социальных и профессиональных достижений, строительства своей семьи и счастья родительства.
Каждую неделю мы изучаем методички «Разговоров о важном» и публикуем краткие пересказы в отдельном сюжете на сайте.