Следующие «Разговоры о важном» проведут 18 ноября. С ребятами побеседуют о том, зачем нужен искусственный интеллект (ИИ). Учитель расскажет детям о пермском «Промоботе», а для старшеклассников подготовили два варианта урока. По второму сценарию, они посмотрят фрагмент передачи «Бесогон ТВ» с Никитой Михалковым. Рассказываем, о чем пойдет речь на занятиях.
И студенты, и школьники посмотрят два видео — анонс темы от юной актрисы Виталии Корниенко и видеообращение федерального спикера. На момент написания материала ролики не появились на сайте «Разговоров о важном».
1–4 классы: где используют искусственный интеллект?
Ребята разглядывают роботов будущего из мультфильма «Тайна третьей планеты» (0+). Учитель говорит, что когда-то механических помощников придумали писатели, а сейчас они появились в нашей жизни. В XXI веке человеку помогают голосовые помощники, навигаторы и другие умные устройства.
Искусственный интеллект, говорит учитель, используют в работе голосовых помощников, умных игрушек и приложений на телефоне, например тех, что помогают распознавать лица на фотографиях. Затем школьникам включают видео о том, как создают цифрового помощника.
Сначала нужно придумать идею, затем дизайнеры разрабатывают внешний вид помощника, программисты пишут код, инженеры по искусственному интеллекту создают устройству «мозг», а благодаря актерам, лингвистам и инженерам по распознаванию речи помощник начинает слушать и говорить. После этого он обучается, а специалисты проверяют, всё ли работает хорошо.
После обсуждения детям включат ролик о Сберкоте — владелица продукта рассказывает, как его создали.
Учитель напоминает ребятам: искусственный интеллект не заменяет человека, а лишь помогает ему. Например, делает за человека опасную работу, освобождает от рутинных дел и помогает обрабатывать большое количество информации.
3–4 классам дополнительно показывают видео о том, как учится нейросеть, и рассказывают, как искусственный интеллект применяют в медицине, экологии и науке.
5–7 классы: о пермском «Промоботе»
Учитель объясняет, что слово «искусственный» означает «созданный наподобие чего-то природного», «неестественный, ненастоящий». Когда мы говорим об искусственном интеллекте, то подразумеваем «умные» машины. Конечно, у них нет мозга, как у человека, думают они благодаря программам и инструкциям, которые в них заложили люди.
Ребята перечисляют примеры «умных» устройств, им показывают видео о том, как создают цифрового помощника, ролик о Сберкоте и об обучении нейросети. После этого школьникам включат видео «Современные возможности искусственного интеллекта» — диктор рассказывает об искусственном интеллекте в медицине, экологии, науке и сельском хозяйстве.
— Россия занимает лидирующие позиции в развитии технологий, особенно в сфере искусственного интеллекта, — говорит педагог. — Наша страна обладает мощным научным потенциалом, сильными математическими школами и успехами в программировании.
Российские программисты занимают призовые места на международных соревнованиях по программированию, «Сбербанк» внедряет искусственный интеллект в свои сервисы, компания «Яндекс» создала беспилотные машины, а «Промобот» делает роботов, работающих в медицине, образовании и сфере обслуживания клиентов. Кстати, это пермская компания. 59.RU много писал о ней: мы сходили в офис «Промобота», побывали на производстве и показывали робота «Дуняшу» из Парка Горького — ее тоже сделали в этой компании.
В конце занятия учитель показывает видео о том, как искусственный интеллект помогает бороться с мошенниками, и говорит, что ИИ никогда не сможет в полной мере соперничать с человеческим умом.
8–11 классы: «Очень важно научить ИИ распознавать, что хорошо, а что плохо»
Учитель говорит, что искусственный интеллект имитирует способность человека думать. В основе ИИ лежат математические модели, он обучается и думает на основе алгоритмов, которые заложили в него разработчики. ИИ, по словам педагога, не может придумать что-то принципиально новое, но способен «продемонстрировать такое сочетание известного, которое может человеку помочь создать что-то новое».
— Первые эксперименты и исследования в области искусственного интеллекта начались в России и за рубежом примерно 60 лет назад, — рассказывает школьникам учитель. — Появились первые программы, которые могли играть в шахматы и решать логические задачи.
Ученые старались понять, как заставить машины учиться, и создали нейросети — программы, которые работают по принципу нашего мозга. Педагог говорит, что огромную роль в этом сыграли разработки ученых из России, и включает ролик об их вкладе в создание ИИ.
Затем ребята смотрят видео о современных возможностях искусственного интеллекта, учитель приводит примеры достижений российских ученых в ИИ и рассказывает о технологии компьютерного зрения. С помощью нее подводные роботы исследуют глубины океанов, можно прочесть древние тексты, не разрушая пергамент, или, например, распознать на медицинских снимках мельчайшие изменения в человеческом теле.
Затем с ребятами беседуют о цифровых двойниках, аватарах и профессиях будущего в области искусственного интеллекта. В сценарии урока есть методический комментарий для учителя: важно обратить внимание ребят на то, что любое действие нейросети — это результат математических вычислений, алгоритмов и формул. ИИ не может соперничать с человеком, потому что не умеет дружить, фантазировать, любить и сопереживать.
— Любую технологию можно использовать как во благо, так и во вред (как один из примеров, атомная энергия), — говорит педагог. — И это не вопрос самой технологии ИИ, а вопрос этических норм и осознанной ответственности специалистов в области разработки ИИ. Регуляторов ИИ на законодательном уровне в РФ на данный момент нет. Вся ответственность возлагается на людей, которые создают и обучают нейросети, многое зависит от их нравственно-этических принципов. Поэтому очень важно научить ИИ распознавать, что хорошо, а что плохо. Профессионалы в этой области отлично это понимают.
В конце классного часа учитель ссылается на слова Владимира Путина о том, что искусственный интеллект способен повлиять на конкурентоспособность России, укрепить ее позиции в мире и обеспечить экономический рост.
— Искусственный интеллект действительно стремительно меняет наш мир и открывает невероятные перспективы для ваших будущих профессий и развития нашей страны. Но в то же время искусственный интеллект — это инструмент, требующий ответственного и грамотного подхода, — говорит педагог. — И то, в каком направлении он будет развиваться, зависит от нас — от того, как мы будем использовать эти возможности и какие ценности заложим в его развитие.
«Бесогон ТВ» для старшеклассников
Для учеников 10–11 классов подготовили второй сценарий урока — с использованием фрагмента программы «Бесогон ТВ». По словам педагога, человек должен уметь производить математические вычисления, хотя это уже умеет делать ИИ.
— Потому что без знания основы, базовых вещей, логики того, как всё строится, невозможно сделать ни одно научное или культурное достижение или открытие. А это уже может сделать только человек. В подтверждение этому предлагаю вам посмотреть фрагмент авторского программы Никиты Сергеевича Михалкова «Бесогон», где приводятся примеры таких открытий, — обращается к школьникам учитель.
По словам Михалкова, знание таблицы умножения или умение считать столбиком могут решить проблемы целой цивилизации, «потому что это навыки, которые необходимы с самого начала». В пример Михалков приводит живопись Серебряного века — художники-новаторы умели рисовать идеальную кисть или ступлю, они были мастерами своего дела.
— И поэтому, отходя от этого, они шли и искали что-то новое, но не потому что они просто другого не умели, — делает вывод Михалков. — Вот в чем принцип, вот, что важно!
Второй фрагмент программы покажут детям ближе к концу классного часа. Никита Михалков соглашается с Владимиром Путиным в том, что человечество сможет найти общие решения в сфере ИИ.
— Нужно договариваться, нужно понимать границы. То есть, другими словами, человеческий интеллект, люди, человек, развивая искусственный интеллект, должен абсолютно точно представлять себе, куда это заводит, чем это может кончиться, какие за этим стоят опасности, — говорит Михалков.
Студенты техникумов и колледжей: кодекс этики в сфере ИИ
Студенты отвечают на множество вопросов, например, сможет ли ИИ заменить человека, чем отличается человеческий интеллект от искусственного, нужно ли контролировать деятельность ИИ и т. д. Педагог рассказывает студентами о национальном кодексе этики в сфере искусственного интеллекта, который приняли в 2021 году. Вот несколько тезисов оттуда:
ИИ должен защищать человека, а не причинять ему вред.
Решение в сложных ситуациях должен принимать человек.
ИИ должен повышать качество жизни человека вне зависимости расовой принадлежности и других признаков.
ИИ должен быть доступен всем людям и т. д.
В конце занятия педагог приводит примеры достижений в сфере искусственного интеллекта (он рассказывает про «Промобот», сервисы «Сбербанка», «Яндекса» и другие).
Каждую неделю редакция 59.RU изучает сценарии «Разговоров о важном» и публикует пересказы в отдельном сюжете на сайте.