Образование Разговоры о важном подробности О личных границах и заботе о себе: разбираем новые «Разговоры о важном»

О личных границах и заботе о себе: разбираем новые «Разговоры о важном»

Дети посмотрят «Ералаш» и интервью с психологом

Со школьниками поговорят о том, как важно заботиться о себе

На следующих «Разговорах о важном» в школах и колледжах России поговорят о том, как заботиться о себе и об окружающих. Детям расскажут, как быть счастливым человеком и что делать, чтобы оставаться здоровым и физически, и психологически. Мы изучили сценарии уроков и подготовили краткий пересказ.

Доктор психологических наук — о том, как быть счастливым человеком

И школьники, и студенты смотрят видеоинтервью с доктором психологических наук Ольгой Ульяниной. Она рассказывает, что стать спокойнее, увереннее и счастливее человеку поможет любимое дело и общение с окружающими. По словам психолога, чтобы не переживать и правильно распределять время на все дела, важно планировать свою неделю.

Доктор психологических наук — о том, как быть счастливым и отстаивать личные границы

— Еще один важный момент. Если мы будем жить только в мире обязательств и с задачей успеть сделать все дела, наша мотивация просто рано или поздно истощится, — говорит Ольга Ульянина. — Поэтому постарайтесь [сделать] так, чтобы в вашем «успеть все» были не только учеба в школе, домашние задания, репетиторы, но и любимый спорт, творчество, танцы, встречи с друзьями и общение.

По словам эксперта, очень важно отстаивать личные границы и четко их осознавать. По мнению психолога, благополучный человек в будущем — это тот, кто умеет радоваться каждому дню, занимается любимым делом и общается с близкими, родным и друзьями.

— Цените каждый день, старайтесь, чтобы в каждом вашем дне была радость, и выбирайте то занятие, которое вам действительно нравится и приносит удовольствие.

1-4 классы: что такое здоровье?

Учитель говорит, что близкие переживают за нас, когда мы болеем, поэтому важно следить за своим здоровьем. Чтобы его укрепить, нужно регулярно заниматься спортом и делать утреннюю зарядку.

— Здоровье человека — это его активная и насыщенная жизнь, хорошее состояние и настроение, — поясняет ребятам педагог.

По словам учителя, когда мы бодры и активны, наше хорошее самочувствие передается близким, поэтому заботиться о своем здоровье — значит бережно относиться к окружающим.

Затем дети смотрят два фрагмента мультика «Просто так» (0+) о мальчике, который «просто так» подарил грустному ослику букет цветов, поднял ему настроение и запустил «цепную реакцию» — ослик вручил букет щенку, и тот тоже повеселел.

В первой части мультика мальчик делится хорошим настроением с осликом

Во втором фрагменте мультика ослик поднимает настроение щенку

— Наше настроение влияет не только на наше поведение, но и на эмоциональное состояние окружающих нас людей, — говорит учитель. — Радостное событие всем «поднимает» настроение, вызывает улыбку и эмоциональный подъём. А неудачи расстраивают, вызывая грусть и, возможно, обиду.

От плохого настроения поможет занятие любимым делом, говорит учитель. Важно помнить: если вам грустно и тревожно, нужно поговорить об этом с родными. Затем ребята узнают об упражнениях, которые помогут успокоиться, и выполняют задание «Мы учимся общаться».

В конце классного часа школьники слушают песню «От улыбки станет всем светлей…», а учитель просит детей не забывать делиться радостью, вниманием и заботой с близкими.

5-7 классы: «настоящий друг не станет вторгаться в твою личную жизнь без необходимости»

Ребята называют способы позаботиться о себе, а после учитель включает сюжет «Ералаша» (0+).

Ребята смотрят «Ералаш»

Школьник с аппетитом есть мандарин, пока другой парень провожает взглядом каждую дольку, которая отправляется в его рот.

—  А если бы у меня был мандарин, я бы обязательно с тобой поделился, — обращается он к другу.

— Да-а-а, жаль, что у тебя не мандарина, — отвечает не понявший намека прожора.

В методичке написано: учителю важно донести до ребят мысль о разнице между эгоизмом и заботой о себе. После обсуждения «Ералаша» педагог показывает школьникам два фрагмента фильма «Живой город» о школьнице Арине, не верившей, что можно стать счастливой, помогая другим, но на практике убедившейся в том, что это возможно.

Арина, героиня ролика, думает, что нельзя быть счастливым, помогая окружающим

Девушка все-таки меняет свое мнение

После просмотра и обсуждения фильма педагог беседует со школьниками о том, что важно заботиться о себе, чтобы быть способным позаботиться и о других, а потом заводит разговор о личных границах.

— Настоящий друг не станет вторгаться в твою личную жизнь без необходимости, — говорит учитель. — Проявление тактичности, уважение к чувствам других людей — важные составляющие взаимоотношений между людьми.

8-11 классы: важно рассказывать о своих проблемах

С ребятами тоже обсуждают важность заботы о себе, показывают им сюжет «Ералаша» и дополнительно — короткометражный фильм от «Движения Первых» «Поговорим?».

Фильм должен показать детям, что просить о помощи — это нормально

По сюжету, Катя переходит в другую школу, и новые одноклассницы начинают ее травить и снимать это на видео. При этом у обидчиков не все в порядке дома: у одной девочки разводятся родители, а мама другой не успевает следить за тремя детьми. Катя страдает от буллинга, но не признается в этом родителям. После очередной стычки разозленная школьница показывает видео, где ее травят, всему классу.

— Ну что, нравится? Считаете, что это здорово? А я говорю вам «нет», потому что вы слабаки, а я сильнее вас. Нет, так больше не будет, — заявляет девушка. — Я обо всем расскажу учителям и родителям, потому что так с человеком поступать нельзя, поняли?

После этого родители обидчиков и Кати узнают о травле, а учительница предлагает школьникам поделиться своими проблемами со всем классом. Одноклассники Кати честно рассказывают, что их беспокоит, и Катя понимает их поведение. Девушка делает вывод: просить о помощи — «это путь сильных», а сила заключается в честности перед собой.

— Ребята, ситуация, которая произошла с героями фильма, показывает, как важно уметь отслеживать своё внутреннее состояние, конструктивно и безопасно для себя и окружающих выражать свои эмоции, не подавляя их, — говорит педагог после просмотра и обсуждения фильма. — При этом не менее важно учиться понимать и принимать чувства других людей. Сюжет фильма нам показывает, что это не всегда просто, и бывают ситуации, когда требуется помощь других людей, в том числе и профессиональных психологов.

В конце занятия учитель беседует со школьниками о личных границах и советует ребятам посмотреть фильм «Продавец грёз».

Студенты техникумов и колледжей: «делай другому то, что ты хотел бы для себя»

Педагог говорит студентам, что самая большая ценность — это жизнь, и добавляет: «Неслучайно в указе президента „Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей“ именно жизнь стоит на первом месте».

Человек, по словам учителя, несет ответственность перед самим собой за свою жизнь и здоровье, а значит и за свое будущее. О том, должен ли человек заботиться только о себе, ребятам расскажет ролик по фрагменту книги Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром и прекрасном» — отдельное письмо в ней посвящено заботе.

Кто такой Дмитрий Сергеевич Лихачёв и о чем его книга?

После просмотра видео ребята знакомятся с опросом ВЦИОМ о том, как люди проявляют доброту и заботу, и обсуждают данные.

Заботливыми людьми себя считают 89% респондентов

Затем студенты смотрят видео о «Добро.Конференции — 2024» — мероприятии для волонтеров, которое прошло в этом июне на ВДНХ.

Ролик о «Добро.Конференции — 2024»

— Золотое правило нравственности — это моральный закон, который лежит в основе человеческих отношений. Он гласит: не делай другому того, чего не желал бы себе. Можно перефразировать его: делай другому то, что ты хотел бы для себя. Этот закон работает во всех сферах человеческих отношений: и в дружбе, и в семье, и в любви, и в учебе или работе, — заканчивает классный час педагог. — Наверняка вы слышали выражение: один человек живет, чтобы есть, другой ест, чтобы жить. Хорошо, если человек может сказать про себя, что он и ест, и живет для того, чтобы приносить пользу себе самому, другим людям, окружающему миру.

Каждую неделю редакция 59.RU изучает сценарии «Разговоров о важном» и публикует пересказы в отдельном сюжете на сайте.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
6
ТОП 5
Мнение
«В арке сделали перила, чтобы людей не сдувало»: как живется в ЖК на берегу Камы — здесь шикарный вид, но трещины и ветра
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
А внутри — зимний сад и теплицы. Как живется в новеньком ЖК «Браво», запертом среди домов и дорог на Чернышевского
Анонимное мнение
Мнение
Как замминистра культуры и владелец бара «Совесть» полюбили друг друга: рецензия на фильм «Втроем», снятый в Прикамье
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления