20 октября вторник
СЕЙЧАС +2°С

В пермских учебных заведениях вводят новую систему «ЭПОС.Школа». Что это такое и чем отличается от прошлых онлайн-дневников?

На цифровизацию образования в регионе потратят 1,6 миллиарда рублей

Поделиться

«ЭПОС.Школа» — это удобная система электронных дневников. Благодаря ей учитель сможет через компьютер удобно и быстро опубликовать расписание, домашние задания, пообщаться с родителями

«ЭПОС.Школа» — это удобная система электронных дневников. Благодаря ей учитель сможет через компьютер удобно и быстро опубликовать расписание, домашние задания, пообщаться с родителями

В 2019 году в Прикамье начали внедрять систему «ЭПОС.Школа». Это электронный дневник с массой дополнительных функций. На развитие проекта уже потратили больше шестисот миллионов, а в ближайшие два года планируют направить еще как минимум миллиард. Мы узнали, чем «ЭПОС.Школа» отличается от существовавших ранее электронных дневников на платформе Web2edu.ru и во сколько она обошлась региону.

Что было до «ЭПОС.Школа»?

Для начала разберемся, что из себя представлял электронный дневник на платформе Web2edu.ru, появившийся около десяти лет назад. Войти в такой электронный дневник можно через сайт. Мобильной версии у него нет, только полноразмерная.

Расписание на Web2edu выглядит старомодно, но вполне понятно

Расписание на Web2edu выглядит старомодно, но вполне понятно

С мобильным приложением ситуация непонятная. В интернете его найти можно, но ни на сайте Web2edu.ru, ни в «Play Маркет» его нет. В сообществе сервиса одно из обсуждений посвящено приложению. Единственное сообщение в нем содержит ссылку на скачивание программы, но при переходе на нее высвечивается надпись «страница не найдена».

На сайт электронных дневников можно зайти как родитель, ученик, учитель, завуч, директор или администратор школы. В каждом случае функционал будет немного разным.

Мы смогли воспользоваться сайтом в роли родителя. Меню сайта разделено на несколько блоков: «Новости, общение», «Дневник ребенка», «Моя школа», «Образование города» «Образование региона». Наиболее полезны разделы «Дневник ребенка» и «Моя школа» (остальные или редко обновляются, или представляют собой справочники с адресами и номерами телефонов образовательных учреждений).

Некоторые темы на форуме Web2edu не обновлялись с 2014 года

Некоторые темы на форуме Web2edu не обновлялись с 2014 года

В «Дневнике ребенка» можно посмотреть график звонков, расписание уроков, оценки и отметки об отсутствии ученика на уроках, узнать домашнее задание, получить информацию о количестве и продолжительности больничных за выбранный период. В разделе «Моя школа» есть список всех учителей. Каждому из них можно написать сообщение. Отдельно выделены педагоги, которые ведут уроки у ребенка пользователя. Преподавателей, с которыми родители общаются чаще других, можно добавить в друзья. Точно так же добавить в друзья и обмениваться сообщениями можно с администрацией школы, другими родителями и учениками. Для отправки официальных заявлений и обращений в школу есть раздел «Интернет-приемная».

В целом сервис электронных дневников выглядит немного старомодным, удобен в обращении только при заходе с компьютера, но работает быстро и предоставляет минимально необходимую для родителей информацию.

Что такое «ЭПОС.Школа»?

ЭПОС расшифровывается как электронная пермская образовательная система. Новый проект «ЭПОС.Школа», по задумке властей, должен заменить существующие электронные дневники. Его начали развивать в Пермском крае в 2019 году, в сентябре к системе подключили 25 школ, сейчас внедряют еще в 84. Мы отметили все эти школы на карте. До конца 2020-го «ЭПОС.Школа» планируют распространить на все школы Прикамья.

Так проект позиционируют в Министерстве информационного развития и связи:

— «ЭПОС.Школа» — облачная платформа, состоящая из нескольких блоков: электронного журнала и дневника, библиотеки электронных образовательных материалов и инфраструктуры, которая обеспечивает работу этих двух модулей. Интернет-платформа содержит все необходимые образовательные программы, инструменты для их создания и редактирования, с помощью конструктора из библиотеки электронных образовательных ресурсов можно составлять уроки, тесты, электронные учебные пособия. Программный инструмент «цифровой конструктор» позволяет учителям подобрать обучающие материалы к уроку для демонстрации во время учебного процесса.

«ЭПОС.Школа» во многом вдохновлена «Московской электронной школой» (МЭШ), но, как говорят в Минсвязи, не является копией столичного продукта. В ведомстве утверждают, что взяли оттуда все самое лучшее и дополнили это новыми разработками.

Пока, как и у предшественника Web2edu, у «ЭПОС.Школа» есть только сайт в полноразмерной, десктопной версии. Но в Минсвязи обещают, что мобильная версия и приложение появятся в обозримом будущем.

Как и в предыдущий вариант дневника, на сайт «ЭПОС.Школа» можно зайти как родитель, ученик или сотрудник образовательного учреждения. Мы попробовали воспользоваться разными вариантами и расскажем о самых важных, на наш взгляд, функциях.

Зачем «ЭПОС.Школа» родителям и ученикам?

Родитель при помощи «ЭПОС.Школа» может увидеть расписание, домашнее задание, оценки ребенка по разным предметам. На первый взгляд функции схожи с теми, что имела предыдущая версия дневника. Но при подробном рассмотрении становится ясно, что новшеств здесь немало.

При помощи «ЭПОС.Школа» дети и родители могут посмотреть расписание, домашнее задание, а также ориентировочное время выполнения уроков. Если навести курсор на оценку — станет видно, за что ее поставили

При помощи «ЭПОС.Школа» дети и родители могут посмотреть расписание, домашнее задание, а также ориентировочное время выполнения уроков. Если навести курсор на оценку — станет видно, за что ее поставили

Так, при помощи «ЭПОС.Школа» можно узнать, сколько времени потребует выполнение домашнего задания по каждому предмету, какую тему проходили на каждом из уроков, в какой форме проходило то или иное занятие (очной, дистанционной). Информацию можно посмотреть не только на сегодня, но и на все другие дни в учебном году.

Наведя курсор на оценку ребенка в электронном дневнике, можно увидеть, за что он ее получил: за домашнюю или классную работу, контрольную или реферат. У учителя есть возможность прикрепить к оценке комментарий и объяснить, почему он поставил тот или иной балл, порекомендовать подтянуть ребенка по какой-то теме.

В системе есть все оценки ученика. Можно отобразить их за любой период

В системе есть все оценки ученика. Можно отобразить их за любой период

Кроме того, родителю доступна ведомость с оценками за любой нужный ему период: неделю, месяц, четверть, полугодие, год. Система сама высчитывает средний балл ученика, исходя из его текущих оценок. Мама и папа могут сравнить его с оценкой, выставленной учителем, к примеру, за четверть.

При помощи «ЭПОС.Школа» родитель может оценить успеваемость своего ребенка по любому предмету. Для этого система строит график, опираясь на отметки школьника. Вовремя увидев, что график нестабилен, кривая имеет тенденцию к понижению, родитель сможет предпринять меры и помочь ребенку исправить ситуацию.

В «ЭПОС.Школа» можно оценивать успеваемость при помощи графиков

В «ЭПОС.Школа» можно оценивать успеваемость при помощи графиков

— Мы сознательно ушли от рейтинговой системы, поэтому узнать, на каком месте в классе или школе находится ученик, через «ЭПОС.Школа» нельзя, — рассказала 59.RU главный аналитик отдела отраслевых проектов Центра информационного развития региона Екатерина Половникова. — Нам кажется, что куда важнее не сравнивать ребенка с другими, а сконцентрироваться на его личном результате. Из «ЭПОС.Школа» родитель может получить много важной информации и сделать вывод о том, насколько успешен школьник.

Как и в Web2edu, в «ЭПОС.Школа» есть возможность обмениваться сообщениями с учителями, администрацией, родителями, учениками. Она доступна не только мама и папам, но и другим пользователям системы.

По словам Екатерины Половниковой, в «ЭПОС.Школа» нет рейтингов учеников — от них ушли сознательно

По словам Екатерины Половниковой, в «ЭПОС.Школа» нет рейтингов учеников — от них ушли сознательно

Помимо сообщений, родители могут отправить сотрудникам школы уведомление об отсутствии ребенка. Для этого есть специальная форма. В ней можно отметить, как долго будет отсутствовать ученик — несколько уроков или целый день. Ребенок такое уведомление послать не сможет — в его варианте «ЭПОС.Школа» этой опции нет.

Зато ученики могут смотреть и скачивать материалы, которые учителя прикрепили к урокам и домашним заданиям. Это могут быть текстовые документы, презентации, видеоролики. Выполнив задания, школьники смогут отправить их на проверку. Благодаря этим функциям учеба может стать интереснее, а еще они могут быть полезны, когда школа находится на дистанционном обучении (например, во время карантина).

Если родителю интересно, он может изучить все программы, по которым занимается его ребенок

Если родителю интересно, он может изучить все программы, по которым занимается его ребенок

Также школьники могут посмотреть расписание, свои оценки за разные периоды, тематические планы и так далее.

А учителям это нужно?

В «ЭПОС.Школа» появилось много полезного и для учителей. Например, при помощи системы они могут одним нажатием кнопки отправлять журнал завучу на проверку, формировать и сдавать отчеты по успеваемости, посещаемости и другим показателям. В Минсвязи считают, что это значительно облегчит жизнь педагогов и позволит им не тратить много времени на бумажную работу.

В системе учителя и администрация школы могут задать любую шкалу оценки результатов учеников: пятибалльную, стобалльную, в формате зачета. Оценкам за контрольные или другие важные работы в «ЭПОС.Школа» можно придать больший вес, чем всем остальным, — удвоить или утроить. Это значит, что они будут иметь большее влияние на итоговую отметку за аттестационный период, чем оценки, скажем, за домашние работы.

В журнале учитель видит как текущие отметки, так и средний балл каждого ученика. Это помогает быстро отследить, с кем нужно позаниматься дополнительно. Как и родитель, учитель видит, когда и за что была поставлена каждая оценка. Также в журнале учителя автоматически появляются «энки», когда родители присылают уведомления об отсутствии детей на уроках.

Так в системе «ЭПОС.Школа» выглядит классный журнал

Так в системе «ЭПОС.Школа» выглядит классный журнал

— В «ЭПОС.Школа» у учителя есть возможность удаленно задавать домашнее задание школьникам через интерфейс электронного журнала и дневника, что особенно актуально в условиях дистанционного обучения, связанного с эпидемией коронавируса, — считают в Минсвязи. — Важно то, что ученики сами могут загружать в систему выполненные задания. Учитель, в свою очередь, может проверить выполненные задания, выставить оценки в электронный журнал и поставить отметку о том, что задание, отправленное учеником, просмотрено.

Также на сайте есть раздел «Библиотека ЭПОС». Сейчас ее наполняют материалами для учеников и учителей. При их помощи педагоги, к примеру, смогут создавать планы уроков в режиме, подобном конструктору.

Пользоваться «ЭПОС.Школа» обязательно?

Использование «ЭПОС.Школа» — право, а не обязанность родителей. Аккаунты на портале создают только тем, кто дал согласие на то, чтобы данные об их детях были в информационной системе «Контингент» (ее используют только образовательные учреждения и органы власти, в открытом доступе информации нет). Но, по данным Минсвязи, родители хорошо восприняли появление «ЭПОС.Школа» и считают ее удобным инструментом.

Для родителей, не имеющих доступа к интернету, в некоторых школах организуют рабочие места, с которых можно зайти в «ЭПОС.Школа». Также учителя имеют возможность распечатать информацию из системы и передать ее семьям. Особенно актуально это в сельских территориях.

Родитель не обязан пользоваться «ЭПОС.Школа». Но, как правило, никто от нее не отказывается

Родитель не обязан пользоваться «ЭПОС.Школа». Но, как правило, никто от нее не отказывается

Сколько стоит система?

«ЭПОС.Школа» по смыслу похожа на Web2edu.ru и родительские чаты в мессенджерах, но кажется более качественным, удобным и многофункциональным продуктом. Чтобы сделать ее такой, в разработку системы и цифровизацию школ (сумму затрат отдельно на ЭПОС выделить не смогли) вкладывают около 1,6 миллиарда. Это средства из регионального и федерального бюджетов. Часть финансирования уже выделили из бюджета, часть — выделят в 2020–2021 годах.

На эти деньги не только создают «ЭПОС.Школа». Также средства идут на закупку компьютеров, подключение и оплату высокоскоростного интернета.

— Это будут вложения в цифровизацию образования в целом, — сообщили в Минсвязи. — Благодаря им школы смогут не только пользоваться «ЭПОС.Школа», но и решат множество других задач, получат возможность сделать образовательный процесс более современным.

Если разделить сумму затрат на разработку «ЭПОС.Школа» и цифровизацию на количество школ в Прикамье (их 644), то получится в среднем 2,5 миллиона на школу. Именно столько ушло бы на цифровизацию одной школы, если бы все они на момент начала участия в проекте были оснащены в равной степени. Но этот расчет показывает только приблизительный порядок цифр, так как разные школы требуют разного объема финансовых вливаний, часть школ имеет филиалы (затраты в таком случае необходимы на каждый).

Как вы считаете, стоит ли ЭПОС.Школа таких затрат? Пишите свое мнение в комментариях или через сообщество 59.RU во «Вконтакте».

оцените материал

  • ЛАЙК2
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ2
  • ГНЕВ3
  • ПЕЧАЛЬ2

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!