Образование Всё о коронавирусе Дистанционка бывает хорошей. Рассказываем об удачных примерах в пермском образовании

Дистанционка бывает хорошей. Рассказываем об удачных примерах в пермском образовании

Мы поговорили с представителями школы, техникума и вуза, которые справились с переходом на удаленку

Организовать дистанционное обучение было непросто, но многие преподаватели отлично справились с этой задачей

Дистанционное образования доставило немало неудобств преподавателям и ученикам. Людям, многие из которых до этого ни разу не сталкивались с дистанционкой, нужно было разобраться, что это и как работает. В каких-то учреждениях с этим справились лучше, в каких-то хуже. Отзывы родителей противоположные: кто-то искренне благодарит педагогов за учебу в новом формате, а кто-то не устает критиковать их в соцсетях.

Мы решили поговорить с представителями гимназии, колледжа и вуза, в которых, по мнению Минобра Прикамья, дистанционку организовали хорошо, и узнать, как им это удалось. Почитать этот текст будет полезно не только преподавателям, но и всем пермякам, ведь то, что рассказали наши спикеры, не только об учебе, но и вообще о жизни и отношении к меняющимся из-за пандемии условиям.

Гимназия № 33

Для гимназии № 33 дистанционное обучение, введенное из-за пандемии коронавируса, не стало новинкой. По словам директора Нины Мельчаковой, в сентябре гимназия одной из первых стала пользоваться системой «ЭПОС.Школа» (подробнее о ней мы рассказывали здесь), которая дает много возможностей для дистанционки. С помощью нее можно высылать детям задания, проверять их, ставить оценки, загружать в библиотеку и предлагать для просмотра обучающие видео и презентации, общаться с учениками. Предполагалось, что все эти функции гимназии пригодятся для обучения детей на больничном или тех, кто уехал с родителями за рубеж, но жизнь распорядилась иначе.

Наладить дистанционное образование гимназии помогла учитель русского Алла Чудинова. Еще до пандемии она занималась разработкой дистанционных курсов для педагогов. Ее опыт в последние месяцы очень пригодился коллегам.

Но без сложностей, конечно, не обошлось: педагогам пришлось перестроиться, придумать новые форматы уроков, освоить интернет-платформы для обучения (Uchi.ru, «Яндекс.Учебник», «Яндекс.Класс» и так далее). В первое время подготовка к каждому дистанционному уроку занимала у учителей много времени. Но сейчас все немного привыкли.

В гимназии отказались от видеолекций в чистом виде. Причина проста: на удаленке педагогу тяжело удержать внимание детей, если на экране у них — просто «говорящая голова». Поэтому уроки стараются разнообразить: дать немного теории, потом обсудить ее, дать задания для самостоятельного выполнения и так далее.

За период удаленки появились новые форматы уроков. Например, учитель начальной школы Альфира Мусина перешла на работу при помощи видеоблогов. Раньше блогерство для ее третьеклассников было дополнительной, внеурочной деятельностью, а сейчас оно пригождается и для изучения общеобразовательных предметов. Учитель записывает для детей ролики, в которых объясняет новые темы и дает задания, а дети снимают видео о том, как выполняют их.

— По большому счету, мы сейчас на практике опробируем то, чему учились раньше, — комментирует директор. — Нам очень помогает тот факт, что у нас множество учителей, которые не боятся пробовать, открываться новому. Я сейчас всем советую — нужно держать нос по ветру.

В первую неделю дистанционки в гимназии работали две прямые линии. На одну из них с вопросами и пожеланиями могли обращаться родители, на другую — дети. Обе линии работали по видеосвязи.

— Мы открыты для общения с детьми и родителями, — говорит директор Нина Мельчакова. — После введения дистанционного образования наша работа стала еще прозрачнее. Родитель видит все, что делает учитель, как он общается с детьми, какие задания дает. Мы этого не боимся. Наоборот, это очень хорошо. Родительская экспертиза, родительские рекомендации — это очень ценно.

После перехода на дистанционку в гимназии № 33 не прекратились педсоветы. Они проходят дважды в неделю по видеосвязи. Для педагогов работает группа в соцсети и чат в мессенджере, где они могут общаться и помогать друг другу.

Несмотря на то что дети сейчас не встречаются в школьных классах, а видят друг друга только на экранах, в гимназии не прекратилась общественная жизнь. Активисты, педагоги и родители организуют совместные видеоконференции, где обсуждают важные для гимназии темы. Например, в учреждении не отказались от проекта по созданию тира, который начали до коронавируса, продолжают подготовку к Дню семьи. Обычно этот праздник проходил в мае, но в этот раз его перенесли на сентябрь.

— Жизнь в гимназии не прекратилась. Она осталась очень активной, насыщенной, хоть и перешла в дистанционный формат, — считает директор. — Это очень важно. Дети скучают по тому общению, которое у них было раньше. Скажу честно, для многих даже учеба не столь важна, как социализация. Мы не должны терять эту функцию. Понятно, что дети все равно найдут способы взаимодействия. Но, если за этим следить, оно может быть неконструктивным, начнутся перепалки. Этого нельзя допустить. Надо дать детям общее полезное дело. Мы все — педагоги, родители, дети — действуем сейчас сплоченно, не травмируя друг друга. Я очень берегу эту атмосферу, чтобы не появилось раздоров, паники, чтобы учеба не превратилась в фарс.

По словам Нины Мельчаковой, к цифровому образованию в гимназии не относятся как к чему-то временному и не пытаются переждать трудный период.

— Сегодня это новый, серьезный, другой подход, который требует от нас новых способностей, новых компетенций. Мы это делаем, мы это осваиваем. Мне очень нравится, что мы находимся в инновационном процессе, в поиске новых возможностей. Это здорово, это перспектива, — считает директор. — Мы понимаем, что за цифровым образованием будущее, что уже не вернемся только к мелу и доске. Не надо пытаться перетерпеть этот период дистанционного обучения и ждать, что осенью все будет как раньше. Ничего из этого не выйдет. Наши учителя это уже понимают, я этому очень рада.

Техникум информационных технологий


Об опыте Пермского техникума промышленных и информационных технологий рассказал его директор Вячеслав Аспидов. По его словам, из-за коронавируса сотрудников техникума пришлось обучить работать в дистанционном формате. Курсы для них организовали в неделю, которая была между прекращением очных занятий и переводом педагогов на дистанционку. Сейчас сотрудники продолжают общаться в чате, собираться на педсоветы в Zoom.

В техникуме готовят самых разных специалистов: дизайнеров, программистов, технологов общественного питания, электромонтеров, операторов станков с программным управлением, швей, плотников и так далее. Педагогам, которые преподают общеобразовательные дисциплины, перейти на дистанционку оказалось проще, а вот практикам, специалистам по профессиональному обучению — сложнее.

— Организовать практические занятия для дизайнеров и программистов несложно и дистанционно. Компьютеры есть у всех, можно выполнять любые задания преподавателя, — рассказывает Вячеслав Аспидов. — А вот с теми, кто должен работать руками, изготавливать детали на станках, — сложнее. Но мы нашли выход. Мы организовали для студентов удаленный доступ к компьютерам техникума. Ребята подключаются и запускают симуляторы станков, систем электроснабжения, чтобы отрабатывать из дома навыки проектирования, расчетов, написания программ для станков, управления режимами обработки деталей.

Производственную практику по многим специальностям пришлось перенести на следующий год. Для выпускных курсов ее планируют организовать на базе техникума. Студентов планируют приглашать маленькими группами (ориентировочно по четыре человека). Если задуманное удастся осуществить, практику будут проводить с соблюдением всех предосторожностей: дистанцией между людьми минимум в полтора метра, обработкой всех поверхностей и так далее.

Как и учителя гимназии № 33, сотрудники техникума информационных технологий ушли от начитывания длинных лекций в видеоформате. Преподаватели превратились, скорее, в навигаторов в мире информации. Во время видеоконференций они разбирают трудные моменты, работают с теми, у кого не все получается, подсказывают, какие материалы по теме будут полезны.

Задания студентам педагоги дают через систему Moodle. Там есть все необходимые ресурсы и задачи на несколько дней вперед. По словам Вячеслава Аспидова, сформировать банк этих материалов преподавателям было непросто, но они справились и научились это делать.

Особенная нагрузка в период дистанционки легла на кураторов (это примерно то же самое, что классные руководители в школе). Они следят за тем, все ли студенты присутствуют на видеозанятиях, выполняют задания, разговаривают с теми, кто по каким-то причинам не включился в учебу.

В техникуме в дистанционном формате продолжают проводить мероприятия к Дню Победы: конкурс плакатов, конкурс презентаций, конкурс фотоальбомов «Бессмертный полк» в соцсети «ВКонтакте». Сейчас идет обсуждение организации электронного флешмоба, посвященного Дню защиты детей.

Пермский государственный национальный исследовательский университет


Преподаватель кафедры журналистики ПГНИУ Иван Печищев начал осваивать дистанционку еще в 2014 году. Он преподавал студентам все, что связано с технологиями, поэтому его заинтересовало и дистанционное обучение. Иван Михайлович выиграл грант на обучение преподавателей журналистики, записал несколько видеороликов и провел ряд вебинаров. В них он рассказывал о визуальных коммуникациях, способах создания мультимедийного контента.

Материалы, наработанные тогда, преподаватель использовал в работе со студентами. Например, при организации обучения заочников. Поэтому Ивану Печищеву было проще перейти на дистанционку, чем многим его коллегам.

Увидев, что многие педагоги оказались растеряны, испытывают стресс от перехода на дистанционное образование, Иван Печищев создал проект «Удаленка!». Он записал серию роликов о том, как «можно организовать дистанционное обучение быстро и безболезненно».

В этих видео Печищев рассматривает самые разные аспекты нового формата работы: говорит о том, как себя сейчас чувствуют студенты, что делать для налаживания коммуникации с ними, как создавать и публиковать задания, вести видеозанятия и так далее. Также по просьбам коллег Иван Михайлович проводит обучающие вебинары.

По словам преподавателя, сначала участники его вебинаров и те, кто смотрел видео проекта «Удаленка!», задавали больше технических вопросов. Теперь, когда большинство приспособилось к онлайн-сервисам и платформам, выросло количество вопросов о содержании. Педагоги хотят понимать, как максимально эффективно проводить занятия.

— Я рекомендую не делать лекции в чистом виде. Студенты будут уставать, отвлекаться. Чтобы занятия проходили интересно, нужно пересмотреть их планы, — рекомендует Иван Печищев. — Я делаю так: 15 минут теории, потом обсуждение, работа в совместном документе, тестирование, создание инфографики или еще что-нибудь активное. Например, вчера мы вместе со студентами делали карту ДТП на основе данных ГИБДД.

Многие смотрят видео Ивана Печищева, чтобы получить моральную поддержку — увидеть, что справиться со всеми трудностями и организовать качественное дистанционное образование реально.

Мы попросили автора «Удаленки!» дать несколько советов, которые помогут педагогам подружиться с дистанционкой. Вот они:

  1. Не паникуйте и не переживайте. Сейчас все в такой же ситуации, как и вы. Если вам трудно, ищите поддержку у коллег. Сейчас много тех, кто безвозмездно делится своими наработками.

  2. Ищите инструменты для организации дистанционного обучения, если их не предложило ваше учебное заведение. Браться за все и сразу не стоит. Лучше сначала освоить какую-то одну платформу.

  3. Пересмотрите свои планы занятий. Подумайте, как можно поменять подачу, чтобы сделать уроки и лекции более живыми и интересными. Добавьте интерактива, то есть побольше общайтесь, взаимодействуйте с учениками и студентами.

  4. Подумайте о студентах и учениках. Они сейчас тоже в стрессе. Многие из них не обучены тайм-менеджменту и на первых порах не способны следовать графику, правильно вести себя на видеозанятиях. Не придирайтесь к ним, лучше объясните, как нужно работать в новых условиях.

  5. Подумайте о безопасности. В классах и аудиториях нас в случае необходимости защитит охрана и полиция. В интернете такой защиты нет. Нередко на онлайн-занятия приходят хулиганы и начинают мешать учебе. Чтобы снизить шансы на это, не публикуйте ссылки на свои конференции в открытом доступе, просите студентов и учеников заходить только под реальными именами.

  6. Не думайте, что надо немного потерпеть и все будет как раньше. Как раньше уже не будет. Методы обучения, которым мы учимся сейчас, будут актуальны и после окончания пандемии. Поэтому уже сейчас старайтесь продумать, как вы будете применять их в следующем году.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления