«Я и не думал, что умею так орать! Полет, эйфория! Это круче оргазма! Думал, наделаю полные штаны «адреналина»! Но только вспотел! Еще хочу, еще!!!» – такую эмоциональную тираду выдал Вадим после того, как прыгнул с моста новой дамбы.
В тот чудный день я пришла посмотреть на чудиков, прыгающих с перил моста новой дамбы. Одной из этих людей была и моя подруга, решившая тогда впервые в жизни прыгнуть с моста. Со страховочным тросом, конечно! Или, как в народе говорят – «прыгнуть с тарзанкой». Но, давайте обо всем по порядку!
Три сорванные «башни»
В Перми первое упоминание о роуп-джампинге было в 2004 году. Люди, прочитав о необычном виде спорта или углядев прыгающих собратьев по телевидению, начали покупать в спортивных магазинах динамические веревки, снаряжение и прыгать сами. В Перми немало компаний, занимающихся роуп-джампингом. Практически все они знакомы и иногда общаются, обмениваются информацией и слегка «понтуются» друг перед другом новыми освоенными трюками. Своих героев пермская роуп-банджи тусовка знает поименно.
В Перми как таковых роуп-сообществ пока нет. В черте города прыгает несколько компаний. Одна из них, компания Инны Лоскутовой, занимается роуп-джампингом уже практически год и в последнее время с моста новой дамбы. Кроме Инны с моста прыгают и «помогают» прыгнуть другим ее друзья – Женя Петриченко и Леша Гусейнов. Эти «три сорванные башни» два раза в неделю устраивают неплохое шоу для проходящих мимо добропорядочных граждан и просто праздных зевак! И каждый раз кто-то из людей, проходящих мимо, остается сначала смотреть за процессом, а потом они сами прыгают. Да не по разу! Раньше все желающие могли прыгнуть по вечерам в четверг или в воскресенье. Сейчас дату и время нужно уточнять с кем-то из ребят заранее по телефону.
Истории знакомства с прыжками у Леши, Жени и Инны разные, но все они закончились одним – мостом.
Одними из первых практиковать прыжки в черте города стали Алексей Гусейнов и Евгений Петриченко. Дружба Алексея с экстримом началась еще с детского туристического кружка. С роуп-джампингом он познакомился далеко за городом, на живописных развалинах у станции «30-й километр». Там и состоялся его первый «полет». У Жени история похожая, и тоже «долгоиграющая».
Первые прыжки у обоих состоялись за городом и имели стопроцентный экспериментальный характер. Живого примера и техники прыжков у Жени и Леши не было – они всему научились сами. Но примечательны они даже не этим, а прежде всего тем, что они первые дали возможность обычным людям прыгнуть с моста на веревке. Ну, и, конечно, их трехверевочная система страховки не вызывает лично у меня опасений за свою жизнь.
«Первооткрывателями в нашей компании являются Женя Петриченко и Леша Гусейнов, – вспоминает инструктор по роуп-джампингу Инна Лоскутова о начале своих приключений. – Я-то уже пришла «на готовенькое. У ребят не было примера перед глазами – все освоили и всему научились сами. Мальчишки – полностью сформированные личности, способные не только пойти на риск, но и взять на себя ответственность за безопасность других. Отсюда – система из трех веревок, наличие защитного шлема, двойная проверка правильности закрепления карабинов и веревок перед каждым прыжком, постоянный контроль за состоянием снаряжения, формирование эмоционального настроя для тех, кто прыгает впервые. Сочетание чувства юмора, осторожности и абсолютного бесстрашия – вот то, что я ценю в Лехе и Женьке».
Вообще, прыжки и другой экстрим для Инны Лоскутовой – это профессиональное. Дело в том, что одна из ее профессий – инструктор парашютно-десантной подготовки. Иными словами, прыгает она не только с моста, но и с парашютом прямо на работе!
Роуп-джампинг «настиг» Инну прямо в день ее рождения. «Двое моих друзей-парашютистов пришли меня поздравить и в качестве подарка предложили прыгнуть «с веревкой», – рассказывает она, – естественно, я не могла отказаться, хоть и пришлось ненадолго оставить гостей!». Прыгали с моста новой дамбы. Это очень удобное для нашего увлечения место – максимальная высота моста составляет 36 метров. Кроме этого, дамба находится в центре, а это тоже несомненный плюс.
И вот уже практически год Инна с друзьями прыгает с веревкой в самых разных местах, но чаще ее можно найти, все же, на мосту новой дамбы. После того, как гуляющие и праздно шатающиеся люди стали подходить с просьбами «Здравствуйте, а можно мне тоже прыгнуть?», – стало ясно, что такое времяпрепровождение интересует многих. С начала весны этого года прыжки приобрели «массовый характер».
«Часто прохожие останавливаются сначала просто посмотреть на то, как прыгают другие. Некоторые из тех, кто просто останавливаются посмотреть, приходят прыгнуть в следующий раз, а есть и такие, которые могут прыгнуть сразу, не раздумывая, в тот же день!» И, конечно, первый прыжок запоминается надолго. «Люди делают это по разным причинам. Кто-то, чтоб доказать себе или друзьям, что он крут. Кто-то для того, чтобы, стоя на перилах, сказать своей спутнице: «Смотри, я прыгаю ради тебя!». А кто-то, чтобы, находясь между небом и землей и глядя вниз, увидеть себя».
Усложнение прыжков
Профессиональные прыгуны пытаются максимально усложнить прыжок: они прыгают в тандемах, делают в воздухе колесо, переднее или заднее сальто и другие интересные вещи. Инна Лоскутова пока больше всего впечатлений получает от прыжков с «обрезанием», а в ближайшем будущем собирается освоить прыжки через перила, не касаясь перил. Во время такого прыжка человек должен с разбегу, как в школе через козла, перемахнуть через перила, при этом не касаясь их. В последнее время появилось еще одно развлечение – ночные прыжки в тандеме для влюбленных пар. Сплошная романтика!
Кто не рискует, тот не пьет шампанское!
Ни с чем не сравнимое ощущение полета, пусть он и длится всего несколько секунд, свободное парение «в маятнике», море адреналина и новых впечатлений, респект от друзей за смелость, и всего-то за 200 рублей – что может быть лучше? К тому же, такие сильные эмоциональные потрясения помогают соизмерять свою жизнь, реальную значимость вещей, проблем, отношений. К примеру, после прыжка моя подруга пришла к выводу, что отсутствие денег – совсем не проблема и нечего было по этому поводу вообще комплексовать! А ролики, которые очень хочет, она все равно купит, но чуть позже! Дрязги и склоки на работе показались ей смешными и никчемными, и теперь у нее на них «фильтр». Ну, и конечно, ей достались почет и уважение от меня и от друзей, наблюдавших столь авантюрную и безбашенную выходку! Одним словом – ничего не потеряла, да еще столько всего приобрела!
Кто не рискует, тот не лежит в гипсе!
Да, «безумству храбрых – поем мы песни», но нечего в лишний раз искушать судьбу – есть и такая точка зрения. Если тебе написано на роду жить экстремально, то экстрим тебя сам найдет в виде цунами на отдыхе или землетрясения в самый неподходящий момент! Вот тогда и станет ясно – экстремал ты или просто «шоумен». Кроме того, никто не отменял несчастных случаев и увечий. Навредить себе, прыгая с дамбы, сложно, но возможно. Например, забыть надеть перчатки и получить ожог – «хватательный рефлекс» срабатывает у всех, кто ступает с перила дамбы в воздух. При этом нельзя хвататься без перчаток за канат! Так что, если сомневаетесь – отложите идею в нижний ящик стола и смотрите свой сериал.
Отметим, что сам прыжок – бесплатный, а вот прокат снаряжения стоит 200 рублей. Кроме тройного троса, для большей безопасности, вы можете прыгать в каске. Выдаются также перчатки и подгузники (шутка). Летальных исходов во время прыжков с моста дамбы под руководством Инны не было. Не было даже ушибов и мокрых штанов.
К основным техническим характеристикам используемого для прыжков резинового тяжа относят прежде всего его ресурс, запас прочности и процент растяжения. Ресурс – это максимальное количество прыжков, на которое рассчитан тяж. Как правило, тяжи выпускают с неограниченным запасом потенциальных прыжков, поэтому, если его не испортить специально, то надолго хватит. Запас прочности – это максимальная нагрузка, на которую рассчитан тяж, а он чрезвычайно велик для тросов, используемых в роуп-джампинге – на него можно сбрасывать легковые автомобили. Так что комплексы по поводу веса в этом виде спорта неуместны!
Краткий словарик джампера
Тяж – эластичный трос, который одним концом крепится к прыгуну, другим – к неподвижному объекту.
Снаряга – сокращенное от «снаряжение», мало чем отличающееся от любого другого туристического снаряжения.
«Уйти в маятник» – раскачиваться и парить на тросе после того, как падение окончено.
«Обрезать друга» – прием усложненного прыжка, при котором прыгающий сначала спускается на веревке длиной метр, а «друг» в это время перерезает данную веревку ножом, после чего прыгающий срывается, летит вниз и «уходит в маятник».