Развлечения Евгений Матвеев, бард, композитор: «У меня хватило ума понять, что хороших стихов я писать не умею, и также хватило ума не писать плохих»

Евгений Матвеев, бард, композитор: «У меня хватило ума понять, что хороших стихов я писать не умею, и также хватило ума не писать плохих»

В настоящее время российский музыкальный рынок разнообразен и полон продукции практически всех направлений. Но еще двадцать-тридцать лет назад любимые песни можно было услышать лишь на пластинках, на ходивших по рукам магнитофонным лентам или же от первого лица под гитару. Авторы-исполнители были в почёте. Бардовская культура, казалось бы, ныне угасает. Есть ли будущее у этого направления? Есть ли молодые поэты, исполнители, которые придут на смену старого поколения? И какова жизнь барда сейчас? На эти и многие другие вопросы рассуждает мэтр пермской авторской песни, лауреат Грушинского фестиваля Евгений Матвеев.

Евгений, на ваш взгляд, какова сейчас ситуация в бардовской песни? Можно ли сказать, что явление, овладевшее в 70-80-х годах творческой интеллигенцией, ныне постепенно угасает, будучи невостребованным для широкого круга слушателей?

– Авторская песня, прежде всего, ассоциируется с именами Галича, Визбора, Окуджавы. Принято считать, что в тот период времени подобная песня воспринималась как протест против действительности, против советского режима. То есть исполнялась в какой-то протестной форме. Но я считаю, что все это было не так. Авторы этих песен боролись (пусть слова и избитые, но тем не менее) за гуманизм, за мир, за идею «все люди братья». Эти ребята бежали «впереди паровоза», той идеологии, которая официально декларировалась. В подобных стремлениях и нужно искать корни авторской песни. Понимаете, то, что советская власть говорила, не исполняла, а именно говорила – эти ребята воспринимали за чистую монету. Собственно, они и были той частью.

Нужно еще вспомнить, что Анчаров и Окуджава воевали. И вот сменилась ситуация в стране, официальная идеология. Сменился пласт людей, которые эту идеологию поддерживали, не по велению партии, а потому что они так были устроены. И как следствие исчезла авторская песня.

Но она до конца исчезнуть не может, скажем, как джаз. Все равно в обществе существуют творческие личности, которым интересно воспринять эту атмосферу, культуру. А интеллигенция все равно будет сочинять свою песню, она и станет будущим. А то, что нам не хватает большого количества слушателей, возможно, и к лучшему.

Вы говорите о том, что аудитория слушателей авторской песни немногочисленна. Однако знаменитый Грушинский фестиваль до сих пор собирает большое количество людей. К тому же на нем появилось очень много альтернативных площадок, где молодежь выступает со своим творчеством.

– Если говорить о фестивалях, в том числе Грушинском, то там теряется содержание. В этом случае форма, которая приобретает численность, разрушает содержание. Небезызвестная прибаутка о фестивале имени Грушина – «хороший фестиваль, еще бы бардов не было!». Эта масса давит на человека, сознательно выходящего на сцену. Многие авторы росли на этих песнях, впитывали культуру и хотят поделиться своим восприятием. Но любой исполнитель реагирует на публику, ему приходится давать то, что она требует, и ты начинаешь петь то, что нужно этой массе. Ведь в развале Грушинского фестиваля нельзя видеть только денежные подвижки, этим правят какие-то социологические законы развития большого сообщества.

Сейчас большинство музыкантов стали возвращаться к винилу. Команды записывают пластинки, несмотря на то, что большая аудитория не может себе позволить прослушивание, поскольку мало носителей. В пользу этой популяризации говорит и тот факт, что в Санкт-Петербурге прошел «Винил-фест». Как человек первый и в то время единственный в Перми записавший пластинку, что вы по этому поводу думаете?

– Мы не будем брать во внимание техническую сторону. Безусловно, на виниле запись значительно отличается качеством. Если говорить о восприятии человека, то можно сказать, что он всегда бежал от какого-то механицизма. Считается, что лучший барабанщик – электронный, ровно идет. Но такую музыку мы в больших масштабах не можем слушать, мы же не роботы, не механизмы. Винил привносит скрипы, шумы, кряхтение, покашливание, ощущение жизни. Человеку необходимо чувствовать жизнь, поэтому ему со скрипами, царапинками приятней слушать.

Как часто выходят ваши записи?

– Для записи всегда нужны хорошие деньги. В них-то все и упирается. Появляется спонсор – выходит диск, нет спонсора – соответственно. Мне однажды позвонил человек из Канады, говорит, я хочу дать денег на издание диска. Так вот и вышел диск. Похвастаться в этом плане мне особо нечем. Моя коллекция – одна пластинка и четыре диска.

Почему захотелось создать свой бэнд «Евгений Матвеев и ансамбль». Многие барды в этом не нуждаются, что вас подвигло на такой шаг?

– Я, признаться, не обладаю профессиональными вокальными или инструментальными данными. И одного меня, пожалуй, слушать скучновато. Поэтому я решил прибегнуть к таким украшательствам. В разные годы состав ансамбля менялся. Единственный человек, не меняющийся в ансамбле, – моя жена. (Смеется.)

Что сейчас представляет собой ансамбль Матвеева на большой сцене?

– Сейчас мы играем и поем в составе: я, моя жена и два музыканта: домрист и баянист. Гитариста Александра Некрасова – отличного музыканта – мы сменили. К сожалению, наши пути разошлись.

Существует мнение, что барды делятся на две категории: исполнители и авторы. К какой категории вы бы себя причислили?

– Я не пишу свои стихи, у меня их нет, слава богу. У меня хватило ума понять, что хороших стихов я писать не умею, и так же хватило ума не писать плохих. Я исполнитель песен – это значит мелодия моя, а тексты замечательных поэтов.

Ваши самые любимые поэты?

– Их очень много. Первое, что приходит на ум – Чехонцев, Самойлов, Маяковский, Киплинг.

Какая ваша основная деятельность? Грубо говоря, чем зарабатываете на жизнь.

– Конечно, своим творчеством не заработать на жизнь. Я занимаюсь тем, что играю с ребятами на различных корпоративах, эдаких пьянках-гулянках. Там, естественно, мы работаем в другом жанре, так сказать «в пузачесном».

Есть ли какие-то планы на будущее, проекты, идеи? К примеру, бард-кафе – это же ваше детище.

– Создание бард-кафе не совсем моя идея. Я их, так сказать, «крышую». Конечно, я иной раз помогаю, направляю в выборе исполнителей. Если мне кто-то не нравится, то он вряд ли выйдет на сцену. Есть определенный актив людей, которым это интересно, они этим и занимаются, но я не назвал бы это проектом.

А ваши задумки? Может привлечь молодое поколение, заинтересовать их?

– Я делаю то, что мне приятно. Слушать бардовскую песню, заниматься музыкой – это дело каждого. А молодого человека не потянешь за уши. Личность не втащишь в этот мир.

Но ведь приоткрыть какую-то грань можно, вовлечь хотя бы ненадолго, и, возможно, этот щелчок поменяет в нем что-то, приоткроет другой мир?

– А вдруг потом у него сложится несчастная судьба. Глаза откроются на мир. Ваше доброе дело может обернуться бедой для человека. Куда тащить-то? В дело, которое не принесет тебе материальных выгод? Сомнительное дело.

Расходятся ли как-то ваши записи за рубежом?

– Был забавный случай. Как-то мне сообщили, что в Штатах мои диски продаются за 15 долларов за штуку. Не знаю, много ли это или мало. Но, видимо, какой-то человек запустил партию, может, конечно, и перепечатал, но как-то они там появились.

А сами за границу вы ездите выступать?

– Мы в Чехию ездили. Выступали не на фестивальных площадках, а в Домах культуры, в гимназиях. Публика присутствовала в основном русскоязычная, ведь в авторской песне важны слова.

Какое, на ваш взгляд, будущее у бардовской песни?

– Здесь два момента. Если вдруг маятник качнется, в сознании общества что-то изменится, или уровень интеллекта поднимется (не выход же для людей крайний индивидуализм), то песня станет шире по формату. А если этого не произойдет – то останется в своем прежнем состоянии. Есть песни городских окраин, рабочая песня, а это будет песней интеллигенции. Сформируется небольшая ниша. К примеру, как произошло с джазом. Мы же не говорим, что джаз умирает, и не говорим, что он развивается. Или фольклор, к примеру. Мне в своем возрасте казалось, что культура бабушек в кокошниках умрет, ан нет. В Японии тоже есть своя народная песня… и вот спрашивают, а вы не страдаете, что на ваши концерты ходят только пожилые люди, а молодежи нет. Да нет, все нормально. Свой возраст – своя музыка.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем