Еще один редкий экспонат, о котором расскажет сегодня «Пермская Афиша» — действующая модель паровой машины высокого давления М. Назукина. Она была изготовлена на Пожвинском заводе в 1833 году, чугун, бронза, железо, медь. Сегодня машина представлена в экспозиции afisha.prm.ru/catalogue/where_go?place_id=2295">Пермского краеведческого музея.
>
Уникальный экспонат, связанный с историей горнозаводской промышленности Урала. В первой половине XIX века Пожвинский (Пожевский) чугунолитейный и железоделательный завод являлся центром передовой русской технической мысли. Он не сходил со страниц различных печатных изданий и документов благодаря успехам в металлургии, машиностроении и других областях техники. Крупными достижениями Пожвинского завода были изделия точной механики, среди которых можно упомянуть башенные часы, установленные в 1826 году на Спасо-Преображенском соборе Петербурга. Внимание Горного департамента они привлекли не столько оригинальностью, сколько машинным способом изготовления, намного опередившим свое время: Но самое главное достоинство сих часов состоит в том, что они сооружены не одним изобретательным человеком, но составом разных цехов; ибо разные детали часов, отделанные разными людьми, предполагают и совершенство машин, необходимых для их обработки, и искусство мастеров.
Завод был неизменным участником всероссийских промышленных выставок. В ту пору у него в России не было конкурентов в паровом машиностроении, и поэтому главными экспонатами от завода выступали механизмы, связанные с использованием паровой энергии. В 1833 году на промышленной выставке в Москве Пожвинский завод представлял паровую машину мощностью в 47 л.с. (или модель ее) конструктора Матвея Назукина вместе с паровой коляской (паровозом для безрельсовых дорог). Эта действующая модель, теперь выставленная в пермском музее, привлекает внимание своеобразной формой и высоким качеством исполнения. Внешние поверхности бронзовых деталей позолочены, стальные ? тщательно отполированы. Чугунная станина с большим искусством была расписана под уральский малахит. На стальном листе в ее центре сделана надпись: В.А. Всеволожского Пожевского завода в Перми. Сбоку на крышке золотниковой коробки выгравированы аллегорическое изображение силы пара с колоннами по сторонам и надписи на английском языке.
Успехи предприятия были связаны с деятельностью владельца завода ? камергера В.А. Всеволожского, который произвел настоящий промышленный переворот на старом предприятии, некогда принадлежавшем Строгановым. Под руководством главного механика завода, изобретателя и конструктора П.Г. Соболевского в Пожве был внедрен ряд крупных изобретений и новых технологий, в числе которых выплавка железа пудлингованием и прямая переработка чугуна в железо с применением каменного угля. В механическом цехе уже в 1814 году все основные станки работали от паровых машин. В 1815–1817 годах там были построены первые российские пароходы. Цеха завода с 1816 года освещались мягким светом газовых ламп от первого в мире промышленного газогенератора Соболевского (термолампа).
В 1817 году газовое освещение появилось и в Петербурге, а затем в других городах и заводах и применялось до перехода на электричество в конце XIX века. А в 1839 году министр финансов докладывал Николаю I: На заводах гг. Всеволожских построен первый в России паровоз, который одобрен знатоками. О сем важном шаге... считаю долгом... довести до высочайшего сведения Вашего императорского величества. Паровоз для широкой колеи, представленный на всероссийской выставке в Петербуге, вызвал всеобщий восторг. Газета Северная пчела писала: Взоры наши не могут насытиться видом превосходного паровоза Пермяк с завода гг. Всеволожских... Чувство наше воспламеняется и мысль рвется на простор при виде полезнейшего из всех изобретений человеческого ума!.. Это изобретение есть венец гениальности... рода человеческого. Пожвинский Пермяк был отмечен золотой медалью как первый паровоз, построенный в России.
Увидеть экспонат можно в Доме Мешкова по вторникам-воскресеньям с 10:00 до 18:00, понедельник ? выходной день.