10 лет назад не только Пермь, но и весь мир потерял выдающегося хореографа Евгения Панфилова. Имя этого человека навсегда останется непререкаемым авторитетом в мировом танцевальном искусстве. Артисты театра, который осиротел после трагедии, изо всех сил стараются соответствовать званию «панфиловцы». А его дочь и муза Арина Панфилова, несмотря на предвзятое к себе отношение и пережитую потерю, не только хранит память об отце, но и создала свою школу. Настоящей сенсацией стало решение жюри недавно прошедшего в Перми Международного конкурса «Арабеск». Арина Панфилова стала обладательницей сразу двух наград. Ее оценили как постановщика, присудив премию за лучший номер современной хореографии (отрывок из балета Игоря Машукова «Спящая красавица. Сцена за кадром»). Не менее взыскательные члены жюри прессы так же вручили Арине диплом за лучший номер. О том, почему она уже не просто дочь выдающегося хореографа, а нынешний «Арабеск» больше других обескуражил ее, Арина Панфилова рассказала PRM.RU.
? В начале нашей беседы искренне вас поздравляю с заслуженной наградой на конкурсе Арабеск...
? Спасибо.
? Вы подали заявку на конкурс в последний момент. Потому что не были готовы раньше или просто решили рискнуть? С чем это связано?
? Я подала заявку в последний момент потому, что я всегда так делаю, у меня ничего вовремя не получается (смеется). Дело в том, что я узнала с опозданием о нынешнем Арабеске. То есть я знала, что он проходит каждые два года, но нынче мне знакомые настойчиво сказали, что начинается Арабеск. Я захотела поучаствовать в нем как хореограф, позвонила и спросила: А я уже опоздала или еще нет с подачей заявок? И мне сказали: А кто это? Я представилась. На что был ответ: Ну, Арина Панфилова, мы вам не можем отказать, хотя вообще-то уже срок подачи заявлений две недели назад закончился! И приняли мою заявку. Но, собственно, до этого момента я номер и не готовила.
? То есть номер после звонка только родился?
? Более того, я только потом написала композитору Игорю Машукову. Я просто знала, что ему будет интересно это, и мы встретились, чтобы выбрать музыку.
? А как сама идея номера родилась? И почему именно к Игорю Машукову пошли?
? Игорь Машуков возглавляет Союз композиторов Перми и очень активно работает с современной музыкой, сам пишет в этом направлении. Он проводил фестиваль современной музыки, каждый год планирует его проводить, и внутри этого фестиваля существует проект Хореография на современной музыке, именно номерами представляются различные пермские хореографы, Майя Вдовиченко, Александра Кокшарова, я тоже, мы делали свои работы, опять же из интереса к чему-то новому, к современной музыке потому что для хореографа современная музыка она открывает очень большие перспективы, поскольку сами музыканты стараются разрушить какие-то стереотипы, выйти за рамки, по-новому использовать инструменты, и когда и тишина, и какой-то скрип становится музыкой ? соответственно это очень благотворно ? как мне кажется ? действует на хореографов, потому что можно ставить вообще все что угодно...
? На хореографов, работающих в стиле contemporary dance?
? Ну да, я полагаю, что да... Классика, она сама по себе имеет стандарт определенный, и допустим, когда я слушаю какую-то современную музыку, вот именно такого плана, я думаю, ага, вот здесь как бы немножко начинает тянуть в перфоманс: думаешь ? тут вот я вот привяжу там к костюму какие-то ветки к голове, покрашу в белый цвет, во рту буду держать вареное яйцо, то есть у меня уже возникает совершенно другие мысли. Это, конечно, помогает ставить что-то интересное, это создает серьезное настроение, как бы глубокое эмоциональное восприятие, потому что у музыки тоже есть глубина, то есть она же делится на какие-то там послушать отдохнуть, а там именно музыка достаточно глубокая была. И понимание того, что Арабеск на самом деле очень серьезный конкурс, и хотелось найти что-то такое, что бы отвечало потребностям такого серьезного конкурса, потому что музыка это как бы если не фундамент ? то...
«Спящая красавица. Сцена за кадром». Фото предоставлено театром оперы и балета
? Ну сколько процентов успеха номера зависит от музыки?
? Я, наверное, рискну сказать, что 90, потому что ну на самом деле в союзе все, потому что можно и на хорошую музыку поставить что-то весьма тривиальное и номер пропадет все равно...
? Вас так увлекла музыка Машукова, жюри оценило работу, нет ли желания, чтоб из этого номера вырос какой-то балет?
? Я удивлена на самом деле тем, что нас так высоко оценили, вот честно вам скажу, не то, что удивлена ну как же так, а дело в том, что для меня это было первое участие в серьезном конкурсе, вообще в конкурсе...
? В качестве хореографа?
? Да. Потому я никогда не пыталась оценить свое дарование как талант постановщика. Поскольку я этим, можно сказать, болею и хочу этим заниматься, но я вовсе не думала о том, что я получу что-либо. Я понимала, что если я этим болею, то надо все равно двигаться, надо пробовать, и у меня был настрой такой: я покажусь и меня поругают и мне это нужно. Потому что мне нравится даже критика. В первый раз, когда меня покритиковали, я очень расстроилась, а потом я поняла, что это мне в прок идет и я только расту от этого... Дело еще и в том, что мой партнер не профессионал, он не имеет хореографической подготовки балетной школы, он солист Бойцовского клуба балета Евгения Панфилова. Но поскольку мы с ним работаем достаточно давно, мне было проще на него ставить. Я его тело знаю очень хорошо и знаю его эмоциональную сторону, я все в нем знаю, мне было проще на него ставить, мы начали работать вместе над этим номером... У меня и не было настроя, что мы что-то получим. Я знала, что мы будем избегать каких-то сложных хореографических вещей, я буду достаточно ограничена, и с этим настроем шла на конкурс. Я не хотела только, чтобы сказали плохая работа, скучная работа...
? А не боялись предвзятого отношения?
? Что дочь Панфилова? Ой, да я уже давно этот страх поборола, мне уже совершенно не страшно, если говорят, что дочь ничего из себя не представляет. Я давно уже справилась с этим страхом... Меня, наоборот, напугала победа, потому что сейчас уже какая-то ответственность есть, понимаете? У меня не такой большой опыт серьезных постановок конкурсных. Это для меня была тренировка психики на самом деле. Ответственность очень большая. И теперь после этой победы я точно буду в следующем году, если не сменю место жительства, я буду ставить на хореографическом училище. Для меня это очень интересный опыт.
? Вы закончили хореографическое училище, в котором большое внимание уделяется классике. Это с одной стороны. С другой, папа ? основатель театра, работающего в стиле сontemporary dance. Из двух направлений вы выбрали театр модерна...
? Потому что этот стиль мне близок с детства, я выросла за кулисами этого театра, я очень люблю танцевать именно это.
? Партию Жизели никогда не хотелось станцевать?
? Классической ? нет. Никогда. И более того, вот как раз в хореографическое я пошла по наставлению отца, потому что он сказал: Хочешь танцевать в моем театре ? заканчивай хореографическое училище. Классика на тот момент вообще поперек меня стояла. Я была не лучшим учеником, надо сказать, наверное, худшим учеником я была. А благодаря все-таки тому, что я росла и умом в хореографическом училище, то благодарна этому в двух моментах. Во-первых, я получила все-таки школу. Я научилась владеть своим телом благодаря хореографическому училищу, и второе ? это очень серьезный психологический тренинг. Потому что хореографическое училище ? это похлеще армии. Это очень тяжелый трудный путь. Кого-то хореографическое училище ломает, кто-то становится там менее уверен в себе, мне оно, наоборот, дало мощный тренинг. Мне какие-то вещи сейчас в жизни уже после учебы там не страшны. Абсолютно. И мне даже помогло то, что я была не лучшим учеником. Потому что с детства я была баловнем. Мне давались легко какие-то гуманитарные дисциплины, первые три класса школы я была любимицей у себя в классе, у меня все было хорошо, у меня все было легко. А когда я пришла в училище, то там меня долбануло. Потому выяснилось, что тянуть ноги не умею, физически ленива, была плохо развита координация, неважный слух... Я с трудом запоминала комбинации. И мне приходилось все это преодолевать. Но я очень хотела танцевать. И это определенно научило меня бороться с трудностями. Училище меня научило падать и подниматься, падать и подниматься. Я могу сказать совершенно откровенно, что как танцовщица я и в театре не была лучшей. Но есть во мне какая-то изюминка своя, как в исполнительнице. У меня есть нутро. Как у танцовщицы мои данные ограничены. То есть я с универсальным уровнем, но не выше. Маленький рост сильно подвел. И возможно, если бы я была выше сантиметров на 10, я бы никогда и не взялась за работу постановщика. Поэтому и хорошо, что я маленькая.
? Но вы все-равно довольно плотно были заняты в репертуаре театра...
? Просто в «Балете Панфилова» мне нравилось все. И я хотела танцевать все. Каждую партию. Когда Евгений Алексеевич был жив, я танцевала сольные партии или участвовала в интересных постановках, а когда Евгения Алексеевича не стало, я многое потеряла. Кроме того, в то время я была достаточно полной. Пока первого ребенка не родила, мне все время приходилось садиться на диету, потом я снова полнела. И это тоже меня мотивировало уйти из театра. Я понимала, что невозможно танцевать Джульетту всю жизнь. После гибели отца я еще год прожила в театре. И тогда стало создаваться ощущение, что я этому театру не нужна. Что, возможно, даже без меня там будет лучше. Ведь на тот момент единственное для чего я была незаменима ? это партия Джульетты... Творческого роста никакого не было, я просиживала на диванах. Я понимала, что Евгений Панфилов в силу того, что он мой отец, и в силу своей одаренности, он видел во мне музу, и у меня была бы работа творческая, если бы он был жив. Но, совершенно без претензий, я такой музой не являлась для тех, кто начал ставить в театре на тот момент. И я поняла, что попросту пропадаю там. И, честно говоря, это был тоже очень полезный опыт. Когда Евгения Алексеевича не стало, я сняла розовые очки и увидела настоящее отношение к себе людей. Оценила тех, кто действительно ко мне относился дружественно и наоборот. К тому же уйдя из театра, я столкнулась с обычными жизненными трудностями. На тот момент очень повезло в том, что со мной был очень близкий человек. Отец моего первого ребенка. Он поддержал меня, потому что я впала в глубочайшую депрессию. Несколько месяцев я рыдала, я сначала отъедалась, потому что я поняла, что больше не нужно худеть, а потом я рыдала несколько месяцев. Я ушла из театра, но работать начала не потому, что деньги нужны, а потому что нужно было занять себя. Я поработала секретарем в офисе, в сетевом маркетинге (смеется) ? но не поперло... Я тогда на самом деле хотела отказаться от танцев. Я решила, что уже сделала лучшее, что могла. Потом меня все равно начало тащить в танцы. Я пошла инструктором по танцам в фитнес-клуб. Потом я ушла из этого фитнес-клуба, я самостоятельно свою студию открыла. И так потихоньку, очень медленно, с абсолютного нуля начала что-то ставить. У меня появился опыт организатора...
Сцена из спектакля «Реквием по мечте». Фото предоставлено Ариной Панфиловой
? То есть сегодня вы готовы сказать:«Я могу все!»
? Нет, я так сказать не могу... Я могу сказать, что получила очень ценный самостоятельный опыт. Я могу сказать, что я знаю, как это трудно. И мне очень нравится высказывание Прохорова насчет бизнеса и проектов. Чтобы что-то сделать, нужно чтобы в одной точке сошлись логика и интуиция. И теперь я более продуманно отношусь к проектам, взвешиваю все. Я научилась прислушиваться к мнениям умных людей. Я, конечно, дочь своего отца. Но он был абсолютный гений. Во всем. А у меня есть дарование и умение выбирать правильные советы!
? Арина, я подозреваю, что у вас сегодня не самые простые отношения с театром, который создал ваш отец и в котором вы танцевали...
? Я бы сказала, что были гораздо сложнее довольно много времени назад, и я прекрасно понимаю сложившуюся театральную ситуацию и, скажем так, не лезу со своими предложениями... И все равно, хоть я и не в театре, но я представляю часть этого театра, потому что на самом деле душой я болею за этот театр и в нем живу, хотя я там появляюсь достаточно редко. Для меня театр Евгения Панфилова ? это какой-то Святой Грааль, место, где... У меня просто слезы наворачиваются... И, естественно, моей мечтой является когда-нибудь, если я дорасту и буду достойна этого, когда-нибудь работать там и ставить. Но я понимаю меру ответственности. Мне нужно до этого дорасти.
? Eсли бы сегодня пришли и предложили: Арина, поставь у нас или возглавь наш театр ? вы бы отказались?
? Нет, нет, если судьба сама даст такую возможность ? я не откажусь. Я понимаю, что мне для этого пришлось бы бросить очень много занятий, которые у меня сейчас есть. Школа танца, например. Я понимаю, что должна была бы от этого отказаться просто в силу отсутствия времени, в силу какого-то внутреннего разрыва, но я бы не отказалась от приглашения. Если мне судьба дает какие-то карты, я всегда принимаю вызов. Без хвастовства совершенно.
? Арина, а если бы Евгений Алексеевич сейчас был жив, мы не можем сказать, но предположить все равно возможно, зная его личность и отношение к нему... Если взять сегодняшнуюю сторону жизни существования театра. Со дня открытия он так и не обрел своего дома. Нет своей сцены. Из краевого ведомства перевели в муниципальное. Есть какое-то странное отношение властей города к этому театру. Почему это происходит? Может ли что-то случиться такое, что власти повернутся к этой труппе? Впрочем, чиновники не читают рецензий театральных балетных критиков...
? Здесь мне на самом деле трудно что-либо говорить, потому что Евгений Алексеевич всю жизнь боролся за то, чтобы театр стал государственным. На самом деле сам по себе случай перехода частного театра в государственный ? скорее исключение. И я думаю, что отношение к театру может измениться, когда как-то привыкнут, что ли, к его существованию. У меня впечатление, что сейчас идет некое наблюдение со стороны за театром: выживет не выживет...
? Это наблюдение-то затянулось...
? Я думаю, что какая-то поддержка все-таки идет. Я думаю, что здесь более компетентен был бы директор театра на самом деле. Наверное, дело в том, что очень сложно взять и выбить какую-то сцену. Тут еще момент какой: пожалуйста, берите какую-нибудь сцену, которая находится за пределами города, а зачем она нужна? Театру нужно выступать на хороших сценах и зритель не поедет в тьму-таракань, мы это прекрасно знаем. Потом своя сцена ? это же определенная в каком-то смысле и привязка. Если у них есть своя сцена ? они должны постоянно на ней выступать, давать определенное количество концертов и... а пойдет ли зритель на такое количество спектаклей? А камерная сцена ? она не для этого театра... Конечно, я за то, чтобы театру помогали, но пока это может быть даже и объективно.
? И нет тут происков врагов?
? Нет, потому что театр существует, театр достаточно серьезный, и несмотря на то, что Евгений Алексеевич находится по ту сторону этой реальности, но, по большому счету, ребят все равно можно похвалить. Естественно, существуют какие-то внутренние сложности, внутренние интриги, некая закулисная борьба, поскольку сейчас там несколько постановщиков-хореографов. Но есть ведь и успехи. Я думаю, их держит вместе имя Евгения Алексеевича. Они приглашают хореографов ? это тоже очень хорошая политика, потому что так и развиваются артисты театра.
? Поговорим о реальности и Школе танца Арины Панфиловой. Такое название у школы из-за принадлежности имени руководителя или есть какой-то особый стиль, которому тут учат?
? Если бы я не была Панфиловой, я бы и не назвала школу танца своим именем. Для меня, возможно, связь здесь с фамилией заключается в следующем: Евгений Алексеевич Панфилов, его авторитет, его почерк. Его особенностью было то, что он мог раскрывать в людях исключительных артистов, он делал из достаточно посредственных выпускников училища звезд своего театра. В нем был дар видеть исключительность, видеть артиста, видеть его уникальность. И у меня мы тоже стараемся делать это. То есть из людей, которые приходят к нам из совершенно разных мест, которые никогда танцами не занимались, мы рождаем маленьких звездочек. Потому что я прекрасно понимаю ? профессиональный уровень недостижим. Но именно уровень раскрытия и уровень какого-то внутреннего свечения ? к этому мы стремимся...
Беседовала Нина Соловей