В Музее пермских древностей появились новые динозавры и мамонты. Работы участников творческой секции V детской музейной палеонтологической конференции выставлены рядом с настоящими экспонатами. По словам московских ученых из Палеонтологического института (РАН), пермская музейная детская конференция – единственная палеонтологическая в России. Какие окаменелости находят пермяки, почему пермское море на самом деле казанское, что за динозавры появились в новой коллекции музея и каково это – писать исследовательскую работу, учась в начальной школе, читайте в нашем материале.
Детская конференция прошла 29 и 30 ноября. В субботу, 29 ноября, в Музее пермских древностей, впервые на конференции работал геомаркет. Все желающие приносили свои палеонтологические и геологические находки для определения специалистами и обмена.
О древностях посетителям рассказывали московские ученые из Палеонтологического Андрей Куркин и Алексей Пахневич.
Часть представленных на геомаркете костей и окаменелостей намыты драгой в реках Пермского края. Самые распространенные находки, которые приносят в музей, – останки мамонта. Вот, например, шейный позвонок.
Огромный позвонок, похожий на звезду – останки бизона. Рядом огромный бизоний рог.
Встречаются беспозвоночные. Если прогуливаться по берегам, к примеру, реки Сылва, можно обнаружить брахеоподы и мшанки. Мшанки жили колониями. В этом они похожи на кораллы или на губки.
Оказывается, окаменелостями пермского моря все эти находки можно назвать условно. «Например, в Татарии пермское море называют казанским. И это правильнее, потому что казанское море привязано к казанскому времени пермского периода, как к единице из стратиграфической шкалы – казанскому ярусу», – поясняет московский ученый Андрей Куркин.
В соответствии с общей стратиграфической шкалой, принятой на конференции в Казани в 2004 году, в пермской системе российские геологи выделяют три отдела: нижний (приуральский), средний (биармийский) и верхний (татарский). В состав нижнего отдела вошли следующие ярусы (снизу вверх): ассельский, сакмарский, артинский, кунгурский, уфимский. В состав среднего отдела вошли казанский и уржумский ярусы, в состав верхнего – северодвинский и вятский ярусы.
Источник: Голубев В. К. Стратиграфическая и геоисторическая шкалы: к вопросу о модернизации общей стратиграфической шкалы пермской системы (2004).
С другой стороны, это море, кстати, мелководное, в среднем и верхнем пермском периоде занимало много места: от предгорий древнего Урала и до Московской области и даже дальше. Какое-то время на севере у него было сообщение с океаном. Получается, что Пермский край фактически находится в середине этого моря.
Проще говоря, пермское море – это не строго научное название. Его используют, скорее, как географическую привязку. Если обозначать название по времени, то привязка должна быть стратиграфической, а море – казанским.
Также люди находят по берегам рек много кораллов. Есть колониальные, а есть и одиночные.
В пермских медистых песчаниках, из которых на Егошихинском заводе делали медь, тоже есть окаменелости. Это большое количество остатков растений. «Тут ситуация такая. Большое количество растительных остатков, которые уплотнялись, падая друг на друга за короткое время, – в течение сезона. Все это происходило в условиях мелководных теплых водоемов, без кислорода. Эти растения не успевали разлагаться, они мумифицировались. Это происходило, условно говоря, как сейчас делают древесный уголь для мангалов – при высокой температуре и без кислорода. Здесь также. Вот медистый песчаник, между его слоями корочки угля – это остатки растений», – поясняет Андрей Куркин.
Конференция юбилейная, пятая по счету. Организаторы получили более 370 заявок. В этом году она проходит в партнерстве с ПГНИУ. Также в этом году конференция вышла за рамки Пермского края. Пришли заявки из Казани.
Работы, подготовленные детьми на суд жюри творческой секции, были самыми разнообразными. Вот, например, палеонтологические шахматы и домино «Древнее пермское море».
Больше всего, конечно, динозавров. Как отмечают организаторы, в этом году в школьниках проснулась гигантомания. Вот, к примеру, работа Валерии Васюковой из четвертого класса «Стегозавр». Ящер «отлит» из монтажной пены. Явно не обошлось без помощи папы, но зато как эффектно выглядит.
Динозавры из бумаги, картона, пенопласта, монтажной пены и прочих подручных материалов установлены рядом с настоящими скелетами.
Работа Насти Перемотиной называется «Малыш». Динозавр подан в разрезе, с анатомическими подробностями.
Обаяние сделанных школьниками мамонтят просто зашкаливает.
Еще одним важным событием конференции стал семинар для педагогов. Его ведущим был Алексей Пахневич, кандидат биологических наук, московский ученый-палеонтолог, член экспертного совета Открытой московской естественнонаучной конференции школьников «Потенциал», организатор секций по биологии и экологии, учитель экологии лицея №1502 при МЭИ.
На семинар пришли руководители детских палеонтологических кружков, учителя географии, биологии. Цель встречи – рассказать педагогам, какие тему стоит брать для детских работ, поскольку они выигрышные, а какие нет, потому что они сложны для ребенка, либо просто неудачны для реферативного исследования.
Научная секция конференции впервые работала в ПГНИУ. Школьники, включая первоклассников, сидели в студенческих аудиториях. Встречались и беседовали с преподавателями. Как отмечают организаторы, это важно, поскольку возникает преемственность. Школьное увлечение палеонтологией, возможно, перерастет в настоящее научное исследование на географическом или геологическом факультетах.
«Средняя и младшая секции – дети с первого по восьмой класс. В младшей секции «Научное руководство», по сути, часто осуществляют родители. Они приходят с детьми. Приятно отмечать, что интерес ребенка к науке не просто какой-то праздный, а все-таки дети стремятся вывести работу на хороший уровень, а родители в этом помогают и даже сами у специалистов консультируются. На семинар для учителей к нам пришли. Один папа спросил, можно ли узнать общий список детских работ, чтобы узнать, какие темы берутся детьми. Чтобы прикинуть, какую тему брать на следующий год», – комментирует замдиректора по развитию Пермского краеведческого музея Татьяна Вострикова.
Дети действительно серьезно подошли к своим первым научным исследованиям. Даже работали в архивах.
«Невероятно приятно смотреть, как дети на младшей секции защищают свои работы, – рассказывает сотрудник музея и член жюри младшей секции V палеонтологической конференции Сергей Островский. – Мне важно было увидеть, что в работе ребенка прослеживается алгоритм исследования. Мальчик, который победил, подошел к работе очень комплексно, вплоть до того, что сходил в архив в Большой Соснове. Мне важно было понять, сам он ходил работать с документами, или нет. Если сам, может какие-то впечатления остались. Я спросил: "Трудно было в архиве?". Мальчик ответил: "Да, пришлось много страниц листать и просматривать, мне тетенька помогала..."».
Победителем детской секции стал ученик второго класса Михаил Стойка из села Большая Соснова. Его работа называется «Волконскоит». Ребенок услышал это слово от мамы, и ему стало интересно – что это такое? В итоге получилась отличная работа. А вы знаете, что такое волконскоит?