Греческий дуэт – Теодор Курентзис и Екатерина Евангелатос представляют в Пермском театре оперы и балета премьеру «Сказки Гофмана». Это фантастическая опера в трех действиях с прологом и эпилогом. Несмотря на сказочное название, это не развлекательный спектакль. Зрители, увидевшие премьеру, должны всерьез задуматься. Премьерная серия спектаклей 27, 28, 30, 31 января или 1 февраля.
Галина Солодовникова, художник-постановщик: «На русский язык слово «tales» можно перевести как «сказки». Поэтому у людей ощущение, что «Сказки Гофмана» – это веселая, почти детская история. А на самом деле эта история взрослая, серьезная и очень глубокая. Она затрагивает вопросы существования художника-творца в этом мире. И вопрос любви. Вместе с рассказом Гофмана о его любовных историях зритель будет переноситься в разные времена и эпохи. Вначале действие происходит в 60-х годах прошлого века в научно-исследовательской лаборатории. Затем зрители окажутся в 1935 году. История мрачная, предвоенная и трагичная. Затем, как-будто, царство Аида. Наверное, мой главный вывод, художника через жизнь ведет любовь. Но это чувство не к конкретной женщине, а к искусству».
Опера написана в 1880 году. Исполняется на французском языке с русскими титрами. Либретто Ж. Барбье по одноименной пьесе Ж. Барбье и М. Карре, основанной на произведениях Э. Т. А. Гофмана: «Песочный человек», «Сказка о потерянном изображении» и «Советник Креспель».
Единственная опера «короля оперетт» Жака Оффенбаха вот уже более века остается для постановщиков крепким орешком. Главная трудность заключается в том, как выстроить драматургию спектакля, чтобы он смотрелся не триптихом из относительно независимых историй с переходящим от одной к другой заглавным героем, а представлял собой законченное целое с последовательно развертываемым сверхсюжетом.
Вторая – не столько задача, сколько особенность – касается состава артистов. Их количество может варьироваться: так, исполнять партии объектов желаний поэта Гофмана – механической куклы Олимпии, куртизанки Джульетты и певицы Антонии – могут три разные певицы (они предназначены для разных видов сопрано), а может и одна. Равно как и баритоновые партии злых гениев Линдорфа, Коппелиуса, Дапертутто и Миракля. Второй вариант считается более престижным. Тем не менее выбор всегда остается за дирижером и режиссером.
Пермская постановка станет дебютом в опере молодого режиссера Катерины Евангелатос – выпускницы мастерской Леонида Хейфеца в Российском университете театрального искусства – ГИТИС.
Екатерина Евангелатос, режиссер-постановщик: «Центр оперы для меня, как для режиссера постановщика, заключается во фразе: «Мы великие в любви, но еще более великие в слезах». Это очень мрачные, темные истории, которые приведут Гофмана к свету. Его альтер-эго. Муза, ведет его к свету. И нельзя с уверенностью сказать. Это свет начала или конца. Вы можете это понимать как угодно. Это то, чего я хотела. Сделать финал открытым, чтобы каждый мог решить для себя. Это может быть катарсис – свет начала. А может быть другой свет, тоже катарсис. Но катарсис конца человеческой жизни, облегчения души. Я не хочу давать свой вариант ответа. Пусть каждый зритель решит для себя, что он чувствует. К какому концу он хотел бы привести Гофмана».
Для маэстро Теодора Курентзиса это будет первое обращение к партитуре «Сказок Гофмана».
Возрастная категория оперы 18+.
Постановщики:
Музыкальный руководитель и дирижер Теодор Курентзис;
Режиссер-постановщик Катерина Евангелатос (Греция);
Художник-постановщик Галя Солодовникова (Россия);
Художник по свету Джордж Теллос (Германия);
Хормейстер-постановщик Виталий Полонский;
Хореограф Патриция Аперги (Греция);
Ассистент дирижера Артем Абашев;
Ассистент режиссера Владимир Бочаров;
Ассистент хореографа Маро Мармарину;
Помощник режиссера, ведущий спектакль Виктор Погудин.
Опероманы могут пройти тест и узнайте, кем из гофмановских персонажей они являются. Это можно сделать здесь.