Битва за Сталинград, блокадный город на Неве и тыловые города на пожелтевшей от времени, ветхой бумаге. В Перми представляют неизвестные графические работы художников о войне. Считается, что ни один солдат не рисовал в окопах, а наши крали у войны спокойные мгновения и брались за карандаш. В библиотеке Пушкина представляют работы неизвестных художников и неизвестных солдат.
О войне, но не словами, а карандашом на бумаге рассказывает эта выставка. Рисовать быстро и верно – таково главное умение фронтовых художников. Зарисовки с линии фронта и сейчас никого не оставляют равнодушными. Короткие моменты затишья многие бойцы посвящали творчеству, и эти рисунки были полны человеческого тепла. Наперекор всему.
«Удивительно, что эти работы никто из пермяков, кроме частных коллекционеров, никогда не видел, – рассказывает замдиректора Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина Наталья Найденова. – На фронте часто вместо мольбертов использовали подручные материалы. Кто-то на котелок стелил лист бумаги и таким образом делал карандашные наброски своих товарищей, вспоминал о прошедшем сражении. Вот, известный художник Яр-Кравченко, летчик, он писал свои работы на крыле самолета. Так и говорил, что мольбертом для него служило крыло. Многие художники воевали с самого первого дня. Видели всю боль, отчаяние, горящие города, беженцев, но именно в это время как никогда они ощущали потребность в творчестве».
Они видели путь к Победе, но как, когда и кем создавались рисунки, представленные в «Пушкинке» – неизвестно. Можно лишь догадываться и при каких обстоятельствах. Здесь есть и батальные сцены, и зарисовки тыловых городов, и портреты. Словно безымянные авторы пытались вглядеться в лица и понять, что нового появилось в облике и характере человека за время войны.
«Есть серия работ, посвященных 9 Мая, – говорит Наталья Найденова. – Это особые работы, которые были созданы к 30-летнему юбилею Победы. И здесь интересно исследовать, как воспринималось военное время разными поколениями. Как относились к Победе те, кто побывали на линии фронта и, например, художники, которые начали работать уже после военного времени. Могу сказать, что по моим ощущениям сейчас есть стремление к личностному переосмыслению войны. Ведь она вошла в каждый дом».
Эти батальные сцены на пожелтевшей бумаге долгое время хранились в частных собраниях пермских коллекционеров. Неизвестные работы советских художников экспонируются впервые. Их всего тридцать, но, видимо, ценность такова, что после выставки их сразу передадут на хранение в Пермскую художественную галерею. Это – лишь начало военной истории в рисунках. Скоро в «Пушкинке» покажут «Огненную бумагу» – память о тех, кто в равной степени хорошо владел и винтовкой, и кистью. Увидеть работы неизвестных художников и неизвестных солдат можно до 15 апреля.