Развлечения Пермские диковины: иконы на рыбьем клею и Co

Пермские диковины: иконы на рыбьем клею и Co

Что такое рыбий клей и как его варить, зачем при реставрации икон используют утюги и какие доисторические животные попадаются на дне Камы. Пермский краеведческий музей готовится к юбилею и разрешает заглянуть в святая-святых – фонды. Как раз накануне нашего визита музею передали в дар череп доисторического животного – быка прискуса.

Рыба – это не только ценный продукт. На заре истории человек придумал варить из чешуи, костей и плавников речных тварей клей. Казалось бы – бросовый материал, но без него хозяйство буквально рассыпалось. Рыбий клей у северных народов, например, шел на изготовление лыж и нарт, им же крепились аппликации на одежду. Держал он намертво, к тому же не имел цвета и запаха. Эти качества рыбьего клея оценили живописцы и реставраторы. Уже не одно столетие они, словно алхимики, варят из плавательных пузырей осетровых рыб клей высочайшего качества.

«Он использовался еще иконописцами прошлых веков, – рассказывает художник-реставратор Пермского краеведческого музея Наталья Чурилова. – В грунте он был в качестве связующего. Сейчас многие реставрационные мастерские используют клей синтетический, но мы предпочитаем рыбий – он для иконы «родной». В Эрмитаже тоже используют при реставрации осетровый клей».

На приготовление небольшой баночки рыбьего клея уходят сутки, это – полностью ручная работа. «Не очень удобный процесс, – говорит Наталья Чурилова, – руками ломаем сухие пузыри на маленькие фрагменты. Рвем очень долго, иногда по полдня. Потом замачиваем эти кусочки в воде, они набухают, получаются белые такие хлопья. Затем разминаем их руками. Потом все это варится до тех пор, пока не превратится в состояние киселя, процеживаем. В конце добавляем антисептик, чтобы клей не портился».

Сейчас в работе реставраторов одна из икон 19 века. На восстановление изображения Стефана Великопермского уйдет месяцев шесть – икона с многочисленными утратами. Для такой кропотливой работы используют не только осетровый клей, но и микроскопы, и специальные утюги.

1 из 13

«Хорошо, что сейчас есть специальное оборудование, – продолжает Наталья Чурилова. – Раньше мы грели маленькие утюги на паровой бане. Были такие почти игрушечные утюжки, чтобы кружево гладить. Микроскопы мы используем часто, особенно при реставрации икон. Ведь в таком деле нужно, снимая лаковую пленку, оставить часть авторского лака. Он же тонюсенький. Невооруженным взглядом не увидишь. Вот тут-то и пригодится микроскоп, чтобы уловить грань, где надо остановиться».

Реставрации ждет и череп, но не коня, а первобытного бизона прискуса. Останки доисторического животного попали сюда буквально несколько дней назад. Ученые предполагают, что ископаемое животное топтало пермские просторы пять тысяч лет назад. Сейчас череп очистят, законсервируют и покроют защитным составом.

«Один посетитель работает на драге, которая добывает песчано-гравийную смесь на Каме и он принес практически полный череп бизона первобытного, он достаточно больших размеров, взрослое животное, – рассказывает хранитель естественно-исторических коллекций Пермского краеведческого музея Лариса Жужгова. – Бизон, пожалуй, самое интересное, большое копытное животное, которое существовало вместе с мамонтом и один его потомок дожил до наших дней – американский зубр. Животное приспособлено для того, чтобы существовать в достаточно холодном, резком климате, очень выносливое».

Увидеть эти и другие диковины земли Пермской можно в ноябре на Втором форуме музеев и в видеоматериале 59.ru.

Фото: Фото Андрея Белоусова, видео Андрея Белоусова, монтаж Павла Гринкевича
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем