Спорим, вы не знали, что самый первый русский сепаратор сделали в Перми? Кстати, с легкой руки «Железного Феликса». Видимо, нарком любил молоко, сметану и сливки. Только увидеть это чудо технической мысли сейчас нельзя. Редкий экспонат вместе с остальными совершенно уникальными разработками рабочих завода им. Ф.Э.Дзержинского хранится сейчас... в помещении бывшей заводской столовой. Вернее, не хранится, а просто стоит, пригорюнившись, у стены. Сюда редко кто заходит: здесь холодно, темно, бесприютно и бегают мыши. История словно затаилась. На время.
Нина Ефимова – одна из немногих, кто открывает ключом скрипучую дверь и запускает свет в это темное царство полузабытых предметов. Она возглавляла заводской музей 30 лет, создавала его практически с нуля. При ней он получил звание «Народного музея», а в советское время такими титулами не разбрасывались.
«Музей – это мое детище, я его люблю, как ребенка, – говорит директор музея завода Нина Ефимова. – Я его создавала почти с нуля, до меня здесь были только одни фотографии. Много работала, из пяти тысяч собранных экспонатов три тысячи являются подлинниками. Здесь есть уникальные вещи: самая первая в стране бензопила «Урал» выпуска 1932 года, она весит более 30 кг. Есть «Елка-метелка» – обыкновенная метла, которую в годы войны дети, работавшие на заводе, украсили на Новый год деталями от снарядов и водили вокруг нее хоровод. Есть детская обувь военных лет на деревянной подошве. Таких экспонатов нет даже в краеведческом музее».
Сейчас все эти сокровища за закрытой дверью. История покрывается пылью и почти забыта в бывшем пищеблоке. Артефакты делят жилплощадь вперемешку с кухонным оборудованием. В этом – отражение истории некогда процветающего предприятия. В 90-х завод почти встал, тогда же и для музея началось хождение по мукам. Из одного здания в другое он кочевал едва ли не раз в год.
«Раньше мы занимали хорошее помещение во Дворце культуры, ныне это Дворец молодежи. Кто только у нас здесь не побывал: артисты театра и кино Наталья Гундарева, Василий Лановой, Игорь Костолевский, Николай Олялин. Есть даже снимок ансамбля донских казаков из 60 человек на фоне пермских мотопил! Но оттуда нас выгнали, дали команду выехать за два дня, – рассказывает Нина Ефимова. – Переехали мы на территорию завода, но здесь приспособленных под музей помещений вообще не было. Сначала нам какой-то цех дали, мы туда все складировали. Диорамы у меня вообще в двери не проходили, все пришлось разбирать. Переносили экспонаты буквально руках, а как иначе? Некоторые панорамы хрупкие – сделаны из соломки. Потом из цеха нас переместили в кулинарию. Какой мы там сделали красивый музей! Пусть и звучит смешно: музей в кулинарии. У нас там и подсветка была, и диорамы, и панорамы. Все так красиво было, проект мы разрабатывали самостоятельно. Правда, потом тогдашние руководители завода и это здание продали, и нас опять оттуда выгнали».
О рождении предприятия рассказывают макеты пароходов (они каким-то чудом сохранились. Правда, стоят не под стеклом, а на стульях и скамейках). В 19 веке завод купил пароходчик, меценат и предприниматель Иван Любимов. При нем в Перми спустили на воду едва ли не самый комфортабельный пароход всего Камско-Волжского бассейна того времени – «Екатеринбург». Здесь же, но уже в 20-х годах прошлого столетия, начали выпускать первые в стране молочные сепараторы. Пермская продукция сэкономила государству пять млн валюты: до этого времени сепараторы закупали в Европе. Еще одно уникальное изобретение заводчан – автомотовоз «5 Октябрь». Чудо техники двигалось по рельсам со скоростью 20 километров в час, тащило за собой семь груженых вагонов и «ело» всего 40 пудов бензина в месяц.
«Не менее замечательные факты есть о заводе и в годы войны, – говорит Нина Федоровна. – Завод собрал и отправил на фронт 2500 вагонов с военной продукцией. Вы только вдумайтесь в эту цифру! Каждый третий снаряд, спущенный на врага, был оснащен взрывателями с маркой ЗиД».
Музей законсервирован уже три года. Кроме редких посетителей из заводчан да мышей сюда никто не заглядывает. Однако Нина Ефимова надеется, что для истории, в конце концов, найдется достойное место, и красную ленточку она перережет. Еще раз.