Оригиналы картин известных художников стоят безумно дорого, и если продаются, то только на мировых аукционах. А что делать, если душа просит прекрасного? Остается одно – освоить искусство копирования шедевров живописи. Немного усердия, несколько часов у мольберта, и в вашей собственности могут оказаться, например, «Подсолнухи» Ван Гога или «Крик» Мунка.
Копирование не ради наживы, а удовольствия для – таков принцип занятий в Пермской галерее. Это делал Рафаэль, который создавал копии работ Леонардо да Винчи. Дега этим тоже занимался: он копировал Веласкеса. Наверное, нет ни одного художника, который хотя бы раз в жизни не сделал копию с работы великого предшественника.
«Копирование входит в программу обучения Академии живописи, ваяния и зодчества, – рассказывает художник Сергей Малицкий. – Это обычная практика для того, чтобы узнать тонкости техники мастеров. Почти в каждой галерее можно увидеть художников или просто любителей, которые заняты копированием, но не с целью продажи, а чтобы совершенствовать свое мастерство».
Чтобы сделать копии шедевров живописи, особо увлеченные художники ездят по самым именитым музеям мира: в шотландскую Национальную галерею, Лувр, музей Прадо, Третьяковку. Чтобы попасть в каждый из них с целью сделать копию картины, следует помнить несколько правил:
Необходимо получить разрешение от администрации музея. В Пермской галерее заключается договор. Можно попросить и мольберт, если имеется свободный, то обязательно дадут.
Определиться с размером копии. Она должна быть либо больше, либо меньше оригинала, но обязательно отличаться от его размера. Копии, повторяющие размер оригинала, в галереях делать запрещают.
Оборудовать рабочее место так, чтобы защитить музейное имущество от попадания краски.
«В некоторых художественных музеях на копирование картин выстраиваются очереди, – говорит Сергей Малицкий. – Когда я копировал в Эрмитаже, было просто не протолкнуться от таких, как я. Иногда одну работу копировали по пять человек единовременно».
Выучиться искусству копирования можно, говорит художник. Главное – иметь желание, время и терпение. Ученикам выдается уже подготовленный холст, кисти и краски. В палитре для начинающих только основные цвета: желтый, красный, синий, белый, черный. Если красок больше, то можно запутаться. Остается только выбрать ту единственную работу, копию которой хочется иметь дома. В Пермской художественной галерее для копирования можно выбрать работы, размещенные только в двух залах. Выбор может вскружить голову: Левитан, Айвазовский, Бруни, Шишкин...
«За четыре занятия можно сделать фрагмент работы, – рассказывает Малицкий. – В целом получается похоже. Тренироваться можно еще дома и копировать с монитора компьютера. Сейчас есть много программ и сайтов, позволяющих это делать».
Таким образом, «домашний» шедевр может получиться всего за 20 часов рабочего времени. Продать его и заработать, конечно, вряд ли получится, но ведь нет предела совершенству.
История мировой культуры знает несколько фальсификаторов, которые на подделках заработали миллионные состояния. Среди них, например, Хан ван Меегерен. Свои подделки голландских мастеров Вермеера Дельфтского и Питера де Хоха он создавал с нуля, используя старые холсты и ювелирно копируя технику. На своих подделках он заработал порядка $30 млн. Его история стала основой для нескольких романов, а имя упоминается в мировом кинематографе. Еще одно имя – Элмир де Хори, художник венгерского происхождения. Он прославился многочисленными фальшивками искусства Новейшего времени. Зарабатывал на жизнь подделками под Пикассо, Гогена, Ренуара, Матисса.