«Ближе к телу, как говорил Мопассан», – любил изрекать Остап Бендер. Во времена великого комбинатора искусство росписи по телу существовало также, как и Нью-Васюки: чисто гипотетически. Настоящий бум этого направления в искусстве случился в 60-х годах прошлого века. Художественные фантазии «детей цветов» стали воплощаться на плоти. Накануне пермский бомонд практически кинул вызов обществу, скрепленному духовными скрепами. В чистый четверг в Пермской Арт-резиденции обнаженные тела красили акрилом и превращали в картины.
Пермский художник Юрий Лапшин – один из первопроходцев боди-арта в городе. Экспериментировать с телом и краской он начал еще лет двадцать назад. Эту тему вообще раньше в Перми любили. Поклонники порисовать на женском теле собирались регулярно и устраивали перфомансы. Времена меняются и сейчас есть опасения, что такой вид деятельности попадет в опалу.
«В сфере культуры и искусства развернулась целая война, связанная с «Тангейзером», – отмечает худрук Пермской арт-резиденции, художник Юрий Лапшин. – Но, несмотря на это, нашу акцию в чистый четверг мы не отменили. Потому что наша первоначальная задача – не раздеть людей, а одеть. Студенты пермского художественного училища отделения дизайна упражнялись в возможности изменить человеческое тело с помощью черной и белой краски. Этим они занимались в первый раз и модели были тоже в первый раз в роли моделей. Смысл прост – нет ничего невозможного, можно делать все: ничего не надо бояться, но это должно быть красиво».
За пару часов пять студенток превратили человеческие тела в абстрактные произведения искусства. Но это время – ничто по сравнению с титаническим терпением моделей. На дворе не жарко, зал в Арт-резиденции большой и отапливается не очень хорошо. Вот и приходится, шмыгая носом, олицетворять поговорку: красота требует жертв.
«Необычно, здорово, – говорит одна из моделей Йола. – Мне понравилось, только холодно».
В работе художника с краской и холстом всегда присутствует некое таинство. В боди-арте оно усиливается темой телесности – когда вместо холста основой для картины выступает человек, со своим рельефом и фактурой, изгибами и характером.
«Человеческое тело – это чрезвычайно сложный и интересный материал, – говорит Юрий Лапшин. – Тело подсказывает очень много. Боди-арт разный бывает: заказной или абсолютная свобода художника и модели. Тело подсказывает линию, точку, акцент, удар и из этого создается пульсирующая субстанция, которая все с ног на голову ставит».
В Европе уже давно ушли от показов боди-арта в индивидуальном формате. За последние несколько лет на западе появились мастера, создающие полномасштабные композиции из разрисованных человеческих тел. Есть даже экологический боди-арт проект, автор которого Жан-Поль Бурдье соединяет «живые картины» и пейзаж. До таких высот пермякам, конечно, еще красить и красить. Но кто знает, вдруг через несколько лет и мы увидим нечто подобное.
О том, как в центре Перми обнаженные тела превращали в картины – в видеоматериале 59.ru.