День сурка, ежегодно отмечаемый 2 февраля в маленьком американском городе Панксатони, в 90-х прославился на весь мир после выхода одноименной комедии. Но не как метеорологический праздник, которым он по сути является, а как метафора однообразной жизни. Сюжет, в котором герой изо дня в день переживает одни и те же ситуации, до сих пор с удовольствием тиражируют режиссеры по всему миру. Мы отобрали пять наиболее значимых фильмов, в которых герои, пытаясь выбраться из петли времени, внезапно для себя находят ответы на очень важные вопросы.
Снимать фильмы про путешествия во времени — дело неблагодарное. На Youtube можно найти сотни видео, где блогеры распинают режиссеров, снявших легендарные фильмы вроде «Назад в будущее» или «Терминатора», за разной степени тяжести нестыковки. Часто весьма справедливо.
Авторы «Дня сурка» поступили просто и изящно: они не стали придумывать последствия путешествий во времени, а сосредоточились на очень коротком отрезке в один день. В течение этого дня герой по-разному поступает в одинаковых ситуациях, но ни к каким последствиям это не приводит. Просто каждый день для него начинается так же, как предыдущий.
При простоте завязки фильм был заряжен совсем не комедийным смыслом. Даже двумя. Первый — это, конечно, «никогда не сдавайся». Второй — иногда нужно провести огромную работу над собой и своим отношением к окружающим, чтобы выбраться из жизненной рутины и двигаться дальше (читай — развиваться). Возможно, это и стало причиной его успеха: серьезные идеи «День сурка» доносил в наипростейшей форме. И с помощью великолепных актеров Билла Мюррея и Энди Макдауэлл. А вот как развивали идею «петли времени» другие режиссеры.
«Зеркало для героя» (СССР, 1987)
Режиссер: Владимир Хотиненко
Хотиненко придумал идею поместить киногероев в постоянно повторяющиеся обстоятельства за несколько лет до режиссера «Дня сурка» Харольда Рэмиса. Только в его случае фильм про «петлю времени» — это не романтическая комедия, а философская антиутопия, и на кону стоит не любовь прекрасной женщины, а жизни двух десятков людей.
Сюжет «Зеркала» завязывается в конце 80-х в тот момент, когда молодой лингвист приезжает в небольшой город к своему отцу после смерти матери и во время прогулки по парку со своим новым знакомым попадает в этот же город, но в послевоенное время. Там оба бесконечно проживают один и тот же день, всегда заканчивающийся взрывом на шахте.
Один из самых сильных эпизодов «Зеркала» — когда в самом начале фильма главный герой и его отец, будучи не в силах понять мысли и стремления друг друга, начинают выяснять отношения. Анализ конфликта поколений и его причин является, пожалуй, основной идеей этого фильма. А его безусловное художественное украшение — детально переданная атмосфера российской глубинки двух разных эпох.
«Дежавю» (США, 2006)
Режиссер: Тони Скотт
Брат Ридли Скотта, создателя Чужого, и режиссер видных триллеров вроде «Врага государства» и «Гнева» поместил идею «Дня сурка» в высокотехнологичные декорации. Герой Дензела Вашингтона, специалиста по антитеррористическим операциям, попадает в необычную ситуацию: ему надо расследовать взрыв на переполненном пароме, и для этого представители некой секретной лаборатории предлагают ему воспользоваться программой, которая с помощью записей с видеокамер восстанавливает во всех деталях события предыдущих четырех дней. В итоге выясняется, что эта программа может не только моделировать картинку прошлого, но и… Впрочем, не будем спойлерить. «Дежа вю» не сказать чтобы снискал большую популярность, и временами следить за логическим развитием происходящего на экране довольно тяжело. Но в целом это любопытный технотриллер, во многом предвосхищающий идеи сериала «Черное зеркало», когда ты понимаешь, что технический прогресс находится всего в шаге от того, чтобы сделать фантастику вполне себе обычной реальностью.
«Грань будущего» (США, 2014)
Режиссер: Даг Лайман
Авторы второго главного фантастического блокбастера 2014 года (первым был «Интерстеллар») решили круто разбавить сюжет «Дня сурка» войной, насилием, взрывами и инопланетными захватчиками. Получилась классическая каша из топора, где «топор» (то есть сюжет «Дня сурка») может быть легко заменен на какой-нибудь ходульный фантастический сюжет, и в принципе ничего особенно не изменится. Отдаленное будущее, земляне воюют с инопланетянами, обладающими мощнейшим вооружением, способным изменять реальность. Бывший циничный пиарщик армии в исполнении Тома Круза за грубейшую оплошность попадает в рядовые и погибает в первом же бою. Чтобы ожить, познакомиться с матерым бойцом-ветераном (спойлер: это прекрасная девушка), научиться у нее боевым премудростям, снова погибнуть в тех же обстоятельствах, снова ожить и так далее.
Хотя в «Грани будущего» и есть какой-никакой философский подтекст (работать над собой, чтобы превратиться из обаятельного негодяя в бравого героя и спасителя планеты), есть ощущение, что нужен он здесь для галочки: настолько ненавязчиво он обозначен в красочном наборе фантастических батальных сцен, которые изредка прерываются на толкающие сюжет диалоги главных героев. «Грань будущего» — тот случай, когда форма получается явно сильнее содержания. Но она и вправду чертовски хороша.
«Исходный код» (США, 2011)
Режиссер: Дункан Джонс
В самом начале 2010-х годов на широкие экраны вышло много дорогих фантастических фильмов с очень навороченными сюжетами, крутящимися вокруг взаимоотношений людей со временем и собственным разумом. «Время», «Начало», «Области тьмы», «Полночь в Париже», то же «Черное зеркало». Но даже на их фоне сюжет фильма «Исходный код» выглядит монументально. Его создатели нашпиговали его сразу несколькими сложными темами: временная петля, глубины разума, высокие технологии, виртуальная и параллельная реальности.
Описать текстом сущность, в которую всё это слилось, тяжело так же, как насвистеть оперу. В двух словах: герой Джейка Джилленхола (точнее, сознание героя Джейка Джилленхола в теле другого человека) просыпается в поезде за восемь минут до его взрыва. Он, как это водится, вынужден раз за разом проживать эти восемь минут, чтобы успеть за это время понять, из-за чего произошел взрыв и кто в нем виновен. Это становится возможным благодаря программе «Исходный код», модулирующей разные ситуации для изучения их причин. Все остальные сложные перипетии нанизываются на эту основу.
Чтобы детально понять логику происходящего в «Исходном коде» с одного просмотра, надо быть сосредоточенным. Постоянно фокусироваться на куче разных деталей, двигающих разные ветки сюжета. Примерно такие же усилия нужны для того, чтобы сразу уложить себе в голове происходящее в старом фильме Кристофера Нолана «Помни». И эти усилия иногда сильно отвлекают от красивых съемок Дункана Джонса.
«Пророк» (США, 2007)
Режиссер: Ли Тамахори
Нулевые для актера Николаса Кейджа были сродни американским горкам. То он возносился в карьере, то снимался в фильмах, на которые зритель взирал с недоумением. Дескать, что Кейдж забыл в, кхм, этом. «Пророк» в его фильмографии тех времен завис где-то посередине: крепкий фантастический боевик, снятый по мотивам рассказа Филипа Дика «Золотой человек». Его сюжет сильно отличается от других фильмов подборки. Кейдж играет экстрасенса с даром предвидения, что позволяет ему незаметно шулерить в казино и выступать на разных шоу. Однажды герой попадает в поле зрения ФБР — агенты вынуждают его помочь им в предотвращении ядерного взрыва. Фильм переворачивает идею «Дня сурка» с ног на голову: события, которые проживает герой Кейджа, на самом деле остаются не в его прошлом, а в его будущем. На этой же фишке завязан и главный сюжетный хук, припасенный авторами для финала и полностью переворачивающий представления зрителя от всего, что происходило раньше.