В Пермском крае было снято много фильмов. Особенно за последние несколько лет. Но вряд ли хоть один из них у нас ждали так же, как «Сердце Пармы». Этот фильм стал знаковым для нашего региона сразу по множеству причин.
Во-первых, это экранизация романа нашего знаменитого земляка Алексея Иванова. Собственно, именно «Сердце Пармы» в свое время и принесло первую литерную славу тогда еще простому учителю из Закамска. Во-вторых, роман и фильм основаны на событиях, которые действительно происходили в наших краях в конце XV века. Вот только к реальному противостоянию князя Перми Великой Михаила с вогульским хаканом Асыкой и нарастающим влиянием Московского княжества Иванов примешал изрядную долю мистики и легенд, вроде Золотой Бабы и вымышленных им же бессмертных хумляльтов и колдуньи-ламии Тичерти.
Ну и третья причина, по которой «Сердце Пармы» так ждали в Перми, — это то, что жители города и края очень активно участвовали в съемках. Проект был масштабный, ради него под Губахой даже выстроили деревянную крепость, которая потом стала туристическим объектом. Ну и людей для таких больших съемок тоже требовалось очень много, и пермяки активно участвовали в массовке. 5 октября в «Кристалле» прошел предпоказ фильма, который в определенной степени был устроен именно для участников съемок. В фойе кинотеатра была даже сделана стена с их фотографиями в костюмах. А в видеообращении перед сеансом режиссер Антон Мегирдичев отдельно благодарил пермяков за большую помощь в создании картины.
И какой же результат своих трудов в итоге увидели пермяки? Честно говоря, увидели они лишь часть работы. От силы ее четверть. И дело тут не в особенности кинопроцесса, когда в работу идет не весь снятый материал. Дело в том, что фильм «Сердце Пармы» это не фильм. Это сериал, несколько серий которого с натугой запихнули в два с половиной часа экранного времени для кинопроката.
Да, российские кинопроизводители продолжают эксплуатировать крайне неуважительную по отношению к зрителю схему, когда сериал сначала продают в кинотеатрах как фильм. С экранизациями книг Алексея Иванова такой фокус уже проделывали. Несколько лет назад сначала вышел фильм «Тобол», а потом и одноименный сериал. Но в сравнении с тем же «Тоболом», который был плох и как фильм, и как сериал, «Сердце Пармы» все-таки лучше работает как самостоятельное произведение. Тут надо отдать создателям должное.
Одна из главных и самых удачных находок авторов фильма — это то, как они грамотно уловили и передали на экране суть ранней исторической прозы Алексея Иванова. А именно то, что никакая она не историческая. Что «Золото бунта», что «Сердце Пармы» хоть и строятся на реальных исторических событиях и полнятся экзотической и крайне аутентичной фактурой, по сути, представляют собой фэнтези. Эпическое историческое фэнтези. Собственно, как фэнтези, только с местным колоритом «Сердце Пармы» и сняли. Этакая «Игра княжеских престолов» или «Властелин Золотой бабы». Такое вот пермское народное фэнтези и получилось.
Конечно, к фильму можно предъявить множество совершенно справедливых претензий по поводу несоответствия декораций и костюмов заявленному времени и прочих анахронизмов. Или заметить, что порой «Сердце Пармы» чересчур соответствует выведенному историком и блогером Климом Жуковым принципу съемок российского исторического кино: «чем древнее — тем говнее». И из-за этого местами картинка слишком напоминает одиозного «Викинга».
Но у нас тут бессмертный могучий вождь вогулов скачет на боевом лосе, сами вогулы выглядят как приверженцы культа Хаоса из дешевой компьютерной игры, а колдунья ходит голой по морозу, пользуется мощным телекинезом и превращается в рысь. А русские князья и дружинники расхаживают с рыцарскими и викингскими мечами, что лет двести как должны были выйти из обихода, и при этом носят доспехи, как будто украденные у Джейми Ланнистера. В общем, если в какой-то момент в одной из сцен «Сердца Пармы» над уральским горами пролетел дракон, то это было бы не странно, а даже естественно. Фэнтези же.
У «Сердца Пармы» есть всё, чтобы быть красивым и впечатляющим современным кинофэнтези: загадочная местная магия, яркие персонажи и напряженные отношения между ними, размах событий, масштабные экшен-сцены и, конечно же, впечатляющие декорации и изумительная картинка. Пейзажи Пермского края, снятые великим оператором Сергеем Астаховым (для справки, именно он заснял почти все фильмы Балабанова), впечатляют в «Сердце Пармы» ничуть не меньше, чем холмы и горы Новой Зеландии в трилогии «Властелин колец». В общем, впечатлить «Сердце Пармы» очень даже может. Но именно что размахом и картинкой. То, что это не цельное произведение, а безжалостно порезанный на куски и засунутый под пресс сериал, сильно мешает восприятию.
Ведь фэнтези как раз и должно погружать в себя зрителя масштабом и цельностью своего мира. И восприятие не должно спотыкаться о разные неровности. «Сердце Пармы» как раз состоит из таких неровностей. Большая часть фильма — это сцены, которые почти не объединены причинно-следственными связями. Вот была одна сцена, вот другая, а вот третья, почему они так — поди пойми. Из-за этого местами повествование «Сердца Пармы» напоминает посредственную компьютерную игру. Вот князь тут походил, что-то поделал, вот тут походил, квест выполнил, а вот тут он героя в помощники взял.
Из-за такой рваности трудно проникнуться полностью всей эпичностью, заложенной в произведение. И порой то, что должно выглядеть и звучать мощно и пафосно, на самом деле звучит комично. А сам фильм к концу первого часа такой странной подачей начинает откровенно утомлять. Поэтому исторические события тут отходят на второй план. Ведь единственная сюжетная линия, которая более-менее ладно скроена и практически вытягивает на себе весь фильм, — это отношения князя Михаила (Александр Кузнецов) и его возлюбленной ведьмы-ламии Тичерти (Елена Ербакова). Александр Кузнецов, десяток раз за фильм меняя парики и накладные бороды, отлично показывает постепенное становление и взросление молодого князя, который не хочет проливать кровь, но ему ничего другого просто не остается. И то, как он разрывается между княжескими обязанностями и православной верой и любовью к язычнице Тичерти, тоже показано очень сильно и трогательно. Елена Ербакова большую часть фильма проводит нагишом и с выразительно томным лицом, но для ее роли этого оказывается более чем достаточно.
Вообще актерский состав фильма переполняют знаменитые актеры вроде Сергея Пускепалиса (это одна из последних ролей недавно погибшего артиста), Евгения Миронова, Розы Хайруллиной и Федора Бондарчука, но значительной части их игры мы просто не видим из-за сокращений (внимательный пермский зритель может сыграть в игру — найди в кадре Николая Наумова). А те герои, кому экранное время досталось, сведены до простых функций. Даже самые важные.
Например, непонятно зачем в фильме вообще нужен храмодел Калина (Владимир Свирский). Это в книге он был одним из важнейших героев, а из фильма его можно было без проблем вырезать (слово хумляльт в картине ни разу не упоминается). А хакан Асыка (Валентин Цзин) в книге — жестокий и упрямый, но целеустремленный и амбициозный лидер, собирающий объединить под своим началом всю Парму, в экранизации низведен до стереотипного кровожадного лидера варваров, которой злой, потому что злой. Но в фэнтези это по-своему работает.
Пожалуй, единственное, что в «Сердце Пармы» вышло цельным и непротиворечивым — так это экшен. Всего в картине три больших батальных сцены: нападение вогулов на Чердынь, разорение Пелыма и финальная битва пермяков с московитами. Первые две впечатляют, хотя там явно переборщили со слоу-мо, но всех затмевает последнее сражение. Это более двадцати минут отлично поставленного и смонтированного жесткого и изобретательного рубилова (явно вдохновленного подобными сценами из «Игры престолов») в конном и пешем строю. Собственно, в эти минуты «Сердце Пармы» и предстает во всей красе и ему прощаешь былые несуразности. Эта прекрасная финальная битва и создает львиную долю впечатления от фильма. Если, конечно, в нынешних условиях вы морально и психически готовы смотреть на почти полчаса безостановочного смертоубийства.
В итоге именно как фильм «Сердце Пармы» получается удивительно противоречивым произведением. В общем и целом, он работает и впечатляет, а сцены битв так и вовсе с лихвой окупают билет в кино. Но все-таки это не полноценный фильм, а урезанное до возможного предела более масштабное полотно, и чтобы оценить его в полной мере, все-таки необходимо дождаться выхода сериала. И все полученные впечатления от фильма, какими бы они для кого-то не были, можно считать лишь предварительными. Остается надеться, что уж в полной версии это пермское народное фэнтези все-таки сможет нормально погрузить зрителя в свой мир, и нам как зрителям опять не придется спотыкаться о неровности восприятия.
Согласны с автором?