Развлечения мнение Рецензия 59.RU. Пермское фэнтези с впечатляющими баталиями или каким получился фильм «Сердце Пармы»

Рецензия 59.RU. Пермское фэнтези с впечатляющими баталиями или каким получился фильм «Сердце Пармы»

Рассказываем, как удалось перенести на экран один из самых известных романов Алексея Иванова

Одна из выразительных батальных сцен фильма

В Пермском крае было снято много фильмов. Особенно за последние несколько лет. Но вряд ли хоть один из них у нас ждали так же, как «Сердце Пармы». Этот фильм стал знаковым для нашего региона сразу по множеству причин.

Во-первых, это экранизация романа нашего знаменитого земляка Алексея Иванова. Собственно, именно «Сердце Пармы» в свое время и принесло первую литерную славу тогда еще простому учителю из Закамска. Во-вторых, роман и фильм основаны на событиях, которые действительно происходили в наших краях в конце XV века. Вот только к реальному противостоянию князя Перми Великой Михаила с вогульским хаканом Асыкой и нарастающим влиянием Московского княжества Иванов примешал изрядную долю мистики и легенд, вроде Золотой Бабы и вымышленных им же бессмертных хумляльтов и колдуньи-ламии Тичерти.

Ну и третья причина, по которой «Сердце Пармы» так ждали в Перми, — это то, что жители города и края очень активно участвовали в съемках. Проект был масштабный, ради него под Губахой даже выстроили деревянную крепость, которая потом стала туристическим объектом. Ну и людей для таких больших съемок тоже требовалось очень много, и пермяки активно участвовали в массовке. 5 октября в «Кристалле» прошел предпоказ фильма, который в определенной степени был устроен именно для участников съемок. В фойе кинотеатра была даже сделана стена с их фотографиями в костюмах. А в видеообращении перед сеансом режиссер Антон Мегирдичев отдельно благодарил пермяков за большую помощь в создании картины.

И какой же результат своих трудов в итоге увидели пермяки? Честно говоря, увидели они лишь часть работы. От силы ее четверть. И дело тут не в особенности кинопроцесса, когда в работу идет не весь снятый материал. Дело в том, что фильм «Сердце Пармы» это не фильм. Это сериал, несколько серий которого с натугой запихнули в два с половиной часа экранного времени для кинопроката.

Князя Михаила играет Александр Кузнецов

Да, российские кинопроизводители продолжают эксплуатировать крайне неуважительную по отношению к зрителю схему, когда сериал сначала продают в кинотеатрах как фильм. С экранизациями книг Алексея Иванова такой фокус уже проделывали. Несколько лет назад сначала вышел фильм «Тобол», а потом и одноименный сериал. Но в сравнении с тем же «Тоболом», который был плох и как фильм, и как сериал, «Сердце Пармы» все-таки лучше работает как самостоятельное произведение. Тут надо отдать создателям должное.

Одна из главных и самых удачных находок авторов фильма — это то, как они грамотно уловили и передали на экране суть ранней исторической прозы Алексея Иванова. А именно то, что никакая она не историческая. Что «Золото бунта», что «Сердце Пармы» хоть и строятся на реальных исторических событиях и полнятся экзотической и крайне аутентичной фактурой, по сути, представляют собой фэнтези. Эпическое историческое фэнтези. Собственно, как фэнтези, только с местным колоритом «Сердце Пармы» и сняли. Этакая «Игра княжеских престолов» или «Властелин Золотой бабы». Такое вот пермское народное фэнтези и получилось.

Конечно, к фильму можно предъявить множество совершенно справедливых претензий по поводу несоответствия декораций и костюмов заявленному времени и прочих анахронизмов. Или заметить, что порой «Сердце Пармы» чересчур соответствует выведенному историком и блогером Климом Жуковым принципу съемок российского исторического кино: «чем древнее — тем говнее». И из-за этого местами картинка слишком напоминает одиозного «Викинга».

Но у нас тут бессмертный могучий вождь вогулов скачет на боевом лосе, сами вогулы выглядят как приверженцы культа Хаоса из дешевой компьютерной игры, а колдунья ходит голой по морозу, пользуется мощным телекинезом и превращается в рысь. А русские князья и дружинники расхаживают с рыцарскими и викингскими мечами, что лет двести как должны были выйти из обихода, и при этом носят доспехи, как будто украденные у Джейми Ланнистера. В общем, если в какой-то момент в одной из сцен «Сердца Пармы» над уральским горами пролетел дракон, то это было бы не странно, а даже естественно. Фэнтези же.

У «Сердца Пармы» есть всё, чтобы быть красивым и впечатляющим современным кинофэнтези: загадочная местная магия, яркие персонажи и напряженные отношения между ними, размах событий, масштабные экшен-сцены и, конечно же, впечатляющие декорации и изумительная картинка. Пейзажи Пермского края, снятые великим оператором Сергеем Астаховым (для справки, именно он заснял почти все фильмы Балабанова), впечатляют в «Сердце Пармы» ничуть не меньше, чем холмы и горы Новой Зеландии в трилогии «Властелин колец». В общем, впечатлить «Сердце Пармы» очень даже может. Но именно что размахом и картинкой. То, что это не цельное произведение, а безжалостно порезанный на куски и засунутый под пресс сериал, сильно мешает восприятию.

Ведь фэнтези как раз и должно погружать в себя зрителя масштабом и цельностью своего мира. И восприятие не должно спотыкаться о разные неровности. «Сердце Пармы» как раз состоит из таких неровностей. Большая часть фильма — это сцены, которые почти не объединены причинно-следственными связями. Вот была одна сцена, вот другая, а вот третья, почему они так — поди пойми. Из-за этого местами повествование «Сердца Пармы» напоминает посредственную компьютерную игру. Вот князь тут походил, что-то поделал, вот тут походил, квест выполнил, а вот тут он героя в помощники взял.

Из-за такой рваности трудно проникнуться полностью всей эпичностью, заложенной в произведение. И порой то, что должно выглядеть и звучать мощно и пафосно, на самом деле звучит комично. А сам фильм к концу первого часа такой странной подачей начинает откровенно утомлять. Поэтому исторические события тут отходят на второй план. Ведь единственная сюжетная линия, которая более-менее ладно скроена и практически вытягивает на себе весь фильм, — это отношения князя Михаила (Александр Кузнецов) и его возлюбленной ведьмы-ламии Тичерти (Елена Ербакова). Александр Кузнецов, десяток раз за фильм меняя парики и накладные бороды, отлично показывает постепенное становление и взросление молодого князя, который не хочет проливать кровь, но ему ничего другого просто не остается. И то, как он разрывается между княжескими обязанностями и православной верой и любовью к язычнице Тичерти, тоже показано очень сильно и трогательно. Елена Ербакова большую часть фильма проводит нагишом и с выразительно томным лицом, но для ее роли этого оказывается более чем достаточно.

Возлюбленную князя ведьму-ламию Тичерти играет Елена Ербакова

Вообще актерский состав фильма переполняют знаменитые актеры вроде Сергея Пускепалиса (это одна из последних ролей недавно погибшего артиста), Евгения Миронова, Розы Хайруллиной и Федора Бондарчука, но значительной части их игры мы просто не видим из-за сокращений (внимательный пермский зритель может сыграть в игру — найди в кадре Николая Наумова). А те герои, кому экранное время досталось, сведены до простых функций. Даже самые важные.

Например, непонятно зачем в фильме вообще нужен храмодел Калина (Владимир Свирский). Это в книге он был одним из важнейших героев, а из фильма его можно было без проблем вырезать (слово хумляльт в картине ни разу не упоминается). А хакан Асыка (Валентин Цзин) в книге — жестокий и упрямый, но целеустремленный и амбициозный лидер, собирающий объединить под своим началом всю Парму, в экранизации низведен до стереотипного кровожадного лидера варваров, которой злой, потому что злой. Но в фэнтези это по-своему работает.

Пожалуй, единственное, что в «Сердце Пармы» вышло цельным и непротиворечивым — так это экшен. Всего в картине три больших батальных сцены: нападение вогулов на Чердынь, разорение Пелыма и финальная битва пермяков с московитами. Первые две впечатляют, хотя там явно переборщили со слоу-мо, но всех затмевает последнее сражение. Это более двадцати минут отлично поставленного и смонтированного жесткого и изобретательного рубилова (явно вдохновленного подобными сценами из «Игры престолов») в конном и пешем строю. Собственно, в эти минуты «Сердце Пармы» и предстает во всей красе и ему прощаешь былые несуразности. Эта прекрасная финальная битва и создает львиную долю впечатления от фильма. Если, конечно, в нынешних условиях вы морально и психически готовы смотреть на почти полчаса безостановочного смертоубийства.

В итоге именно как фильм «Сердце Пармы» получается удивительно противоречивым произведением. В общем и целом, он работает и впечатляет, а сцены битв так и вовсе с лихвой окупают билет в кино. Но все-таки это не полноценный фильм, а урезанное до возможного предела более масштабное полотно, и чтобы оценить его в полной мере, все-таки необходимо дождаться выхода сериала. И все полученные впечатления от фильма, какими бы они для кого-то не были, можно считать лишь предварительными. Остается надеться, что уж в полной версии это пермское народное фэнтези все-таки сможет нормально погрузить зрителя в свой мир, и нам как зрителям опять не придется спотыкаться о неровности восприятия.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем