В советское время дети играли не только в казаков-разбойников или дочки-матери. Настольные игры тоже были популярны, их выпускали большими тиражами. Какие именно настолки предлагали гостям в пермских квартирах, мы изучили в Музее советского быта. Рассказываем и показываем.
Музей советского быта находится в Перми на Циолковского, 9. В нем собраны предметы советских лет и начала 1990-х: игрушки, книги, посуда, бытовая техника и так далее.
- «Путешествие в Швамбранию»
- «Умный телефон»
- «Знаки на дорогах»
- «Знаешь ли ты?»
- Магнитная викторина
- «Отгадай и расскажи» по басням Крылова
- «Маленькая хозяйка»
- Мозаика «Волшебник Изумрудного города»
- «Юный модельер»
- «Вот какие мастера» и «Учись плести»
«Путешествие в Швамбранию»
Настольную игру-ходилку создали по мотивам повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» (6+). Участникам нужно обойти вымышленную страну Швамбранию и вернуться в столицу. Путешественников ждут разные испытания: от подводных рифов и пиратов до заковыристых вопросов. Побеждает тот, кто первым добрался до конечного пункта.
«Умный телефон»
Эта игра рассчитана на старших дошкольников и учеников начальных классов. В дно коробки вмонтирован вращающийся диск — как в телефонах того времени. Участники по очереди должны выбрать одно из слов, написанных на верхней части карточки, а затем по буквам набрать его на диске. Если все буквы набраны правильно, стрелка в конце остановится у соответствующей слову картинки. Если допущена ошибка — слово не совпадет с картинкой. В наборе 10 карт, которые можно менять.
«Знаки на дорогах»
Электровикторина для старшеклассников дает возможность изучать и запоминать правила дорожного движения в ходе игры.
В коробке восемь карт и электросхема с двумя проводками. Справа на каждой карте изображены дорожные знаки. Слева поясняется, что именно обозначает тот или иной знак. Ведущий прикладывает наконечник одного проводка к отверстию рядом с каким-либо дорожным знаком. Игрок должен приложить наконечник второго проводка к ответу. Если вариант верный, загорится лампочка.
«Знаешь ли ты?»
Еще одна электровикторина, но для ребят помладше — от восьми до двенадцати лет. Каждая карта посвящена определенной теме: «Изобретатели», «Животные», «В морских глубинах», «Машины-помощники» и так далее. Принцип тот же, что у «Знаков на дорогах»: справа — картинки, слева — описания. Если ответ верный, загорается лампочка.
Магнитная викторина
Игра для школьников среднего звена. В коробке карты с вопросами на разные темы (слева) и вариантами ответов (справа). Главное отличие от электровикторины — правильный ответ показывает не загоревшаяся лампочка, а фигурка робота. Она направляет палочку на нужный сектор круга.
«Отгадай и расскажи» по басням Крылова
На двадцати карточках — картинки по мотивам басен Ивана Крылова. В перечне не только самые известные басни (например, «Ворона и Лисица», «Слон и Моська»), но и другие творения Крылова («Трудолюбивый Медведь», «Кошка и Соловей»).
Карточки предлагается использовать как задания в викторине. Вытянул рисунок — назови, что за басня изображена, и прочитай ее наизусть. Чем лучше справился с заданием, тем больше баллов.
«Маленькая хозяйка»
Игра рассчитана на детей семи-девяти лет, которые только учатся готовить. В комплекте карточки с изображением продуктов, карточки с изображением посуды и нарисованные газовые плиты (их нужно вырезать и склеить), а также карточки меню. На последних указаны по три блюда. Например, борщ с мясом, отварная рыба и кисель. Или бульон, картофельные оладьи и компот.
Соревнуются два участника. Взрослый ведущий выдает им по карточке обеденного меню. Каждый участник сначала идет в «хозяйственный магазин» — выбирает карточки с посудой, затем в «продовольственный магазин» за карточками нужных продуктов. Потом оба накрывают стол. Когда всё готово, участники зовут ведущего для проверки. За правильно выбранные продукты взрослый начисляет 10 баллов, подходящую посуду — четыре балла. Правильно накрытый стол дает еще два балла плюсом. За неправильный продукт вычитает один балл, за не ту посуду убирает два балла.
Выигрывает тот, кто первым наберет заранее оговоренное количество баллов (50, 100 и так далее).
Мозаика «Волшебник Изумрудного города»
Сегодня эту игру назвали бы пазлом. Из деталей непривычной формы нужно собрать иллюстрации к «Волшебнику Изумрудного города» (6+). На выбор — по образцу или без него.
«Юный модельер»
Набор трафаретов для рисования моделей и нарядов для них. На одной стороне пластин изображены силуэты девушек, разделенные на три части. То есть можно выбрать вариант головы, туловища и ног. На второй стороне — узоры.
Процесс создания моделей выглядит так: в специальной ячейке собирают силуэт, сверху накладывают лист бумаги и проводят карандашом или мелком по выступающим контурам. Девушка в результате переводится на лист. Затем в ту же ячейку вкладывают пластины с узорами и также проходят карандашом. Наряд в итоге получается не только цветным, но и узорчатым.
«Вот какие мастера» и «Учись плести»
Это даже не настолки, а скорее схемы и материалы для игровых занятий. Они рассчитаны на детей пяти-восьми лет. «Вот какие мастера» — комплект выкроек для самоделок из ПВХ-пленки и образцов таких работ. «Учись плести» — набор из основ для плетения, цветных полосок и схем орнаментов.