Сергей Плюснин сегодня — один из приглашенных солистов Большого театра. Но детство его прошло в Перми, в Мотовилихе. С семьей они ходили купаться на Каму и ездили в лес за грибами — всё это оставило у Сергея самые теплые воспоминания. Мы расспросили известного баритона о его детстве, узнали, что его сейчас связывает с нашим городом, а также какие советы для жизни и творчества ему дала его наставник оперная дива Галина Вишневская.
Сергей Плюснин закончил Астраханскую государственную консерваторию по специальности сольное академическое пение. В 2010 году окончил аспирантуру Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. С 2000-го по 2003 год был солистом Астраханского государственного музыкального театра, С 2005-го по 2008 год учился в Центре оперного пения Галины Вишневской, где участвовал в постановках опер Петра Чайковского, Жоржа Бизе, Джузеппе Верди и других. В 2008 году по приглашению Пласидо Доминго участвовал в конкурсе «Оperalia» в Канаде, принимал участие в Фестивале памяти Мстислава Ростроповича в Кольмаре во Франции, выступал на концертах солистов Центра Галины Вишневской в Кеннеди-центре в Вашингтоне, выступал на фестивале «Le Voci della Citta»в Милане. С 2009 года является приглашенным солистом Большого театра. Много гастролирует по России и миру.
Сергей Плюснин родился в Перми в 1978 году, жил здесь до трех лет.
— Я помню, как мама мне маленькому рассказывала, как люди приезжали в поселок Дивья собирать грибы, землянику. Собирали они это в железные бидончики и, стоило отлучиться или отвернуться, медведь мог украсть целый бидончик и съесть его. Получается, труд насмарку, — с улыбкой рассказывает 59.RU Сергей Плюснин.
Когда Сергею было три года, семья переехала в Астрахань. Там Сергей начал заниматься музыкой. Его талант заметил школьный учитель музыки и рекомендовал маме отдать ребенка в музыкальную школу. Так она и сделала. Вскоре мальчик начал выступать и побеждать на разных конкурсах. Сергей говорит, что, музыкальные способности у него из семьи — бабушка очень хорошо пела, а мама и играла на гитаре, и пела. Сейчас этих близких уже нет в живых, но приезжая в Пермь, Сергей вспоминает строки, которые они здесь пели.
— «Огней так много золотых на улицах Саратова». Она не про Пермь, но тем не менее. А еще про завод пели, но не напомню ее сейчас. Еще — «Рябина кудрявая, белые цветы. Ой, рябина, рябинушка, что взгрустнула ты», — вспоминает Сергей.
Хоть на пермское детство Сергея пришелся небольшой срок, музыкант говорит, что приезд в родной город всегда ощущается по-особенному, как и речь с пермским говором.
— Видимо, на генетическом уровне существует связь с городом. Не знаю, может быть, это закладывается с самого раннего детства, с пеленок, — поделился с нами Сергей Плюснин. — Я слышу говор, и я его помню, он у меня отзывается чем-то таким родным. Это меня, конечно, сразу радует, какая-то близость чувствуется, приятно так на душе.
В Астрахани юный Сергей пережил большую потерю — рано лишился родителей. После этого в период своего взросления он несколько отдалился от музыки и подумывал получить другую профессию. Он учился в лицее технической направленности, а потом на актерском отделении. Но во внеурочное время всё равно играл на клавишах в ансамбле и пел, а в позже участвовал в музыкальных спектаклях.
Позже он поступил в консерваторию, а затем и в Центр оперного пения Галины Вишневской. Знаменитая оперная певица была его педагогом и художественным руководителем. Как вспоминает Сергей Плюснин, когда она оставалась с человеком один на один, она была невероятно доброй и проникновенной.
Певец вспоминает, как однажды, после исполненной им в Центре оперного пения партии Евгения Онегина, она вызвала его на разговор и дала совет, который остался с ним на всю жизнь. Галина Вишневская села рядом с Сергеем Плюсниным и спросила: «Ну что ты здесь как-то засомневался, грудной резонатор немножко опустил?». А Сергей пояснил, что было мало репетиций и при подготовке к спектаклю больше репетировал второй баритон.
— Я говорю: «конечно, я волнуюсь, стесняюсь, и есть этот зажим на сцене», — говорит Сергей. — А она говорит: «А что ты переживаешь? Иди как танк, и пройдешь». И я это навсегда запомнил. Такие вот мудрые слова. Это именно из ее жизни. Это огромный жизненный опыт. Жалко, годы уходят, мы остаемся без таких прекрасных людей. Но всё, что они нам оставили, остается с нами в наших сердцах, и мы обязательно применяем это: и технику, и мастерство, и даже жизненные принципы.
Сейчас Сергей Плюснин и сам стал преподавателем. И самая большая мечта у него — как можно дольше петь самому и учить других.
— Как можно дольше хочется оставаться востребованным певцом, как можно дольше хочется, чтобы был свежий голосовой аппарат, чтобы продолжать исполнять сложные произведения. Безусловно, конечно, хочется радовать зрителя и, конечно же, радоваться успехам своих воспитанников, которые сейчас у меня есть. В педагогическом труде это, на самом деле, такая радость, когда человек старается и ты видишь, что у него получается, — говорит Сергей Плюснин. — И, конечно, еще скажу, есть радость от выступлений с коллегами на сцене. Вот это моя вершина — всё время встречаться, быть всё время в работе, в путешествиях, в гастролях. Вот это наша жизнь.
Сергей Плюснин говорит, что творческая связь с Пермью у него есть и сейчас. Он не раз выступал и в Органном зале Филармонии, и в Большом. А еще много гастролировал по краю с разными проектами.
— Мы дружим с Филармонией. Так, мы объездили очень много городов Пермского края с программой «Три баритона». У нас была машина: три баритона сзади и пианист. Мы посетили очень много домов культуры. Были в Березниках, Соликамске. Все города сейчас и не вспомню, — говорит Сергей Плюснин.
Ранее мы рассказывали, как живет маленький пермский гений Лев Бакиров, который сел за рояль в 7 лет.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.