Пермь в последнее время нередко мелькает в кино. 11 июля в прокат вышел еще один фильм — о пермском чиновнике, который перешел в Минкульт, но при этом абсолютно не разбирается в культуре и искусстве. Главную роль в «Культурной комедии» (12+) сыграл Алексей Чадов. Мы встретились с ним на Народной премии 59.RU и поговорили не только о чиновниках и культуре, но и о романтике и даже о российских автомобилях.
Алексея Чадова зрители запомнили еще в 2000-е по ярким ролям в фильмах «9 рота», «Ночной дозор» и «Любовь в большом городе» (все 18+). Сегодня он и актер, и сценарист, и режиссер — все три ипостаси, к примеру, объединились в фильме «Своя война. Шторм в пустыне» (18+).
Съемки романтической комедии проходили в Перми в мае прошлого года. Тогда Алексей Чадов шокировал подписчиков в соцсетях сообщением, что стал советником губернатора Прикамья. Быстро выяснилось, что это шутка и актер перевоплотится в пермского чиновника на экране, а не станет им на самом деле. По сюжету его герой Виктор Летаев может потерять свою должность, если не начнет разбираться в культуре. Поэтому он берет уроки у искусствоведа Марины Николаевны (ее сыграла Яна Гладких). Постепенно педагог и ученик сближаются и влюбляются друг в друга.
— Алексей, с кого вы срисовывали своего героя? Какой образ держали в голове?
— Ни с кого не срисовывал. Это мой вымысел, моя фантазия на основе прекрасного сценария. Как-то не довелось близко сдружиться с чиновниками, так что это скорее собирательный образ.
Но, гастролируя по городам, я сразу вижу, где хорошие управленцы-хозяйственники. Часто это представители молодого поколения — мои ровесники и чуть младше: они прогрессивные, модные в хорошем смысле слова, стремящиеся к важным переменам. Вот в ваш город я второй или третий раз приезжаю — ну красота (кивает в сторону центра Перми. — Прим. ред.)! Это же приятно, когда так — значит, управленец у вас молодец, правильный.
— Получается, с чиновниками высшего ранга вы не дружите, в МФЦ, наверное, тоже не ходите…
— А кто вместо меня ходит в МФЦ? Святой Дух?
— То есть все-таки бываете?
— Конечно.
— Но там, можно сказать, тоже чиновники, и вы с ними общаетесь.
— Мне проще, меня все знают. Знаете, как сказал кто-то знаменитый (боюсь соврать), если бы в России относились ко всем, как к богатым и известным, вот тогда бы это было очень здоровое общество.
— А вы смогли бы не на экране, а в жизни стать чиновником?
— Я хочу заниматься кино. Но теоретически мог бы осилить.
— И дорожным строительством, как ваш герой Виктор Летаев, занялись бы?
— Да я могу заняться чем угодно! Мог бы и машину сделать всем россиянам и себе любимому. Возьмите, ёлы-палы, едрит-мадрид! Я режиссер и актер, не могу быстренько поменять отрасль и вторую половину жизни посвятить другому делу. Но я могу помочь спродюсировать линейку крутейших машин, которые будут конкурировать с известными брендами. Я бы нашел лучших людей. Не понимаю, почему мы до сих пор не можем это сделать.
— Думаете, получится не хуже, чем Tesla и другие раскрученные проекты?
— А что Tesla? Что в ней такого? Мое детство — это белый «Москвич-408». Представляете, как его можно модернизировать, сохранив легендарный облик и дизайнерскую мысль? Это может быть культовая машина, как «Победа».
Я люблю свою родину, живу в своей стране и хочу ездить на своей машине, желательно при этом говорить по своему мобильнику. На китайцев вон посмотрите: у них 500 марок автомобилей появилось за 25 лет. Даже больше пятисот — я просто боюсь этой цифры. Давайте соберемся, товарищи, и сделаем хотя бы один достойный автомобиль.
— Вернемся к работе в Перми. Ради съемок какого фильма вы могли бы приехать в наш город еще раз — как актер или как режиссер?
— Знаете, чем этот регион привлекателен для киношников? Здесь можно снимать что угодно. Например, на улице Сибирской — старый Питер, чуть дальше — полянку московскую. Архитектурная эклектика позволяет снимать всё. Плюс это гораздо более приемлемый по бюджету регион. И рибейт (когда возвращают часть затрат на съемки кино. — Прим. ред.) у вас отличный.
По своему небольшому 25-летнему опыту могу сказать: когда-то все снимали в Минске, потом в Питере и Киеве, сейчас идет движение в регионы России. Мне это более чем симпатично. География кинематографа расширяется. Смотрите, какой у вас регион шикарный! И это я еще про природу ничего не сказал.
— В трейлере «Культурной комедии» в основном город (разговор состоялся до премьеры фильма. — Прим. ред.). Получается, на природу вы тоже выезжали?
— В фильме есть всё. Трейлер — это небольшой бутербродик, на весь тортик идите в кино.
Там всё про Пермь. В моей кинотеке появился фильм, посвященный вашему региону, вашему прекрасному городу. Если он станет «национальным фильмом» Перми и Пермского края, я буду только рад.
— «Культурная комедия» — не первый российский фильм про чиновников. Можно вспомнить «Последнего министра» (18+), «Домашний арест» (16+), «Два дня» (18+). Ваш герой похож на коллег из другого кино или он совсем иной?
— Он не коррупционер, не типичный образец дорвавшегося до власти и денег человека. Он здесь не за деньгами. Понятно, что ему хочется удержаться на своем месте, но это человек из детдома, он всего добился сам. Это немножко другая история. Ему тяжело достаются лавры, и он ценит то, что имеет, чего достиг.
Проблема в том, что, заняв пост замминистра культуры, он про культуру не знает ничего. Она ему неинтересна. В третьем акте это проявляется: «Вы хотите меня упрекнуть? В чём? А знаете, сколько тропинок мне пришлось вытоптать, чтобы, например, плиточку положили на Комсомольском проспекте и фонарики светили? Сколько кабинетиков этими ножками мне надо было обойти? Когда мне идти читать ваши книги? Кто-то должен читать, умничать. А кто-то — бегать, прыгать и делать».
Это его правда. Конечно, она совершенно не оправдывает его отношение к культуре. Конечно, к культуре нужно стремиться. И в конце он становится стремящейся к культуре личностью.
— Почему чиновник Летаев меняется?
— Триггером этой его новой жажды, новой жизни становится любовь, женщина. Это же женщины нас окультуривают: «Сядь ровно, ешь красиво». Понимаете? Мужикам-то чего, пацанам… А мать приучает: «Иди ногти подстриги. Иди причешись. Аккуратно пиши».
Женщина, любовь — всё это меняет моего героя в лучшую сторону. Но он не негодяй, не зарвавшийся чиновник, наворовавший денег. Это примитивный образ чиновника, а мой герой гораздо глубже, интереснее и тоньше. Поэтому он мне симпатичен.
Может быть, поэтому и сложно найти [чьи черты у героя]. Хотя вы знаете, что далеко ходить — Абрамович же сирота (мать будущего миллиардера умерла, когда ему был год, мальчика воспитывал дядя. — Прим. ред.)? Вот и прототип, по-моему, нарисовался. Посмотрите: Чукотка (губернатором которой был Роман Абрамович. — Прим. ред.) — симпатичный край? Симпатичный. Я не влезаю в тонкости дальнейшей карьеры, но вот вам и пример.
И Собянин — я приезжал в Тюмень, когда он был губернатором. Приехал и сразу понял, что в городе интересный хозяин. Всё было по-другому: заборчики какие-то сложные, фонарики, туалеты на улицах и в парках (которые у нас в Москве позже появились). Красиво! И не просто от балды сделали, а правильно, чтобы они друг друга дополняли по цветовой гамме и лишних не было. Люди красиво одеты: шапки, соболя… Понятно, что Тюмень — это деньги, нефть. Но есть много городов и областей, богатых нефтепродуктами, где нет культуры и вкуса, нет желания и стремления.
— Вашего героя изменила любовь, хотя он совсем не романтик. А вы романтик? Или для вас это что-то лишнее, пустое?
— Конечно, романтик. Романтика — это синоним творчества. А я без творчества не могу, занимаюсь им всю жизнь, с детства. С десяти лет у балетного станка в театре пластической драмы. Шпагат, фуэте, гранд батман, тондю, жете, арабеск — всё помню.
Я рос в спальном районе: блочные дома, всё достаточно конструктивно, однообразно. Ноль творчества, а мне его не хватало. Поэтому в десять лет я пошел сам искать творческую среду. Нашел ее: мы пацанами построили театр своими руками. В РЭУ (ремонтно-эксплуатационном управлении. — Прим. ред.) — стандартном помещении — пробили бетонную стену метровую, и там у нас была гримерка. Свет, декорации, полностью спектакли… Это дом наш был!
Меня сейчас спрашивают: «Откуда ты Крым знаешь?» А я знаю его лучше крымчан: ездил туда шесть-семь лет подряд со всей театральной труппой. Человек сто жили там два месяца — июль и август. А это экскурсии, сочинения, ночи звездные, шашлыки и плов на Черном море. Это вопрос на линейке: «Кто-нибудь ел черешню? Скажите честно». Никто не поднимал руки, но потом тех, кто ел, наказывали, потому что черешня была опрыскана. Это Бахчисарай, фонтаны и так далее — целая жизнь.
Конечно, я в творческой среде вырос. После десяти лет ни одного дня не было нетворческого. То есть я учился в школе, и потом у меня еще было четыре-пять предметов театральных. Ходить в лосинах мы отказывались, потому что пацаны: в Солнцево за это можно было и люлей отхватить. У нас были велосипедки, и мы занимались хореографией, театральным мастерством, сценической речью, сценбоем и так далее, так далее, так далее.
Поэтому я творческий, я романтик. Но романтик, который знает, как всё здесь устроено, не витающий в облаках. Я романтик без розовых очков.
— Вы приехали на Народную премию 59.RU, где мы награждаем лучший бизнес. А какой премии, по-вашему, еще не хватает? Если бы сказали: «Придумай любую премию и можешь ее вручать», — то кого и за что вы бы наградили?
— Каких только премий сейчас нет! Единственное — я замечаю, что художников не так сильно поддерживают, как кинематограф. А я бы с удовольствием поехал на какой-нибудь фестиваль с хорошими спонсорами, где выставлены современные художники. Они проходят периодически, но как-то не в том масштабе.
Знаете, иногда говорят: «Слушай, у меня дочка рисует — закачаешься». Показывает — действительно. «А почему не выставляете?» И сразу начинают: ну надо где-то что-то кому-то… Так вот: сделайте площадку, я приду. У нас очень много талантливых людей. Изобразительное искусство я бы прям лоббировал, как мне кажется, если бы был чиновником. Ну и, конечно, я бы более решительно допингировал кинематограф. Если мы хотим конкурировать с миром, нужно вкладываться, а таланты и профессионалы у нас есть.
Ранее мы публиковали интервью с ведущим Народной премии 59.RU Андреем Малаховым и звездными гостями церемонии: Ярославом Могильниковым, сыгравшим Ералаша в сериале «Слово пацана» (18+), и Иваном Жарковым — официальным русским голосом Тора из киновселенной Marvel.