Развлечения Ирина Филичкина, пермский модельер: «В Пермь редко заглядывают «охотники за мозгами». Без них модельерам остается рассчитывать только на свои силы»

Ирина Филичкина, пермский модельер: «В Пермь редко заглядывают «охотники за мозгами». Без них модельерам остается рассчитывать только на свои силы»

" src=

В январе этого года в интервью 59.ru пермский модельер и директор школы «МИФ» Ирина Филичкина заявила, что «модной индустрии в Перми нет и не будет в ближайшие 15-20 лет». Сразу после этого ей пришло гневное письмо от Федора Филькова. «Ничего не понимая в индустрии моды, но пытаясь спекулировать на ней, г-н Фильков сыскал в модных кругах дурную славу. Этакий Остап Бендер от моды», – характеризует его Ирина Юрьевна.

На пермском небосводе моды есть свои имена. О тех, кто нынче в моде рассказала Ирина Филичкина.
Лену Старикову можно назвать пермским Armani. Продает одежду в Пермском крае и других регионах России. У нее своеобразный «почерк»: минималистичный силуэт, сдержанный крой, идеальные пропорции, декор. Когда в моде был шик, у нее – фантастический стиль: и роспись, и вышивка, и украшения пайетками. Сейчас в большей степени она использует принты.
Лена Королева – гибкий и многоплановый художник. Она чувствует моду и готова менять свои принципы в угоду ей. Лена очень разная, поэтому сложно говорить о каком-то единстве ее изделий. Ее отличают: хорошие посадка и качество изготовления при умеренных ценах.
Студия «ВОК»: Ольга Вязовская (мех и кожа), Ольга Калашникова (платье и костюм) и Марина Обухович (аксессуары). Им удалось открыть свою мастерскую-ателье. Мне кажется, это правильное начало создания нового бренда. Пока продукция, которая создается в студии, идет на удовлетворение потребностей населения.
Алексей Ворон – замечательный, уникальный художник. Прекрасный стилист. Однако у него нет собственного производства. Может ему оно и не нужно.
Татьяна Андреева (Andre). Она хорошо чувствует конъюктуру рынка. Марка тиражирует сложившиеся европейские тенденции, поэтому ее одежда действительно хорошо продается. Но Татьяна в большей степени стилист.
Ольга Гладких известна уже не только в Перми, но и в Пермском крае. Очень хорошо продается. Скучает по созданию креативных вещей. Имея хорошую за спиной школу (имеет диплом искусствоведа, дизайнерско-конструкторское образование (МИФ), практику на фабрике «Пермьодежда»), создает одежду согласно незатейливому вкусу потребителя.

Федор Фильков пытался доказать ей в письме, что индустрия моды – это еще и стилисты, парикмахерские, бутики и так далее. Но известный модельер менять своего мнения не намерена. Более того, в новом интервью она пояснила свою позицию. Ирина Юрьевна рассказала 59.ru о том, как живется на региональном рынке местным дизайнерам, почему в Перми отсутствует производство одежды на швейной фабрике, а также об одной из главных проблем – недостатке кадров.

Как вы относитесь к пермской индустрии моды? Чего ей не хватает, какие есть недостатки и достоинства?

– Я придерживаюсь мнения, что в Перми не было индустрии моды и в ближайшее время не предвидится. Если вспомнить уроки экономической географии, когда мы рисовали на карте значки, означающие развитие той или иной промышленности, то Перми всегда принадлежала химическая, нефтяная, лесная, но только не легкая. Любая индустрия начинается с инвестиций в разработку, образования, развития, продвижения и так далее. Мы можем говорить об индустрии красоты: есть сильные бутики, хорошие коллекции. У нас есть три сильных мультибрендовых бутика: «Элемент Роскоши», «Модные люди» и Dress kod. Однако повторю, модной индустрии у нас нет.

Как вы оцениваете пермских модельеров?

– В Перми сильная школа художников. Наиболее активная часть – это студенты. Они учатся, пробуют свои силы, хотят выставляться и быть замеченными. Но проблема в том, что в Пермь редко заглядывают «охотники за мозгами». Без них модельерам остается рассчитывать только на свои силы. Некоторые все же открывают собственные магазины, выпускают линии одежды. Но основная масса предпочитает уходить в другие профессии.

Среди местных художников, которые пытаются балансировать на российских законах и соответствовать уровню мировой индустрии моды Лена Старикова, Лена Королева, Лена Куликова, студия «ВОК» (Ольга Визовская, Ольа Калашникова и Марина Обухович), Алексей Ворон, студия «Фиоль», Ольга Гладких, «Da! Мы в новом!», «ОХА» студия. Но это маленькие кусочки конструктора, которые в Перми не собраны, разбросаны по разным углам.

Во Франции 5% государственного бюджета инвестируется в моду, а в России даже на образование 1,5%! Еще один яркий пример поддержки модной индустрии «сверху» – Маргарет Тетчер. Придя к власти в Великобритании, она многое сделала для данной индустрии. Благодаря ей возникла знаменитая на весь мир школа Сент-Мартин, в которой обучались такие мастера, как Джон Гальяно, Стелла Маккартни и другие. Многие выпускники теперь возглавляют европейские дома моды.

Каким образом пермским модельерам-художникам удается «выживать» на местном рынке и при этом сохранять свой стиль?

– Очень сложно говорить о некоем стиле, когда пермский художник пытается выживать и соответствовать рынку. Наши художники поставлены в суровые условия. Крупные магазины никогда не станут просить его сделать для них коллекцию. Хочешь быть продаваемым, будь добр – соответствуй общемировым тенденциям. Это в Европе, а у нас следует соответствовать местечковому вкусу покупателя. Если будешь стучать кулаком в грудь и кричать: «Я сделаю революцию в моде!», – то окажешься ни с чем. Потому что для этого необходима работа индустрии рекламы, которая бы тебя раскрутила. Еще один минус – нет нужного материала, аксессуаров, ниток. К примеру, в Пермь не завозят прикладные материалы на мужские пиджаки, а ездить за ней в Москву – если ты год шьешь пять-шесть мужских костюмов – невыгодно.

Вы недавно вернулись из Мюнхена. Расскажите о том, как работает модная индустрия в Европе.

– За пять лет до возникновения тренда маркетологи и социологи проводят исследования. Также дается задание фотографам, которые делают фотографии в определенной цветовой гамме передающие некие эмоции – в мире моды это называется «настроения». По этим «настроениям» создаются модные волокна, нити. Затем по ним создаются ткани и материалы, которые затем станут модными. С тканями можно ознакомиться уже за три года вперед. Я была недавно на выставке модных тканей 2009–2010. У каждой ткани и у каждого цвета должна быть своя фактура: к примеру, белый – шершавый, зеленый – блестящий, темно-серый – пушистый. На выставку приезжают модельеры и дизайнеры, здесь читают лекции о том, что будет модно, художники закупают ткани, пряжу и создают коллекции одежды. Затем они приезжают на выставки, где представляют одежду, организуют показы. Представители крупных магазинов и бутиков закупают на таких выставках одежду или размещают заказы на ее изготовление. В бутик модная одежда поступает к началу сезона. Но у нас в Перми не проходит ни одной подобной выставки, а такие выставки – фундамент индустрии моды.

Каким образом в Перми работает производство?

– Фактически у нас нет производства. Раньше в Перми была уникальная швейная фабрика – одна из пяти крупнейших в России. Но она не вписалась в реалии рыночной экономики, и мы ее потеряли. У нас нет производства – только кустарные мастерские, которые пытаются выживать. Подобные мастерские есть в Италии, на них работает всего шесть человек. Но в Италии есть традиции, помогающие их содержать: культура труда, профсоюзы дизайнеров и портных, законы, гарантия высокой пенсии.

Еще одна проблема – кадровая. ПТУ готовят плохо, хотя теперь и называются колледжами и говорят, что могут подготовить модельера. Но они обманывают детей. Пермские дизайнеры страдают от нехватки кадров. К нам приходят люди, которые не умеют даже шить и кроить. Мы тратим свое время – учим их. Но через год человеку это либо надоедает, либо он решает открыть свою мастерскую. Он идет домой, ставит на подоконник швейную машину и обшивает соседей, используя идеи и наработки бывшего работодателя, а дизайнер снова начинает искать учеников.

Какое учебное заведение по подготовке дизайнеров одежды вы могли бы назвать лучшим в России ?

– Думаю, это Омская школа дизайна – там очень хорошие преподаватели. Также Текстильная академия имени Косыгина в Москве. Несколько частных учебных заведений Петербурга, в общем, все те институты и школы, где есть международные контакты, где преподают известные в модных кругах доценты из Европы. Но вот повысить свою квалификацию дизайнеру, конструктору, стилисту в России практически негде. В этом смысле у нашей школы особое положение. На рынке образовательных услуг школа «МИФ», пожалуй, единственная в России, занимается повышением квалификации специалистов швейной индустрии.

Что должен уметь делать каждый дизайнер одежды?

– Шить кроить, рисовать, в совершенстве владеть компьютером и уметь себя продавать. Хотя бывают и исключения. К примеру, Версаче и Шанель не умели рисовать, однако, это не помешало им стать великими модельерами. Они передавали свои эмоции, а рисовали за них другие.

Из чего состоит себестоимость одежды, сшитой на заказ?

– Я считала, во сколько мне обходится содержание мастерской, существующей при школе. Даже если лаборант ничего не произвела, я плачу ей минимальную зарплату. Плюс налоги, амортизация, аренда помещения, затраты на материалы, зарплата бухгалтера, уборщицы, администратора. Получается, что в мастерской на пять человек на одну единицу персонала, даже ничего непроизводящую, уходит минимум четыре тысяч рублей. Чтобы покрыть все затраты, лаборант (портная) должна приносить как минимум 30 тысяч рублей в месяц. Но девочке-выпускнице для того, чтобы сшить хорошее качественное платье нужна минимум неделя, костюм – две недели, свадебное платье – три-четыре недели.

Кто из пермяков заказывает у вас одежду?

– Пермская интеллигенция с доходом чуть выше среднего. Зачем, скажем, Никите Белых заказывать себе костюм у пермского модельера, если он может позволить себе заказать его у Brioni или Hugo Boss? Костюм от Ирины Филичкиной ему неинтересен. В лучшем случае он купит костюм Breoni и придет ко мне, чтобы подогнать его. Я очень люблю своих клиентов, и они очень быстро перерастают в разряд друзей. Мне интересно общаться с ними, подбирать одежду, соответствующую их темпераменту. К примеру, то, что сангвинику хорошо, меланхолику – смерть. Я должна это знать или угадать. Создать вещь при огромном ассортименте материалов – очень сложно, однако, вполне возможно. Считаю большим достижением – создание вещи вне моды и вне времени. Такие никогда не потеряют духа современности.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем