В Международный день пропавших детей поисковый отряд «ЛизаАлерт» провел в пермском Парке им. Горького эксперимент: волонтер отряда по договоренности с родителями пыталась увести их детей. Малыши соглашались меньше чем за минуту (видео эксперимента смотрите по ссылке). После публикации наши читатели задались вопросом: а как объяснить ребенку, что опасность может подстерегать их не только от «больших, сильных и страшных», но и от самых обычных людей, и при этом не привить им чувство тревожности, от которой дети и так порой нередко страдают? С этими вопросами мы обратились к детскому психологу Марии Шапошниковой, и она написала полезную колонку.
— Безопасность детей очень важна. Мы с самого раннего детства учим ребенка правилам безопасного поведения. Говорим о том, что незнакомый человек может быть опасен. От чужого может исходить угроза. «Нельзя уходить с посторонним, чужим человеком, нельзя разговаривать с незнакомцами», — повторяем мы. Но в то же время учим детей слушаться взрослых, быть добрыми и отзывчивыми. И наши отзывчивые, добрые, любопытные, смелые дети не всегда разделяют опасную ситуацию от неопасной. По данным экспериментальных исследований, 9 из 10 детей уйдут с незнакомым взрослым спасать котенка, донесут чужой бабушке сумку до подъезда, возьмутся провожать заблудившегося мужчину до аптеки, поверят чужой тете, что она пришла с просьбой от мамы и так далее и так далее. Почему так происходит? Как защитить ребенка и помочь ему не растеряться в опасной ситуации?
Дети представляют образ опасного человека так: подозрительный тип бандитской наружности и злодейского вида. Этакий Бармалей. «Уж мы-то его узнаем и убежим», — говорят дети. И мало кто из ребят представляет, что похищение детей совершают самые обычные на вид люди: милые, приветливые, хорошо одетые. Обычные женщины, обычные мужчины.
Ребенок должен знать: опасных людей не распознать по внешности.
Они не ходят в черных куртках и масках, не размахивают ножами. Они ничем не отличаются от нормальных людей. Иногда злоумышленники действуют через детей. Незнакомый мальчик или девочка могут увести с площадки ребенка. Они сообщники преступника.
Если внешность не вызывает подозрения, то что же должно насторожить?
Объясните ребенку: нормальный воспитанный взрослый не будет обращаться с просьбой к детям! Не будет предлагать куда-либо пойти! Не будет просить помощи у детей! Даже если где-то собаку сбила машина или страдает несчастный котенок. Если нужна помощь, взрослый попросит ее у других взрослых! Скажите ребенку так: «Если незнакомый человек подходит к тебе с разговором или просьбой, это либо невоспитанный взрослый, либо опасный человек. С такими людьми не надо быть вежливым. Не разговаривай с чужим человеком. Можно просто уйти. Можно сказать: "Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать!"»
Нормальный взрослый поймет эту фразу и не будет обижаться. А вот похитители или неадекватные люди могут настаивать на дальнейшем общении. Они могут давить на совесть, жалость, могут ругаться, могут преследовать ребенка и продолжать идти за ним. Скажите ребенку: «Если незнакомец идет за тобой, надо громко кричать: "Я вас не знаю, отойдите от меня!"»
Крик — действенный прием от похищения. Злоумышленники не хотят привлекать внимание. Послушные робкие дети стесняются кричать. Потренируйтесь с ними, создайте игровую ситуацию. Сыграйте злоумышленника, а ребенок пусть кричит: «Я вас не знаю! Я с вами никуда не пойду!»
Научите ребенка уходить в безопасное место. Заранее обсудите, что считается безопасным. Например, школа, магазин, спортивная секция, здание поликлиники. Любые места, где есть люди, находящиеся на работе: продавцы, охранники, учителя. К таким людям проще обратиться за помощью, если она будет нужна. Проговорите, что нельзя убегать от преследователей в подъезд, подвал, чердак или безлюдный тихий двор.
Что делать ребенку, если его тянут силой? Падать на землю, не щадя одежды, цепляться за всё, что попадается, и кричать: «Помогите, я не знаю этого человека!»
И еще одна опасность: похититель может знать имя ребенка, имена родителей и друзей. Когда к ребенку обращаются по имени, это может вызвать доверие к незнакомцу.
Предупредите ребенка, что злоумышленники пользуются социальными сетями, узнают оттуда всю информацию. Часто они очень изобретательны, могут придумать разные уловки. Могут прийти за ребенком в школу и сказать: «Мама сегодня задерживается на работе, попросила забрать тебя из школы» или «Мама попала в больницу, срочно едем к ней!» Скажите, что в такой ситуации нельзя верить на слово. Лучше всего вернуться в школу и выяснять всё при учителе, охраннике, других знакомых взрослых, чтобы они тоже были в курсе, кто за ребенком пришел и что случилось.
Иногда преступники могут играть на самолюбии. Они говорят: «Ты чего, боишься, что ли? Струсил?» — и подсмеиваются над ребенком. Лучше показаться трусом, чем подвергнуть себя опасности.
Не заходить в лифт с незнакомцем — это не трусость, а осторожность; не отвечать на просьбы, не разговаривать с незнакомым человеком — это не хамство. Это нормальное, здоровое поведение, которое сбережет от беды.
Ребенок растет. Вчерашний дошкольник становится школьником, потом подростком, и с каждым годом он чувствует себя самостоятельнее, смелее и увереннее. «Никогда никуда ни при каких обстоятельствах не ходи с чужими людьми» должно стать золотым правилом безопасности.
Согласны с автором?