Не всегда сапожникам ходить без сапог. И вот уютным декабрьским вечером трое победителей конкурса «WOW-повар» сами стали гостями столичного ресторана. И не простого, а одного из 50-ти лучших в мире.
Никита Леонов, шеф-повар ресторана «АМАКС» из Перми, су-шеф ресторана «Казан» Александр Мурыгин из Уфы и Елена Знаменская, шеф-повар ресторана «Бочка» из Архангельска собрались в ресторане «Русские сезоны», совместном проекте знаменитых рестораторов Марка Кауфмана и Анатолия Комма, для того, чтобы отведать дегустационный сет «Осень 2014», содержание которого до последнего момента держалось от них в секрете.
Казалось бы, чем можно удивить профессионалов в работе с едой? Шеф-повару «Русских сезонов», Владимиру Тихомирову, это удалось. В ресторанах высокой кухни шеф-повара чаще бывают приглашенными гостями. Например, накануне в ресторане «Русские Сезоны» прошли гастроли итальянского шеф-повара Энрико Бартолини (Enrico Bartolini), одного из самых талантливых молодых шефов Италии, обладателя двух звезд Michelin. На этот же раз победителям нашего конкурса вовсе не обязательно было стоять у гастрономического алтаря. Один из лучших видов Москвы – с террасы ресторана на предновогодний Тверской бульвар, украшенный воплощенными грезами детских сказочных мечтаний, мягкая музыка, тающие в атмосфере официанты, все это служило драгоценным обрамлением главного сокровища – ужина. Ведь если блюдо доведено до совершенства, то и обстановка, в которой предлагается им насладиться, должна соответствовать и дополнять его.
Открыло вечер заливное из мурманского лосося на подушке из шпината с сугробами из хрена. Камчатский краб с мороженным из морского гребешка, щучья икра и соус из донских раков гармонично продолжили это сказочное путешествие по изыскам молекулярной кухни.
Вынос: молекулярная кухня – раздел трофологии, связанный с изучением физико-химических процессов, которые происходят при приготовлении пищи. Термин «молекулярная гастрономия» был введен в употребление в 1992 году физиком Николасом Курти из Оксфордского университета и французским химиком Эрве Тисом. Первому из них приписывают изречение: «Беда нашей цивилизации в том, что мы в состоянии измерить температуру атмосферы Венеры, но не представляем, что творится внутри суфле на нашем столе». Источник: Википедия
Яйцо пашот со спаржей и трюфельной инъекцией поразили сначала воображение, а затем и вкусовые рецепторы наших победителей, и надо отметить, что по роду своей деятельности, они являются взыскательными дегустаторами. То, как была подана уха из волжской стерляди с копченым салом, можно сравнить с небольшим, но впечатляющим спектаклем. Вы вряд ли прочитаете в книге с советами по кулинарии тонкости использования жидкого азота в приготовлении пищи и мало где сможете отведать столь небанальную гастрономию. Вечер непринужденно продолжался, и вот уже макароны по-камчатски сменил эклер со сморчками.
Гвоздем ужина стало филе северного оленя с пюре из цветной капусты и белыми груздями. Завершил этот потрясающий вкусовые рецепторы парад деликатесов черничный десерт.
И вот тут оказалось, что самое интересное ждет наших победителей впереди. Не каждый день можно посетить кухню знаменитого шеф-повара, своими глазами увидеть работу с едой, с использованием текстур и жидкого азота. И не каждый шеф-повар топ-уровня захочет поделиться с вами тонкостями, секретами и даже рецептами!
Шеф-повар ресторана «Русские сезоны», Владимир Тихомиров:
«Ничего сложного в молекулярной кухне нет, надо лишь однажды попробовать и понять. Это в начале 2000-х, когда все было в новинку, а я, образно выражаясь, еще рыбу чистил, приходилось искать и оборудование, и ингредиенты. Зато было несложно держать высокую марку.
К сожалению, большинство посетителей ресторанов в России желают быстро поесть. Не всем знакома культура и удовольствие гастрономии. В Европе, например, никто не спросит «а когда же будет уже готово?». Приходя в ресторан, люди отдыхают. Безусловно, гостей нельзя заставлять понапрасну ждать. Хорошо бы сделать ему небольшой презент за ожидание, аперитив. И уж если блюдо делается долго, оно должно быть выполнено безупречно.
Я практически не добавляю соли и перца, у них сильные вкусы, а усилители вкуса не использую в принципе, вы можете это увидеть на моей кухне. Без соли и перца блюда получаются мягкими. А добавить их каждый всегда может по своему вкусу».
Шеф-повар ресторана «АМАКС» Никита Леонов, победитель конкурса «Вау-повар»: «Первые три слова, которые приходят в голову при виде такого ужина: необычно, красиво, классно. Однако после того, как попробуешь, понимаешь, насколько это просто, даже обычно и немного не доиграно. Я мог бы попробовать внедрить в Перми примерно половину этих блюд, конечно, внеся свои дополнения.
Одно я могу сказать совершенно точно: я получил мощный заряд эмоций и впечатлений!