Рабочие ООО «Камский кабель» перешли на шестидневную рабочую неделю и увеличенный рабочий день. Естественно, не по своей воле. Крупнейшее предприятие края оказалось заложником кризиса: людей сократили, а работать оказалось некому. Теперь, чтобы выполнить большой заказ, рабочие должны вкалывать, как негры на плантациях.
«Оптимизация работы предприятия из-за сужения рынка кабельной продукции в строительстве и отдельных отраслях промышленности» – так звучало официальное обоснование сокращений на ООО «Камский кабель». Оптимизация, по идее, подразумевает какое-то разумное преобразование, способствующее более эффективной работе компании в определенных условиях. Здесь условие было сформулировано страшным словосочетанием – мировой экономический кризис. Предприятие в январе и мае сворачивало производство – простои длились по несколько недель.
В результате, как отмечает второй секретарь крайкома КПРФ Сергей Андреянов, с начала 2009 года здесь было сокращено порядка 2400 человек. Сейчас на предприятие поступил большой заказ, и чтобы выполнить план сотрудников вынудили перейти на шестидневку плюс прибавили часы к рабочему дню. В связи с этим во вторник, 7 июня, крайком КПРФ вместе с инициативной группой «кабельщиков» проводят у проходной завода митинг. По словам Сергея Андреянова, на предприятии царит тяжелая атмосфера – рабочие боятся новых сокращений, соответственно, боятся и возмутиться.
«Были простои. Руководство сказало, что эти часы необходимо отработать», – говорит уже экс-сотрудник «Камского кабеля» Олеся Катаева. По ее словам, у завода заказы есть. Однако меры по оптимизации (читай: сокращение) никак не уменьшили нагрузку на сотрудников. Вот и вынуждены работники вкалывать на тяжелом производстве по шесть дней в неделю. «Охрана зорко следит за сотрудниками. Шаг влево, шаг вправо – увольнение», – резюмирует Олеся Катаева. Зарплата заводчан, кстати, осталась на прежнем уровне, да и кому какое дело, сколько часов работы добавилось – кризис же на дворе, надо спасать любимый завод.
Между тем руководство «Камского кабеля» заявляет, что все принятые меры не противоречат трудовому законодательству. «Я не вижу поводов для митинга, – говорит директор «Камского кабеля» по административным вопросам Вадим Карлинский. – Рабочий день, на самом деле, никто не увеличивал. А шестидневки получаются из-за того, что некоторые субботы были «перенесены» с осенних и зимних дней: в связи с увеличением заказов. В будущем – зимой и осенью – рабочие в эти дни будут отдыхать. У нас не ущемляют права».
Работники, как мы уже отмечали, боятся заявить о нарушениях прав в соответствующие инстанции. По их словам, политика завода такова, что невыполнение объемов карается не лишением премии или выговором, а увольнением. Крепостное право возрождается. Хочешь купить свободу, продай еду своих детей. Многие семьи выживают за счет приусадебного хозяйства, однако, нынешняя тяжелая шестидневка вносит свои коррективы: не у многих возникнет желание единственный выходной согнуться в позу буквы «Г» у грядок.
Правозащитники, прокуратура, специалисты центров занятости населения рекомендуют людям, попавшим в похожую ситуацию, отстаивать свои права. «Не бойтесь обращаться в суд, в надзорные органы», – вновь и вновь повторяют специалисты.
Действия руководства «Камского кабеля» неправомерны, уверены юристы. Работодатель нарушает установленный законом порядок изменения существенных условий трудового договора, а также процедуру привлечения сотрудников к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
Как отмечает юрист Агентства юридической безопасности «Интеллект-С» Анастасия Моторина, в соответствии со статьей 57 Трудового кодекса РФ, режим рабочего времени и времени отдыха являются существенным условием трудового договора. Трудовой договор позволяет изменить данное условие в одностороннем порядке только если имеются основания, предусмотренные статьей 74 ТК РФ, а именно: в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены. Поступление нового большого заказа не подпадает под понятие «изменение организационных или технологических условий труда». Изменение условий договора возможно только по соглашению сторон. Иными словами, работник должен согласиться на сверхурочные, причем в письменной форме.
Накапливающее раздражение от шестидневки может вылиться во что-то более тяжелое, нежели разборки с начальством. Взять хотя бы сегодняшнюю криминальную сводку: вечером в один из торговых павильонов «Продукты», расположенном на Комсомольском проспекте, ворвался безработный мужчина и, угрожая газовым баллончиком, похитил кассовый аппарат с деньгами в сумме около 30 тысяч рублей. А дело инкассатора Шурмана, который решился на похищение 250 миллионов рублей из-за того, что ему понизили зарплату, уже стало притчей во языцех. Бабло победит зло, утверждают специалисты эстрадного голословия. Но Пермь всегда отличалась от других территорий...