Главный пермский спасатель – фигура легендарная. Коллеги и знакомые говорят о нём с неизменным почтением: «Матёрый человечище!». Строгий и справедливый. Если дело – то до конца, если отдых – то на все сто активный, если работа – то без права на ошибку и без послаблений для коллектива. Несмотря на колоссальную занятость, в беседе с корреспондентом 59.ru Олег Попов рассказал о проблемах с безопасностью в крае, о проблемах беспечной и недальновидной части населения, о службе МЧС, о своих достоинствах и недостатках.
– Расскажите, пожалуйста, как долго вы работаете в структуре МЧС, и с чего это все начиналось?
– В МЧС я работаю с 1998 года, придя сюда после военной службы. Первоначально занимал должность заместителя командира 188 отдельной спасательной бригады, затем был командиром 239 отдельной учебно-спасательной бригады и с декабря 2003 года, то есть скоро уже семь лет, я являюсь начальником Главного управления МЧС России сначала Пермской области, затем Пермского края.
– Как вы думаете, отличается ли Пермь в плане безопасности от других регионов?
– Все зависит от категории города. Все регионы делятся на три категории. Первая – экономически развитые территории, в которых уровень и объемы промышленности, скопления потенциально опасных объектов очень велик. Здесь развита и инфраструктура: нефтепроводы, газопроводы, ведётся нефтедобыча, развивается химическая отрасль – вот это первая группа. Вторая группа регионов – это регионы, в которых присутствуют в одинаковых пропорциях сельское хозяйство и промышленность. И третья категория – это регионы сельскохозяйственные.
Пермский край относится к первой группе субъектов Российской Федерации. Естественно, получив все блага цивилизации, мы получили и все сопутствующие опасности. С этой точки зрения промышленность Пермского края и других субъектов Приволжского федерального округа (Самары, Нижнего Новгорода, республик Башкортостана, Татарстана) как наиболее экономически развитых представляют максимальную опасность для населения и для окружающей среды. Стоит учитывать и износ промышленного оборудования. У нас сейчас, «по самым скромным подсчетам», основной износ промышленных мощностей составляет от 40 до 70 %. А вот если мы возьмем жилищно-коммунальное хозяйство, то там состояние дел еще хуже. Но ведь простому-то человеку это абсолютно без разницы. Если у нас в зимнее время система ЖКХ выйдет из строя, и город останется без тепла, без воды, это будут уже достаточно серьезные неприятности для населения.
Поэтому Пермский край с какими-то субъектами идет вровень по этим всем рискам, в каких-то субъектах рисков поменьше. Но самой системе МЧС работы хватает везде. Независимо от того, какой это субъект: сельскохозяйственный или промышленный. Работы МЧС хватает везде, потому что деятельность МЧС многогранна: область гражданской обороны, область предупреждения чрезвычайных ситуаций, сложнейший и тяжелейший вопрос обеспечения пожарной безопасности, обеспечения порядка на воде – это все входит в сферу деятельности МЧС. Независимо от того, отличаемся ли мы или нет, смею вас заверить: работы хватает.
– Гости города в один голос утверждают, что в Перми просто огромные темпы строительства. Может ли эта скорость, по вашему мнению, впоследствии сказаться на безопасности населения города?
– Согласно федеральному законодательству с 2007 года государственный пожарный надзор ни в одном из этапов строительства жилья не участвует. Если раньше Госпожнадзор работал практически на каждом этапе: начиная с отбора земельного участка, выбора площадки, контроля над ходом строительства и заканчивая приемкой объекта (все вопросы, касающиеся норм и требований пожарной безопасности). Сейчас ГПН от этого дела отведен. Представитель госпожнадзора приходит на объект с тем, чтобы осуществлять мероприятия по контролю, но уже после того, как дом построен и сдан.
Единственное, в чем мы участвуем, – это согласование зон критического затопления. Если та или иная зона в случае какого-то форс-мажора будет подвержена затоплению, МЧС разрешения на строительство не даст. Возьмем Камскую долину. Очень долго обсуждались вопросы, что земля там пустует. А между тем Камская долина является зоной критического затопления. В остальных случаях… Захотели построить – взяли и построили 28 этажей. Захотели построить сто этажей – построили сто. Вопрос о том, как в случае пожара спасать людей и как людям оказать помощь, для собственников строящихся объектов почему-то не стоит. У нас есть тридцати, сорока- и пятидесятиметровые пожарные автолестницы. Считайте: 3 метра – один этаж. До какого этажа достанет 50-метровая лестница?
О введении новшеств в области обеспечения пожарной безопасности – строительстве вертолетных площадок, говорить, по всей видимости, пока рано. Бизнес не готов вкладывать в это деньги. Строить – готов, выгодно продавать – тоже готов. Здесь очень много вопросов. Однако при планировании возведения дома на статью обеспечения безопасности выделяется недостаточно средств. Строя высотное здание, помимо расчетов – развалится дом или не развалится и прочих составляющих – обязательно нужно вкладывать деньги в обеспечение пожарной безопасности.
Еще один важный вопрос. В каждом доме есть система пожарной сигнализации. По крайней мере, когда дом сдан комиссии, мы через два-три месяца приходим и проверяем, чтобы там были датчики и пожарные рукава. Но и жителям необходимо знать: если рукав есть, то подключен ли он, а если подключен, то работает ли там система водоснабжения дома и так далее. Люди как-то не обращают на это внимания. Но это до поры, до времени. В данном случае я хочу сделать акцент на проблеме уровня культуры безопасности населения: пока она недостаточно высока.
– А насколько хорошо работает система предотвращения чрезвычайных ситуаций в Пермском крае?
– Ни одна из существующих структур не в состоянии решить задачу самостоятельно. Особенно когда это касается такого глобального вопроса, как предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. В постановлении правительства Российской Федерации № 794 говорится о том, каким образом осуществляется работа системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Система многоуровневая. Она существует на федеральном, субъектном, муниципальном уровне и на уровне объекта. Помимо того, что система создана, на каждом уровне должен быть умный, грамотный и профильно обученный руководитель. Мало быть хорошим строителем или, предположим, хорошим милиционером. Человек еще должен быть обучен работе в системе.
Я считаю, что на сегодняшний день краевая система достаточно подготовлена, постоянно находится в развитии. В Пермском крае создана значительная федеральная группировка – почти 4 тысячи человек. У нас создана противопожарная служба края, которая сегодня составляет 1,3 тысячи человек. В течение еще 3 лет служба будет пополняться – до полутора тысяч сотрудников. Это, поверьте мне, достаточное количество личного состава.
Следующий вопрос, который решается в этом отношении, это то, что пожарные части становятся пожарно-спасательными. Закупается аварийно-спасательное оборудование, личный состав обучается, растет мастерство. У нас уже сейчас почти 9 тысяч пожарных-спасателей на территории края, которые занимаются вопросами обеспечения пожарной безопасности. То есть это федеральная группировка, федеральная противопожарная служба, договорная противопожарная служба, противопожарная служба края, противопожарная служба объекта. Кроме всего этого есть муниципальная пожарная охрана, есть частная пожарная охрана, есть ведомственная пожарная охрана. И сейчас в перспективе развития, как и во всем мире, – добровольная пожарная охрана. В Европе в городах с населением меньше 40 тысяч вообще нет пожарных-профессионалов. Добровольцы тушат 100 % возгораний.
В целом сама система предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Пермском крае, я считаю, есть. И эта система работает, показывает свои результаты. Нет предела в совершенствовании этой системы, но она развивается не хуже, чем в других субъектах, а многих и лучше.
– Вы сказали, что личного состава достаточно, а как вы оцениваете его подготовку?
– Конечно, было бы идеально, чтобы у нас возле каждого занавеса, возле каждой двери объекта стоял специалист-пожарный. Но этого быть не может. У нас нормальное количество и соотношение пожарных края к числу жителей. Раньше был такой норматив, сейчас его нет. Сейчас самое главное, основное, чтобы экстренная служба вовремя прибыла на помощь. Согласно 123-му федеральному закону прибытие к месту пожара в городе должно быть осуществлено за 10 минут, в сельской местности – за 20 минут. Это напрямую связано с обучением личного состава, с его действиями. Для того чтобы идти в огонь, чтобы рисковать своей жизнью, нужен человек обученный. Он должен быть специально подготовленным, должен пройти медицинское освидетельствование. И, смею вас заверить, наши подчиненные все эти обязанности выполняют.
Если говорить о каких-то отдельных достижениях по подготовке… Ну как можно оценить пожарную часть? Поставить тройку, двойку? Самое главное – это вовремя прибыть на пожар, успеть спасти людей. Если говорить о каких-то высших достижениях, то приблизительно 60 % российской сборной по пожарно-прикладному спорту – это воспитанники Пермского края. Вообще, являясь пожарным, нельзя не заниматься каким-либо видом спорта. Просто сама работа предполагает, что человек должен быть физически развитым, физически подготовленным. Ну и я уже говорил, что необходима определенная подготовка. Без обучения пожарный просто не может идти в огонь юридически. Эта довольно серьезная подготовка проводится у нас с определенной периодичностью. Сегодня у нас есть школа оперативного мастерства для начальников пожарных частей. Нет таких периодов, чтобы мы не занимались подготовкой личного состава. Она идет постоянно.
– Как вы считаете, насколько готов случайный прохожий в городе прийти на помощь человеку, который в этом нуждается в той или иной чрезвычайной ситуации?
– Исходя из того, что любому нормальному человеку не чужды понятия долга и сострадания, я считаю, каждый в меру своих возможностей может протянуть руку помощи другому человеку. Но на деле, как показывает практика, не все. Такого народа у нас выше крыши выросло за последние десятилетия. Видимо, где-то какой-то провал был в воспитании. Иждивенцев хватает, тех, кто пройдёт мимо человеческого горя. Но все-таки людей, которые готовы помочь – больше!
Другой вопрос, готов ли человек оказать нормальную квалифицированную помощь. Человек и сам должен о себе как-то заботиться. Даже с точки зрения, умеет ли он плавать. Я уже не говорю про умение делать искусственное дыхание или самые элементарные вещи – закрытый массаж сердца, какие-то другие спасательные мероприятия. Этим надо заниматься. Это надо воспитывать, причем с детского возраста, со школы. Раньше были уроки начальной военной подготовки как уроки русского языка, уроки математики. Почему-то теперь считается, что без математики жить нельзя, а без элементарных знаний с точки зрения безопасности, жить можно. Без этого человеку вообще жить нельзя! Родители должны и сами это уметь и своего ребенка обучать.
– Но НВП и ОБЖ со школьной программы могут забываться. Как вы думаете, может, стоит повышать уровень грамотности населения, организовывать какие-то открытые уроки?
– Я считаю, что просто вопросы пропаганды безопасного образа жизни должны присутствовать всегда и везде: в школе, на предприятии в качестве инструктажей по соблюдению техники безопасности. Должно быть больше обучающих передач. У нас должны быть какие-то сезонные акции, которые мы, кстати, проводим. Сейчас мы занимаемся вопросами половодья. Оно у нас еще не закончилось, мы уже занимаемся вопросами лесных пожаров. Лесной пожар очень легко может перейти в пожар деревенский, городской. В прошлом году в Оренбургской области целые улицы сгорали. За считанные часы, или, может быть, считанные минуты 2-3 улицы выгорели полностью. Поэтому человек всегда должен быть готов к любой ситуации и знать, что необходимо предпринимать в том или ном случае.
Необходимо всячески развивать и поддерживать пропаганду здорового образа жизни. В этом активно помогают и средства массовой информации.
– А если говорить отвлеченно, как вы думаете, в чем главная проблема Пермского края?
– Думаю, не надо говорить про Пермский край отдельно. У нас по всей Российской Федерации везде проблема примерно одинаковая: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Человек думает, что беда может случиться где-то, но не у него, не с его близкими. Есть присущее наплевательское отношение к вопросам своей безопасности. Зачем ставить систему пожаротушения в доме, если этот дом не горел сто лет? Для чего тратить денежные средства? Хотя, поверьте, система пожаротушения стоит не такие уж большие деньги. А еще дешевле система оповещения о пожаре. Вот у меня дома она стоит, она работает. У меня дома огнетушитель есть, на кухне стоит. И у многих уже есть. Мне друзья все чаще, чаще звонят и спрашивают: «Где огнетушитель купить хороший? Где купить установки для того, чтобы его в доме поставить?» Звонят с другими подобными вопросами. С удовольствием людей консультирую.
Для того чтобы жить безопасно, человеку необходимо в первую очередь самому о себе заботиться. А потом уже все остальное.
– А вы, как руководитель управления, часто бываете на выездах, например, на пожары?
– В основном это по вопросам профилактики. Сначала идет предупреждение, а потом уже спасение.
Конечно, по роду своей деятельности мне приходится участвовать в ликвидации чрезвычайных происшествий, от этого никуда не уйти. Но основная задача – это выезжать в районы, проверки районов осуществлять, проверять, насколько там готовы к ликвидации ЧС. Насколько наши силы и средства на территории к этому готовы. Проверки ведутся постоянно. Только федеральных у нас более 100 пожарных частей. Их надо постоянно держать под контролем, проверять. Поэтому выезжать приходится довольно часто. И я могу сказать, какой район лучше, какой хуже, какой район получает удовлетворительную оценку, где по каким-то параметрам надо еще поработать.
Вот сейчас мы очень серьезно занимаемся внедрением в абсолютно новой системы ликвидации всевозможных кризисных ситуаций. Создан региональный центр управления кризисными ситуациями РФ. Созданы центры управления КС в субъектах РФ. В это дело вкладываются огромные средства. И сейчас все вопросы президентом, правительством, председателем правительства решаются с этого национального центра управления кризисными ситуациями. Конечным звеном этой вертикали должна быть единая диспетчерская служба муниципального образования. Многие главы муниципалитетов говорят, что у них нет денег, нет средств, нет ничего. А людям надо помогать сегодня. И мне не понятно отношение некоторых глав поселения к обеспечению безопасности своего населения.
Вертикаль антикризисного управления в РФ не новая, она уже второй год внедряется по всей территории страны. В некоторых муниципалитетах эти вопросы не решаются или решаются очень туго. Все опять же объясняют отсутствием денежных средств. Но насколько быстро, качественно, эффективно решается данный вопрос в муниципалитетах – очень важно. Муниципалитет – это самое уязвимое звено и самый первый уровень системы ликвидации ЧС, который должен быть на передовой. У нас 90 %, и даже, наверное, 95 % – это ЧС локального характера, то есть не далее объекта, либо муниципального характера, а потом уже регионального, межрегионального, федерального.
Поэтому выезжать приходится очень часто с целью методической помощи в том, чтобы система предупреждения и ликвидации ЧС была сильной, эффективной и работала максимально полезно для населения.
– Скажите, есть ли у спасателей какие-то приметы, суеверия?
– Есть такая шутка: если воин бреется – он надеется на то, что будет жить. У каждого человека есть суеверия… Но скажу так, что если мы едем спасать людей, то черная кошка нам не помеха. Это абсолютно точно. Другой маршрут, другую улицу мы выбирать не будем.
– А у вас лично есть какие-то приметы?
– Ну, наверное, есть. Но почему-то на эти приметы начинаешь обращать внимание, когда все уже закончено. Вовремя на приметы не особо обращаешь внимание. Там думаешь о том, чтобы в сроки и грамотно принять решение, реализовать и, самое главное, претворить это решение в жизнь. А потом уже начинаешь думать, что запнулся где-то или еще что-то там, например, кто-то там с пустым ведром встретился… Так что все мы люди, и нам присущи всякие слабости, сомнения. Другой вопрос, сможет ли человек эти сомнения отмести, перебороть свой страх. Ведь нет абсолютно бесстрашных людей, а есть люди, которые могут побороть свой страх ради выполнения долга, ради выполнения поставленной задачи.
Спасатель исходит из того, что невыполнимых задач нет. И что кроме нас эту работу никто не сделает. Ее можем сделать только мы, по крайней мере, альтернативы нам нет, как нет, например, альтернативы милиции в наведении общественного порядка и его поддержании. Наша задача – помогать как можно сильнее, мощнее, заниматься пропагандой, агитацией, предупредительной работой, разъяснять населению, что должно быть.
– Положа руку на сердце можете ли вы сказать, каковы ваши главные достоинства и главный недостаток? Либо как руководителя, либо как человека.
– Про достоинства? Я уже сказал, что любой человек, который занимается выполнением такой работы как моя, должен четко представлять, что нет невыполнимых задач, все задачи выполнимые. Я лично в этом уверен, уверен на 100 % в своем коллективе, в людях, которыми я руковожу, работу которых я возглавляю. Уверенность в коллективе – это действительно достоинство любого человека. Знать, что ты не один, что рядом единомышленники. И эти единомышленники для того, чтобы выполнить задачу, обладают определенными знаниями и умениями. Мозгами, в конце концов.
Недостаток? У меня, как и у каждого человека, есть недостатки. Наверное, они где-то проявляются, но как понять достоинство это или недостаток? Иногда думаешь, что надо бы закрутить пожестче, а человека жалко. Это достоинство? Голову человеку взять и открутить, чтоб потом не мучиться… Или выбрать другой путь: обучать, рассказывать, наказывать, воспитывать. Так что это: достоинство или недостаток? Я скажу, что недостаток, а другой человек – что достоинство.
Ленивые мы все, ленивые! Задави в себе гордыню, изгони из себя лень! И все будет нормально.