В этом мире каждый волен сам выбирать, во что ему верить, как одеваться и какую музыку слушать. А вот тех, кто рядом, выбрать мы можем не всегда. Точно так же нельзя заставить кого-то быть другим, стать правильным по чужой указке. Да и где оно, это «правильное»?
В редакцию 59.ru пришло письмо – крик отца, столкнувшегося с неожиданной и страшной проблемой: сын – уже не сын. Он уходит, исчезает.
«Всю жизнь я воспитывал Антона по человеческим моральным нормам, – пишет Алексей Космымин. – Он рос добрым и отзывчивым, без вредных привычек. И соседи, и учителя положительно отмечали мальчика. Сам я человек верующий, хожу в православную церковь».
Полгода назад Алексей после долгих споров разрешил сыну сходить на рок-концерт – хотя сам и не одобрял рок. «Я всё-таки был уверен, что это обычный концерт, но на самом деле оказалось все иначе! Под маской концерта проходил настоящий шабаш, как выяснилось позже – проведённый оккультной группировкой «Inhein», исповедующих направление «блэк метал». Мне мало что удалось выяснить, но, судя по всему, это одна из самых деструктивных сект. Позже я нашёл у сына диск с их «музыкой» и скрытой пропагандой. Это какой-то нечленораздельный рёв, видимо, призванный вызывать низменные желания и агрессию в состоянии опьянения, потому что нормальный человек такое слушать не будет!» – пишет отец. Но увиденное в Интернете потрясло его больше всего: «Звериный образ, они похожи то ли на трупов, то ли чудовищ, демонстрирующие оккультную символику и открытую ненависть к христианству. На фото отчётливо видны их ликующие, толкающиеся «фанаты», находящиеся то ли в наркотическом, то ли в алкогольном опьянении, показывающие «козу».
Из разговоров со сверстниками сына Алексею удалось выяснить немного: они говорили о «культе смерти» и «нетерпимости», о «последователях храма чёрного света». Никакие разговоры не помогли, сына после этого как подменили. Он продолжал и дальше ходить на эти сатанинские игрища. Стал угрюмым, необщительным и раздражительным. Позже отец обнаружил, что Антон увлёкся чтением специфической литературы и просмотром большого количества фильмов ужасов. Алексей всё больше терял связь с сыном и начал всерьёз беспокоиться за его психическое здоровье. Эти диски, как ему позже удалось выяснить из разговора с друзьями сына, каким-то образом расходятся во многие города, а информация о группе общедоступна и распространяется достаточно быстро.
«Люди, которые за этим стоят, не показывают своих лиц, кроются только за своими ужасными образами и скрываются под кличками. Я боюсь предположить, что там может быть ещё, но неопытная молодёжь, которая просто ищет острых ощущений, быстро становится жертвами этой сатанинской группировки, по психическому воздействию разве что сравнимых со стихийным бедствием! Все пущено на самотёк, никто не контролирует ситуацию, я не знаю, кто мог бы ещё помочь, а они меж тем активно действуют», – ужасается отец.
Обратившись в Центр социально-психологической адаптации и терапии с вопросом, насколько опасно подобное увлечение, обнадёжены мы не были. «Такие готические направления проповедуют тему смерти, насилия над собой, жертвы, бессмысленности жизни, – ответили нам. – В основном они привлекают молодых людей и тинейджеров – тех, кто ещё не определился со смыслом своего существования. Как правило, это подростки, которые не получили чего-то важного в жизни. У них нет отца, а если есть, то пьющий. Или в семье какая-то разобщённость: живут, например, три человека вместе, но как будто по отдельности».
По словам психолога высшей категории Людмилы Кочкаевой, приверженность тяжёлой музыке провоцирует изменения личности. Это уже психиатрия. И лечение здесь тоже психиатрическое: погружение в глубокий сон, когда человек уходит в прострацию, отрываясь от реальности, определенные лекарства, позволяющие пациенту по-новому ощущать себя, беседы – они нужны для того, чтобы появилась какая-то «зацепка» в жизни, какой-то смысл. Очень важно влияние семьи, поддержка самых близких. «Когда смотришь на этих ребят – ночующих на кладбищах и слушающих специфическую музыку – становится ясно, что они потеряли что-то очень важное, – говорит Людмила. – Это уже не обычные дети, они другие, они «тяжёлые». В этой области мы, психологи, оказываемся очень слабыми. Ведь рок-музыка основана на повторении определенных звуков. Она кодирует, программирует человека, вызывая стойкое, необратимое изменение личности. Даже если этих людей спасти, внутри у них всё равно останется что-то испорченное».
Более спокойно на эту тему отозвался пермский священник. «Нельзя с ходу сказать, что все слушающие «блэк метал» – сатанисты, – ответил нам Отец Димитрий. – Каждый случай нужно рассматривать в отдельности. В целом хочу сказать, что люди начинают увлекаться готической культурой от бездуховности: тогда, когда не видят в жизни смысла и когда стремятся только к материальным благам».
Сама «бездуховная» молодёжь относится к этому проще. По словам любителя тяжёлого рока и металла, студента ПГТУ Максима, на сегодняшний момент увлечение готической культурой в Перми – это, в большинстве случаев, профанация. «В России и, в частности, в Перми готами чаще всего становятся для того, чтобы выделиться, чтобы показать свою «крутость», – рассказывает он. – Иногда к этой субкультуре приобщаются с «фотографическими» или «постановочными» целями. Конечно, изначально «блек метал» как направление создавалось с уклоном к готической тематике. Но со временем всё изменилось. В наше время некоторые группы могут просто «играть на сцене», притворяясь жестокими извращенцами, помешанными на крови и смерти. А в обычной жизни они могут быть очень милыми и приятными людьми. Если бы они были злыми, они бы не записали столько альбомов: надо же с людьми при этом общаться», – смеётся собеседник.
Молодая православная пермячка Евгения Курбатова поддерживает его: «Я не вижу ничего критического и криминального в готической культуре. Сама слушаю такую музыку по настроению. Ассоциации с сатанизмом здесь зачастую надуманные и строятся в основном на стереотипах. А молодежь всегда будет стремиться выделиться и заявить о себе, в том числе и через атрибутику готической культуры. Зачастую это всего лишь этап. Поэтому не думаю, что родителям надо чересчур сильно беспокоиться. Лучше дать сыну понять, что они уважают его выбор и продолжают его любить. Если отношения будут выстроены на взаимопонимании и доверии, то сын сам в дальнейшем не уйдет в радикализм. – И добавляет, – лишь бы папа с сыном помирились».