5 лет назад — 14 сентября 2008 года в Перми произошла одна из самых страшных авиакатастроф в истории современной России. Ранним воскресным утром в черте города разбился пассажирский самолет «Боинг» - 737 авиакомпании «Аэрофлот-Норд». Все находившиеся на его борту 88 человек погибли. В годовщину трагедии корреспондент PRM.ru пообщался с очевидцами трагедии и родственниками погибших на борту авиалайнера пассажиров.
Цифры
В 5:11 по местному времени на телефон 01 стали поступать первые звонки о пожаре в Индустриальном районе по ул. Самолетная. Спустя несколько минут на место прибыли первые пожарные расчеты. Площадь очагов горения составила 2 тыс. кв.м.
В 5:20 на телефоны экстренных служб стали поступать сигналы от граждан о крушении самолета. В то же время из аэропорта Большое Савино поступило сообщение о пропаже самолета с радаров. Были подняты городская и краевая службы спасения. Пожару присвоен ранг №3. Остановлено движение поездов.
В 5:40 на место падения самолета прибыли представитель СУ СКР по Пермскому краю, руководство города и края. Территория крушения самолета была разделена на десятки участков. На каждом из них работал один следователь и 5-6 спасателей-пожарных. К ликвидации авиакатастрофы были привлечены около 1,5 тысяч человек. Более трех десятков большегрузных машин было загружено обломками самолета.
Павел Шевченко, очевидец:
- Было ранее утро. Я проснулся от громкого звука, как будто что-то взорвалось. В нашем доме, где мы жили, жили и мои родители, но их подъезд из нашего окна виден не был. Я подумал, что взорвался газ, и вышел из дома. Смотрю, вроде все подъезды целы. Мимо шли трое молодых парней, они сказали, что взорвалось что-то недалеко от нашего дома. Мы дошли с ними до улицы Карпинского и там встретили сторожей, те сказали, что упал самолет. Мы побежали с ребятами к месту падения, чтобы оказать помощь. Ребята спустились вниз, к железной дороге, а я остался наверху. Потом они вернулись и сказали, что помогать уже некому. Минут через пятнадцать после взрыва на месте были спасательные службы. Знаете, городок у нас не такой уж большой. Знакомые знакомых там погибли. Очень жаль людей.
Илья:
- Мама летела ко мне на день рождения. В то утро я приехал встречать ее в аэропорт. Сначала была тишина, ничего не объявляли. Потом милиция перекрыла движение, на территорию аэропорта перестали пускать. Я спросил в справочной, почему задержка рейса? В справочной девушка, потупив взгляд, сказала: Обращайтесь в Аэрофлот. Поднялся наверх, в их офис, тогда мне сказали, что самолет упал. Тяжело все это тогда воспринималось. Я поехал домой, в интернете прочитал всю информацию, стал в Москву звонить знакомым, спрашивать, кто последний видел маму. До последнего не верил, что она села на борт, хотелось верить, что она не попала в самолет.
Татьяна Сенкевич:
- Сын и невестка погибли. В официальную версию следователей я не верю. Вы видели место падения самолета? Здесь ведь даже повреждено практически ничего не было, а самолет, между тем, на мелкие куски разбросало. Тело сына своего я так и не видела. Нам передали закрытый цинковый гроб. Сразу же после авиакатастрофы я встречалась с экстрасенсом. Она мне сказала: я не вижу вашего сына ни на земле, ни на небе. Он как будто исчез, растворился в воздухе.
Спустя пять лет родственники погибших добились возобновления расследования уголовного дела по факту крушения самолета в Перми. Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина, потерявшая в авиакатастрофе близких людей, рассказала PRM.ru, что в деле остались без ответа масса вопросов.
- Те вопросы, которые мы неоднократно задавали в адрес руководства следственного комитета, прокуратуры, руководства страны, остались для нас без ответа. Мы не столько искали виновных, требовали крови, сколько обращали внимание на анализ заключения МАК и следователя. Ряд вопросов остались неисследованными, а это вопросы безопасности полетов, все то, что связано с процедурой взлета и посадки самолетов и подготовки специалистов к полетам. Непонятна работа частных фирм, закупающих самолеты, которые через несколько месяцев должны быть списаны. Почему авианадзор позволяет заключать такие сделки и использовать такие самолеты? Поэтому, последний раз, когда обращалась в аппарат президента России, мы этот анализ им предоставили, и я некие пояснения по этому поводу давала. Все эти пять лет дело вел следователь из Москвы. Сейчас документы вернулись в Пермь, и мне кажется, это очень важно. Нам очень нравится, как начали работать наши следователи. Первым делом они встретились с родственниками, еще раз уточнили, что в предыдущем расследовании у них вызывает тревогу. Это расследование должно не быть сведено только к вине пилотов, и мы говорим о том, что погибшие, наши дети, как укор всем. Мы должны быть уверены, что другие люди в авиакатастрофе не погибнут.
Народные версии трагедии
На прошлой неделе в Перми возобновили расследование дела о крушении самолета. Теперь этим делом занимается пермское отделение Уральского следственного управления на транспорте. Инициатором, как и в прошлые разы, стали потерпевшие ? родственники погибших, они считают, что виновен в трагедии не только командир борта. Никаких скандальных заявлений не будет ? сплошная рутина, ? отметили на это в ведомстве.
Трагедия настолько потрясла наш город, никто не мог поверить, что это всего лишь трагическое стечение обстоятельств. Поэтому возникали самые невероятные, даже фантастические версии случившегося. Мы вспоминаем некоторые из них.
Официальная версия
В феврале 2009 года было объявлено о завершении расследования по факту авиакатастрофы. Официальной причиной трагедии было названо следующее: потеря пространственной ориентировки экипажем, в первую очередь КВС [командиром воздушного судна], осуществлявшим активное пилотирование самолета на заключительном этапе полета, что привело к перевороту самолета через левое крыло, его вводу в интенсивное снижение и столкновению с землей. Потеря пространственной ориентировки произошла при полете ночью, в облаках, с отключенными автопилотом и автоматом тяги. Фактором, способствовавшим потере пространственной ориентировки и неспособности к её восстановлению, явился недостаточный уровень профессиональной подготовки экипажа в части техники пилотирования воздушного судна.
Полный официальный отчет расследования авиакатастровы смотрите здесь
Теракт
Одной из первых проверили версию о теракте. На интернет-форумах появились очевидцы, которые, якобы, видели, как самолет горел в воздухе. Из чего следовало, что на борту могло сработать взрывное устройство.
По другой версии, террористы захватили Боинг, чтобы сбросить его на предприятие ПНОС ? крупнейшее нефтеперерабатывающее предприятие края. Тем самым нанести колоссальный урон городу и экономике страны. Узнав, о готовящемся теракте власти приняли решение сбить самолет, чтобы избежать большего количества жертв. Это объясняет и тот факт, что самолет упал в черте города, но на железнодорожные пути, при этом никто из горожан не пострадал.
Ни одна из этих версий официально не подтвердилась, по данным сохранившимся в бортовых самописцах, двигатели самолета работали до момента столкновения с землей.
Родственники погибших в пермской авиакатастрофе сами облагораживают место памяти
Алкоголь или болезнь
Этот рейс выполнял экипаж под командованием Родиона Медведева. Посадка проходила в сложных метеоусловиях, и диспетчер Большого Савино Ирек Бикбов отправил борт на повторный заход. Пилоты приняли решение сажать лайнер в ручную. Из-за недостаточного опыта и технической ошибки при ручном управлении лайнер резко завернул влево, самолет попал в неуправляемый штопор и рухнул.
Некоторые эксперты расценили действия пилотов как неадекватные, а в официальной версии сказано, что в мышечных тканях Медведева был обнаружен алкоголь. Кроме того сообщалось, что переходя на ручное управление командование самолетом перешло ко второму пилоту Рустему Аллабердину.
Диспетчер
Некоторые пермяки считают, что пермский диспетчер поменял схему посадки из-за того, что в это же время должен был вылететь самолет немецкой компании Люфтганза и немецкий пилот, якобы, попросил предоставить полосу сначала ему. Это явное нарушение неписанных правил авиации, по которым пилот в воздухе имеет приоритет перед теми, кто находится на земле.
Убийство
Среди погибших оказались несколько известных людей: советник президента РФ, Герой России генерал-полковник Геннадий Николаевич Трошев, первый вице-президент Всероссийской федерации самбо России Владимир Погодин, президент Федерации самбо Чувашии и депутат госсовета Чувашской Республики Александр Иванович Трофимов. Некоторые независимые издания говорили о том, что причиной катастрофы могло стать устранение одного из этих пассажиров.