В январе в многоквартирных домах упали сразу два лифта – в Чите и Нижнем Тагиле. К счастью, никто не погиб, но два человека получили травмы. Опасны ли российские лифты и как избежать исходящей от них угрозы, разбирался Dom.59.ru.
Упали и выжили
В Чите 13 января лифт упал всего со второго этажа, пишет ИА «Чита.Ру». Поэтому нет ничего странного, что ехавшие в нем с вызова к жильцам фельдшер и санитарка скорой медицинской помощи серьезных травм не получили. К тому же вроде бы лифт был остановлен предохранительными устройствами при превышении скорости опускания лифта.
А вот в нижнетагильской больнице 15 января лифт сорвался вниз с шестого этажа. Как пишет издание Naurfo.ru, «основной версией причины случившегося является перегруз лифта. На момент падения в кабине находилось восемь человек». К тому же этот «лифт эксплуатируется уже более 30 лет, а с 1 января 2014 года он не обслуживался, так как не был заключен соответствующий договор с обслуживающей организацией». Благодаря тому что сработала система аварийного торможения, травмы получили всего две сотрудницы больницы.
История гласит о нью-йоркской лифтерше, выжившей после падения в лифте с высоты 75-го этажа. Лифт находился в Эмпайр-стейт-билдинг, падение было вызвано крушением бомбардировщика B-25 в 1945 году. Это абсолютный рекорд по выживаемости при падении в лифте, занесенный даже в Книгу рекордов Гиннесса.
Падая – подпрыгнуть?
Считается, что выжить в падающем лифте можно, если смягчить удар, подпрыгнув в последний момент перед приземлением. Известные «разрушители легенд» Джейми Хайнеман и Адам Сэвидж провели эксперимент с падением старого лифта в заброшенном доме. Для этого они изготовили «подпрыгивающий манекен», который должен был пролететь в кабинке девять этажей, или 30 метров. Пружину, на которой он сидел, экспериментаторы освободили в двух метрах от дна шахты.
К концу падения лифт набрал скорость около 85 км в час. Манекен-испытатель подпрыгнул со скоростью один метр в секунду, или 3,6 тысячи метров в час. Но это не помогло, и он попросту развалился на части. Как же выжила счастливица-лифтерша?
«Видимо, кабина в Эмпайр-стейт-билдинг точно соответствовала размерам шахты, и под ней образовалась воздушная подушка. А свисающие кабели свернулись в своего рода пружину, когда она упала. Это достаточно замедлило скорость падения, и лифтерша осталась жива. Если эти условия не соблюдены, и вы не сможете подпрыгнуть с той же скоростью, с какой движется лифт, вы – покойник», – поясняет Джейми Хайнеман.
Мифы
На днях в Интернете появилась статья, разрушающая мифы о лифтах. Иллюстрируют ее фотографии Джейми и Адама, но думается, они отношения к информации не имеют, а их фото использованы для антуража. Автор, оставшийся неизвестным, развенчивает три мифа.
Тросы могут оборваться, и лифт упадет вниз
По словам автора, разорвать тросы практически нереально. Ведь их толщина – 10 мм, к тому же пассажирский лифт оснащен минимум тремя. Грузовой имеет четыре и более троса. Такую защиту может разрушить разве что «джедай со световым мечом». Если тросы все же оборваны, то «дальше к нам спешит на помощь ограничитель скорости... Один конец троса крепится к верху кабины, другой крепится снизу. Когда начинает ехать лифт, вместе с ним начинает крутиться шкивок ограничителя скорости. Если скорость лифта превысит номинальную, то шкивок стопорится и вытягивает механизм ловителей».
Замена лифта – удовольствие не из дешевых. По данным регионального министерства энергетики, с 2008 по 2012 годы с привлечением средств федерального Фонда ЖКХ в жилых домах Прикамья заменили и отремонтировали 291 лифт, и на это ушло более 455 миллионов рублей. Значит в среднем на лифт ушло более 1,5 миллиона рублей.
После того как кабина села на «ловушки», можно почувствовать себя в безопасности: вниз она не поедет.
Двери шахты можно открыть вручную
Руками, по версии автора, двери лифта не открыть, поскольку в шахте установлены специальные замки. К тому же с открытыми дверями лифт не поедет.
Лифт сошел с ума
А вот это вполне может случиться.
«Здесь есть некоторые факты: электромеханик, электроника и возраст лифта, – считает автор. – Электромеханик без квалификации может неосознанно или без понимания перекоротить блокировочные контакты, что может привести к печальным последствиям. Например, лифт поедет с открытыми дверями. Что до электроники – она может дать сбой... Более старые лифты используют вместо плат реле, у которых есть один неприятный минус – намагничивание. Из-за этого в нужный момент нужный контакт не будет разомкнут, и лифт может повести себя непредсказуемо».
В Перми более чем у 60% домов истек срок нормативной эксплуатации лифтов. Предполагается, что менять их нужно каждые 15 лет. Скоро в Прикамье начнет действовать система, когда за капремонт платят жители. Квитанции с соответствующей графой пермяки, возможно, получат уже в апреле. Замена лифтового оборудования должна оказаться в приоритете, так как от него зависит безопасность жителей дома.